Методические рекомендации
«Развитие слухового восприятия и обучение произношению
учащихся с кохлеарными имплантантами
на индивидуальных занятиях»
Стремительное развитие высоких технологий, достижения медицинской науки привели к созданию высококачественных современных слуховых аппаратов, отечественных и зарубежных, что, несомненно, существенно повлияло на успешность обучения устной речи детей с нарушением слуха – глухих и слабослышащих. Однако полноценная компенсация с помощью современных СА возможна не при всех потерях слуха.
В настоящее время на помощь глухим детям приходит операция по кохлеарной имплантации. После операции, после настроек процессора ребёнок получает возможность слышать всё разнообразие звуков окружающего мира и звуков речи, в т. ч. высокие звуки, которые дети с большой потерей слуха не слышат или плохо слышат даже в мощных слуховых аппаратах. Ребёнок с КИ может услышать точно или почти точно любое слово. Но это лишь огромные возможности, которые предоставляет имплант. Реализация же этих возможностей зависит от условий обучения и условий жизни каждого ребёнка.
Важно понимать, что после операции дети не становятся нормально слышащими, они становятся слабослышащими, но с гораздо большим, чем у слухопротезированных слабослышащих, частотным диапазоном, т. е. возможностью лучше слышать структуру слова, звуки, составляющие слова, лучше слышать окончания слов и т. д. (10). КИ обеспечивает возможность слышать и тихие звуки, но это не обозначает, что ребёнок будет сразу понимать речь и говорить.
Чтобы ребёнок с КИ мог понимать речь и говорить, ему надо:
1. Научиться анализировать речь и другие звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов.
|
2. Овладеть системой родного языка - знать значение слов, правила изменения и соединения слов в предложении.
3. Научиться произносить разные звуки речи и соединять их в слова и предложения.
4. Научиться общаться с другими людьми с помощью речи. Это очень важно, потому что многие дети с нарушенным слухом часто не используют слова и фразы в жизни для общения, хотя знают и произносят их на занятиях с педагогом (1, 2).
Процесс полноценного возвращения глухого ребёнка в мир звуков и родной речи достаточно длительный. Темпы обучения устной речи, её слуховому восприятию и пониманию у каждого ребёнка различны и зависят от многих причин.
Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка дополнительных нарушений (2).
В настоящее время издана специальная литература на тему кохлеарной имплантации, публикуются научные статьи по вопросам изучения и обучения детей с КИ в журналах «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «ВЕС», рекомендации и пособия для родителей детей с КИ. Всё это оказывает существенную помощь в работе учителям -дефектологам, ведущим индивидуальную работу по РСВ и ОП в школе-интернате для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, помогает глубже вникнуть в методику работы с учащимися, имеющими недостатки слуха, скорректировать и перестроить её с учётом особенностей новой категории детей, поступающей для обучения в учебное заведение данного типа, детей, перенёсших операцию по КИ.
|
После того, как появились качественные слуховые аппараты, а потом и КИ, стали интенсивно развиваться слуховые методы для развития речи детей с недостатками слуха. Детей с КИ стали обучать речи на основе слухового восприятия, так же как при естественном развитии речи у нормально слышащего ребёнка. Одним из таких слуховых методов является метод, разработанный в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла и носа для слуховой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (Королёва, 2008). Девиз этого метода: «Слушай, думай, говори, слушай весь день».
Слуховое развитие ребёнка после кохлеарной имплантации, как отмечает И. В. Королёва, происходит в двух ситуациях:
- в естественных условиях, дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое восприятие происходит естественно, непроизвольно. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации:
- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях (2).
Родители детей с КИ развивают у ребёнка умение слушать во время совместных действий: кормления, приготовления еды, одевания на прогулку и т. д. И это имеет наибольшее значение, потому что именно так ребёнок научается пользоваться слухом и речью для общения (3). Родители также могут проводить и занятия в виде игры, формируя у ребёнка те навыки, которые не так хорошо развиваются в процессе естественного общения.
|
Специалисты отводят ведущую роль в обучении понимать обращённую речь, формированию пассивного и активного словаря родителям. К сожалению, не все поступающие в 1 класс школы-интерната для глухих и слабослышащих дети, которым была сделана операция в дошкольном возрасте (3-5 лет), в силу тех или иных причин, имеют недостаточный для дальнейшего обучения пассивный и активный словарь. Только при самом тесном сотрудничестве с родителями таких детей можно восполнить упущенное и совместными (включая работу по развитию слуха и речи учителя и воспитателя класса) ежедневными усилиями восполнять образовавшийся пробел.
Задача сурдопедагога на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП – побуждать и учить ребёнка пользоваться приобретённой физической возможностью слышать.
Требуется обеспечить переход ребёнка к коммуникации на естественной сенсорной основе. Это самый ответственный этап реабилитации – он запускает весь её дальнейший процесс, и сурдопедагог играет здесь ведущую роль (9).
Реабилитация ребёнка после КИ невозможна без полноценной работы по развитию речевого слуха, которая ведётся на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП.
При развитии слуха мы учим ребёнка последовательно выполнять разные по сложности задания от самых простых, до самых сложных. Сначала ребёнок учится определять, есть звук или нет (речевой или неречевой), а потом различать звуки, слоги, слова и фразы. У большинства детей с КИ можно развивать фонематический слух, а значит, обеспечить ребёнку условия для освоения речи на слух.
Для занятий по РСВ в начальный период обучения используются картинки. Видя картинку, ребёнок воспринимает слово как единое целое, и не выделяет из него отдельные звуки, как мы это делаем при чтении. То же самое происходит при построении фразы из слов. Именно так воспринимают устную речь дети и взрослые.
При общении со взрослыми и восприятии окружающего мира ребёнок с нарушенным слухом опирается на зрение, чтобы понять, что происходит вокруг. При развитии слухового восприятия ребёнка нам надо, чтобы он сосредоточился на слухе, а не пытался прочесть по движениям наших губ, что мы говорим. Поэтому во время занятий по развитию слухового восприятия мы должны закрывать лицо, за исключением тех моментов, когда мы объясняем задание ребёнку, ведь нам важно чтобы он понял задание. Важно говорить не быстро, с чёткой артикуляцией (но естественно, не слишком медленно и не утрируя артикуляцию). Развитие у ребёнка с нарушенным слухом внимания к артикуляции говорящего и подражание этим движениям важно также для формирования у ребёнка произношения и устной речи.
Во время занятий сидеть нужно рядом с ребёнком со стороны речевого процессора. В этом случае можно не закрывать лицо экраном – ребёнок смотрит на картинки и понимает, что ему надо делать. Благодаря тому, что педагог сидит и говорит близко к микрофону процессора, ребёнок слышит речь очень чётко. Если же ребёнок что-то не понял, он всегда может посмотреть на педагога в зеркало.
Глухие дети, не имевшие слухового опыта, лучше различают односложные слова. У них плохо развита слуховая память, поэтому запомнить односложное слово им легче, чем многосложное. Кроме того, детям легче произносить такие слова, что также способствует их запоминанию. Когда ребёнок научается различать предложенный речевой материал, обязательно учим его различать слова, произнесённые шёпотом.
Различение многосложных слов лучше начинать со слов, сильно отличающихся друг от друга. Это слова, в которых ударный слог находится в разном месте и которые состоят из разных фонем/букв. При этом ребёнку предлагаются хорошо знакомые многосложные слова. Затем можно перейти к словам, в которых ударение находится в одном и том же месте. Самое сложное задание – различение слов, отличающихся только одной фонемой/буквой.
Первые фразы для восприятия на слух должны включать хорошо знакомые ребёнку слова, которые он усвоил.
Основной задачей этапа различения часто используемых слов и фраз является накопление ребёнком пассивного словаря и приобретение умения узнавать эти слова на слух.
Родным языком имлантированных детей является устная речь (и в обучении, и в общении между собой и с окружающими).
Глухой ребёнок с КИ должен пройти все стадии предречевого развития, который проходит ребёнок с нормальным слухом. Стадия интонированного лепета, произнесение цепочек слогов, повторение интонации и контура слова или фразы очень важны в правильном развитии речи ребёнка. Как и нормально слышащие дети, ребёнок с нарушенным слухом сначала произносит слово приближённо, чтобы совершенствуя артикуляционные движения, произнести его точно (2).
Сопряжённая речь (проговаривание ребёнком слова/фразы одновременно с педагогом) широко использовалась для формирования произношения ребёнка с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП. Этот приём был разработан, когда не было качественных СА и КИ, как в настоящее время. По мнению специалистов, когда ребёнок повторяет слово вместе со взрослым, он не слушает, не понимает и не запоминает его. «Это происходит потому, что на занятиях педагог концентрируется на развитии у ребёнка произношения, не уделяя необходимого внимания развитию понимания речи» (2). Ребёнок с КИ слышит, поэтому, если ребёнок стремится повторить слово/фразу одновременно с педагогом, следует остановить его и напомнить: «Я скажу, а потом ты».
Дети с имплантами на первых порах часто пропускают слоги в словах, особенно последний и безударный слог. Правильно повторить чисто слогов в слове/фразе помогает отхлопывание по тыльной стороне ладони ребёнка числа слогов при повторении новых слов или при произнесении знакомых слов. Мы побуждаем ребёнка сказать или повторить слово, при этом сами произносим слово по слогам и одновременно с этим хлопаем по его ладошке. Просим ребёнка повторить слово, хлопая его по ладони в соответствии с произнесёнными слогами. Делаем это несколько раз, чтобы ребёнок запомнил число слогов в слове и постепенно научился повторять его, не пропуская слоги. А затем обязательно произносим эту слово/фразу плавно, сопровождая его плавным движением кисти руки (справа-налево), и просим ребёнка повторить, чтобы помочь научиться произносить слова слитно, а не по слогам.
Как показывает практика, добиться хорошего результата в этой работе наряду с отхлопыванием можно и другим способом, если учить детей точно воспроизводить слоговую структуру речевых единиц на материале слов и фраз, значение которых они хорошо знают и понимают. В этом случае использование приёма сопряжённого проговаривания речевого материала в работе над произносительной стороной речи уч-ся с КИ, по нашему мнению, оказывается достаточно эффективным и не вступает в противоречие со слуховым методом работы над речью с имплантированными детьми.
Ребёнок активно артикулирует при произнесении слова одновременно с учителем, глядя в зеркало, а потом произносит это слово самостоятельно. При этом он также запоминает число слогов в слове и научается повторять его, не пропуская слоги. Завершаем это упражнение, как и после отхлопывания слогов, обязательным плавным проговариванием слова или фразы в сопровождении плавного движения кисти руки (справа-налево)
Ребёнок научился правильно произносить звуки и может повторить слово, но это не всегда означает, что он его понимает и знает. Поэтому на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП время от времени необходимо проверять, знает ли ребёнок, что обозначает то или иное слово. Для этого после повторения слова за учителем или самостоятельного его произнесения просим ребёнка показать нужный предмет, картинку, воспроизвести действие.
Если ученик уже знаком с обобщающими словами, для проверки понимания значения слова можно предложить ему для выбора правильный и неправильный ответ. Например: «Ботинки – это одежда или обувь?»
Если ребёнок на занятиях у учителя-дефектолога постоянно даёт неправильные ответы, не соотносит слово с картинкой или предметом, не может воспроизвести действие, необходимо проинформировать об этом учителя и воспитателя, работающих в классе, а также указать родителям учащегося на проблемы в усвоении их ребёнком словаря по той или иной теме с целью усиления дальнейшей совместной работы по развитию речи с этим учащимся.
Учащиеся с КИ в начале обучения имеют слабую слухоречевую память, которая нуждается в её длительной систематической тренировке. В связи с этим на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП полезно проводить упражнения для запоминания знакомых и малознакомых слов. Например, после называния учеником нескольких картинок ему предлагается их запомнить, после чего картинки переворачиваются или убираются, и ребёнок самостоятельно без опоры на наглядный материал повторяет их названия.
С этой же целью предлагаем ученику повторить за учителем ряд слов, воспринятых слухозрительно или на слух, без опоры на наглядный материал. Слова можно повторить несколько раз, постепенно увеличивая их количество. Подобные упражнения можно проводить в разных вариантах, в т. ч. в игровой форме, поощряя ребёнка за правильные точные ответы призами, фишками.
В работе над произносительной стороной речи детей с КИ на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП используется чтение. Ребёнка с КИ следует учить чтению, как и нормально слышащих детей (глобальное чтение исключается) Раннее обучение ребёнка с КИ буквам, чтению по слогам, а затем по словам, играет большую роль в обучении его произносить слова и предложения так, чтобы было понятно окружающим, а также важно для развития у него языковой системы речи.
Многие дети, пользующиеся КИ не нуждаются в дактилировании для формирования звукопроизношения. Но если ребёнок знает дактиль и движение пальцев ему помогает вспомнить, как произносится или читается звук/буква, то такому ребёнку можно разрешить на занятии дактилировать при произнесении звука. Но только потом надо обязательно попросить его повторить этот звук или слово без дактилирования 2-3 раза, чтобы он запомнил его без помощи рук.
Обязательным условием полноценного слухоречевого и языкового развития является двустороннее (бинауральное протезирование): у ребёнка должны быть имплант и аппарат, или два импланта.
Отличительной особенностью детей с КИ состоит в том, что благодаря появившемуся с КИ слуху и умению слушать, процесс овладения и накопления в памяти новых слов у них достаточно быстро становится спонтанным.
Мы не учили это слово на занятии с учеником, а он сам, слушая речь взрослых, начинает понимать его значение и говорить так же, как ребёнок с нормальным слухом.
Моменты, когда ребёнок проявляет понимание значения слова, которому его не учили, а позднее спрашивает педагога или родителей, что значит то или иное слово, являются ключевыми в развитии ребёнка с нарушенным слухом
В результате работы по развитию слухового восприятия, сурдопедагогов по обучению произношению и закреплению полученных на специальных занятиях произносительных навыков и умения пользоваться слухом на общеобразовательных уроках и во внеурочное время, а также большой работе родителей детей с КИ по накоплению пассивного и активного словаря, у учащихся формируется естественная (как у слышащих сверстников), интонированная, выразительная речь.
Кохлеарная имплантация – это шанс для глухого ребёнка максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них. Эта возможность может быть реализована только при условии ежедневных занятий по развитию речевого слуха и устной речи ребёнка и ежеминутного целенаправленного общения с ним.
Литература.
1. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Всё самое важное для родителей/ И.В. Королёва. СПб: Умная Маша, 2010. – 208с.
2.Королёва И.В., Янн П. А. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. – СПб,: КАРО, 2011. з 240с.: - (Серия «Специальная педагогика»)
3. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом /Науч. ред. проф. И.В. Королёва. – СПб: Умная Маша, 2010. -200 с.
4. Сироткина Т.Ю. О некоторых особенностях развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.//Дефектология. -2014. -№1. – С. - 52-60
5. Леонгардт Аннет. Служба кохлеарной имплантации для детей глухих родителей. (Перевод с немецкого - И. И. Кукушкин) // Дефектология. – 2014. - №2. – С. – 21-35.
6. Леонхардт Аннет, Фогель Арно. Перевод с немецкого - И.И. Кукушкин. Консультирование глухих родителей глухих детей по проблемам кохлеарной имплантации и последующей реабилитации. // Дефектология. – 2014. - №3. – С. -12-20.
7. Сатаева А.И. Показатели завершения «запускающего этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарными имплантами. // Дефектология. – 2014. - №3. – С. – 21-29.
8. Гончарова Е.А., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребёнка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации – новое явление в сурдопедагогике. // Дефектология. – 2014. - №1. – С. -14-16.
9. Гончарова Е.А., Кукушкина О.И. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантантами. // Дефектология. – 2013. - №6. – С. – 23-32.
10. Леонгардт Эмилия. Наука – глухим. // В едином строю. – 2014.- №11. – С.- 18-19.
11. Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. -№1. – С. – 55- 63.
Н.В. Крашенинникова, учитель-дефектолог,
Казённое общеобразовательное учреждение Орловской области
«Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих,
слабослышащих и позднооглохших обучающихся»