Общая характеристика культуры возрождения
Зародилась в Италии в середине XIV в. Обращение к античности.
Гуманизм: в центре внимания знания о человеке и обществе. Отказ от аскетизма, прославление земной жизни.
Скульптура Проторенессанса
У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине 13 века в Пизе мастер Николо Пизано. Никколо Пизано. Ок. 1220 – 1278/84.
Основал школу скульптуры, просуществовавшую до сер. 14 в. и распространившую свое влияние по всей Италии. Кафедра баптистерия в Пизе. Мрамор. Ок. 1260 г. Предназначалась для выступления священнослужителей.
В рельефах на традиционные сюжеты, например «Рождество», широко использованы мотивы скульптуры позднеримских саркофагов и ваз. Здесь же – сюжет «Благовещение». - Светский характер сюжетов. - Высокий рельеф помог подчеркнуть объемность фигур.
В сюжете «Принесение во Храм» Никколо Пизано воспроизвел в виде старца Симеона фигуру Диониса с античной мраморной вазы.
Аллегория «Силы» имеет своим прообразом древние изображения нагого Геракла.
С невиданной до того экспрессией передан драматизм сюжета «Избиение младенцев».
Как и у Никколо, в произведениях Джованни можно найти мотивы, заимствованные из античной скульптуры. Например, позднеримские рельефы.Арнольфо ди Камбио. Ок. 1240 - 1302. От учителя Никколо Пизано унаследовал пристрастие к классике.
Его образы монументальны, величественны. Перуджа. Фонтан. 1281.
Живопись Проторенессанса
Кроме Тосканы (города Флоренция, Пиза, Сиена), расположенной к северу от Рима, на рубеже 13 – 14 вв. новые веяния проникли и в художественные круги Рима.
В течение некоторого времени значительная роль в живописи Проторенессанса принадлежала римским художникам. Хотя подъем римской школы был недолговременным из-за отлива художественных сил из папской столицы в период так называемого авиньонского пленения пап (в 1309 – 1377 гг. папский престол был перенесен в Южную Францию).
Пьетро Каваллини. Ок. 1250 – ок. 1330. Подобно тому, как Николо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основы нового направления в живописи.
В творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники живописи.
Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения.
Сохраняя «византийскую манеру» вводит светотеневую моделировку формы.
Фрески в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере. 1293. Фигуры апостолов из «Страшного суда». Бесплотность фигур сменяется здесь монументальностью.
Мозаика церкви Санта Мария ин Трастевере. 1291. Рождение Марии.
Использует систему античной перспективы интерьера – две ниши с сокращающимся в перспективе кассетированным потолком (2 точки схода).
После того, как со второго десятилетия 14 века художественная жизнь в Риме замерла, ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.
Роль Флоренции в истории Итальянского Возрождения исключительна. В течении двух столетий она была неким художественным центром страны.
В начале 14 в. Флоренция была богатым и процветающим городом-республикой. Основу благосостояния города составляло сукноделие.
Вся полнота власти находилась по конституции республики у ремесленных цехов и купеческих гильдий. Знать была отстранена от всякого участия в политической жизни.
Цехи и гильдии взяли на себя заботу об украшении города и были главными заказчиками на произведения искусства.
Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ. Ок. 1240 – ок. 1302.
Джорджо Вазари, с которого началась история искусств в Европе, свою книгу о художниках Возрождения «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» начал именно с Чимабуэ. Он писал: «Нескончаемым потоком бедствий, затопившим и низвергшим в бездну несчастную Италию, не только были разрушены памятники архитектуры <…> но, что еще существеннее, как бы уничтожены были совершенно и все художники. И вот тогда-то, по воле Божией, и родился в городе Флоренции в 1240 году, дабы возжечь первый свет искусству живописи, Джованни по фамилии Чимабуэ в конце концов, прожив 60 лет, он отошел в другую жизнь, почти что возродив живопись.
Остается мне сказать о Чимабуэ, что в начале нашей книги можно видеть кое-какие небольшие вещи, выполненные его рукой в духе миниатюр; и хотя теперь они и кажутся довольно неуклюжими, все же по ним можно судить, сколько хороших качеств приобрело искусство рисунка благодаря его творениям».
Маэста (Мадонна с младенцем и ангелами) из церкви Санта Тринита. 1280-1285. Уффици. Алтарная картина.
- В фигурах пророков чувствуется стремление отойти от греческой манеры имперсональности образов.
- Новые искания и в попытке объединить группу общим действием – ангелы поддерживают трон, двое из пророков смотрят на мадонну с младенцем.
- Элементы пространственности в построении трона.
Но пока в композиции нет глубины и фигуры остаются плоскостными. Византийская иконографическая схема пока господствует в работе.
Самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне. 1266/67 – 1337.
Именно к его деятельности приурочивается обычно возникновение нового искусства.
В произведениях он достигает огромной силы драматического напряжения и психологической глубины.
Работал как живописец, скульптор и архитектор. Но главное призвание – живопись.
- Большие повествовательные циклы.
- Новое понимание пространства и объема.
- Взволнованность и экспрессия образов.
- Сила в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств.
Сам Данте в «Божественной комедии» упомянул Джотто:
«Кисть Чимабуе славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
А живопись того затемнена.»
Церковь Сан Франческо в Ассизи. Посвящена святому Франциску (1182 - 1226), основавшему орден нищенствующих монахов.
Цитата из книги Александра Викторовича Степанова «Искусство эпохи Возрождения». Стр. 80. о церкви в Ассизи.
На высоте около 2 м от пола Джотто с помощниками написали 27 картин 2,7 х 2,3 м.
Настоящий каркас был подхвачен иллюзорными архитектурными деталями. Например, мнимый карниз незаметно переходит в действительный.
1. Предсказание славы св.Франциску.
2. Дарение плаща прославленному обнищавшему воину.
3. Св.Франциск видит сон о дворце, наполненном оружием.
Центральной работой Джотто является роспись капеллы дель Арена в Падуе.
Истории Иоакима (отца Марии, Изгнание Иоакима из храма), Марии и Христа в передаче Джотто – это повествования с присказкой «как сейчас вижу».
Симоне Мартини. Ок. 1285 – 1344.
Гвидориччо де Фольяни. Фрагмент фрески в Палаццо Публико в Сиене. 1328
Симоне Мартини. Благовещенье. Мадонна.
Амброджо Лоренцетти.? – 1348. Фреска в Палаццо Публико в Сиене. Доброе и дурное правление и их последствия. 1337 – 1339.