Живопись Проторенессанса




Общая характеристика культуры возрождения

Зародилась в Италии в середине XIV в. Обращение к античности.

Гуманизм: в центре внимания знания о человеке и обществе. Отказ от аскетизма, прославление земной жизни.

Скульптура Проторенессанса

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине 13 века в Пизе мастер Николо Пизано. Никколо Пизано. Ок. 1220 – 1278/84.

Основал школу скульптуры, просуществовавшую до сер. 14 в. и распространившую свое влияние по всей Италии. Кафедра баптистерия в Пизе. Мрамор. Ок. 1260 г. Предназначалась для выступления священнослужителей.

В рельефах на традиционные сюжеты, например «Рождество», широко использованы мотивы скульптуры позднеримских саркофагов и ваз. Здесь же – сюжет «Благовещение». - Светский характер сюжетов. - Высокий рельеф помог подчеркнуть объемность фигур.

В сюжете «Принесение во Храм» Никколо Пизано воспроизвел в виде старца Симеона фигуру Диониса с античной мраморной вазы.

Аллегория «Силы» имеет своим прообразом древние изображения нагого Геракла.

С невиданной до того экспрессией передан драматизм сюжета «Избиение младенцев».

Как и у Никколо, в произведениях Джованни можно найти мотивы, заимствованные из античной скульптуры. Например, позднеримские рельефы.Арнольфо ди Камбио. Ок. 1240 - 1302. От учителя Никколо Пизано унаследовал пристрастие к классике.

Его образы монументальны, величественны. Перуджа. Фонтан. 1281.

Живопись Проторенессанса

Кроме Тосканы (города Флоренция, Пиза, Сиена), расположенной к северу от Рима, на рубеже 13 – 14 вв. новые веяния проникли и в художественные круги Рима.

В течение некоторого времени значительная роль в живописи Проторенессанса принадлежала римским художникам. Хотя подъем римской школы был недолговременным из-за отлива художественных сил из папской столицы в период так называемого авиньонского пленения пап (в 1309 – 1377 гг. папский престол был перенесен в Южную Францию).

Пьетро Каваллини. Ок. 1250 – ок. 1330. Подобно тому, как Николо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основы нового направления в живописи.

В творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники живописи.

Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения.

Сохраняя «византийскую манеру» вводит светотеневую моделировку формы.

Фрески в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере. 1293. Фигуры апостолов из «Страшного суда». Бесплотность фигур сменяется здесь монументальностью.

Мозаика церкви Санта Мария ин Трастевере. 1291. Рождение Марии.

Использует систему античной перспективы интерьера – две ниши с сокращающимся в перспективе кассетированным потолком (2 точки схода).

После того, как со второго десятилетия 14 века художественная жизнь в Риме замерла, ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.

Роль Флоренции в истории Итальянского Возрождения исключительна. В течении двух столетий она была неким художественным центром страны.

В начале 14 в. Флоренция была богатым и процветающим городом-республикой. Основу благосостояния города составляло сукноделие.

Вся полнота власти находилась по конституции республики у ремесленных цехов и купеческих гильдий. Знать была отстранена от всякого участия в политической жизни.

Цехи и гильдии взяли на себя заботу об украшении города и были главными заказчиками на произведения искусства.

Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ. Ок. 1240 – ок. 1302.

Джорджо Вазари, с которого началась история искусств в Европе, свою книгу о художниках Возрождения «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» начал именно с Чимабуэ. Он писал: «Нескончаемым потоком бедствий, затопившим и низвергшим в бездну несчастную Италию, не только были разрушены памятники архитектуры <…> но, что еще существеннее, как бы уничтожены были совершенно и все художники. И вот тогда-то, по воле Божией, и родился в городе Флоренции в 1240 году, дабы возжечь первый свет искусству живописи, Джованни по фамилии Чимабуэ в конце концов, прожив 60 лет, он отошел в другую жизнь, почти что возродив живопись.
Остается мне сказать о Чимабуэ, что в начале нашей книги можно видеть кое-какие небольшие вещи, выполненные его рукой в духе миниатюр; и хотя теперь они и кажутся довольно неуклюжими, все же по ним можно судить, сколько хороших качеств приобрело искусство рисунка благодаря его творениям».

Маэста (Мадонна с младенцем и ангелами) из церкви Санта Тринита. 1280-1285. Уффици. Алтарная картина.
- В фигурах пророков чувствуется стремление отойти от греческой манеры имперсональности образов.
- Новые искания и в попытке объединить группу общим действием – ангелы поддерживают трон, двое из пророков смотрят на мадонну с младенцем.

- Элементы пространственности в построении трона.

Но пока в композиции нет глубины и фигуры остаются плоскостными. Византийская иконографическая схема пока господствует в работе.

Самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне. 1266/67 – 1337.

Именно к его деятельности приурочивается обычно возникновение нового искусства.

В произведениях он достигает огромной силы драматического напряжения и психологической глубины.

Работал как живописец, скульптор и архитектор. Но главное призвание – живопись.

- Большие повествовательные циклы.

- Новое понимание пространства и объема.

- Взволнованность и экспрессия образов.

- Сила в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств.

Сам Данте в «Божественной комедии» упомянул Джотто:

«Кисть Чимабуе славилась одна,

А ныне Джотто чествуют без лести,

А живопись того затемнена.»

Церковь Сан Франческо в Ассизи. Посвящена святому Франциску (1182 - 1226), основавшему орден нищенствующих монахов.

Цитата из книги Александра Викторовича Степанова «Искусство эпохи Возрождения». Стр. 80. о церкви в Ассизи.

На высоте около 2 м от пола Джотто с помощниками написали 27 картин 2,7 х 2,3 м.

Настоящий каркас был подхвачен иллюзорными архитектурными деталями. Например, мнимый карниз незаметно переходит в действительный.
1. Предсказание славы св.Франциску.

2. Дарение плаща прославленному обнищавшему воину.

3. Св.Франциск видит сон о дворце, наполненном оружием.

Центральной работой Джотто является роспись капеллы дель Арена в Падуе.
Истории Иоакима (отца Марии, Изгнание Иоакима из храма), Марии и Христа в передаче Джотто – это повествования с присказкой «как сейчас вижу».

Симоне Мартини. Ок. 1285 – 1344.

Гвидориччо де Фольяни. Фрагмент фрески в Палаццо Публико в Сиене. 1328
Симоне Мартини. Благовещенье. Мадонна.

Амброджо Лоренцетти.? – 1348. Фреска в Палаццо Публико в Сиене. Доброе и дурное правление и их последствия. 1337 – 1339.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: