Афоризмы пьесы Брехта «Жизнь Галилея»




«Жизнь Галилея» - пьеса немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта, одно из самых значительных его произведений.

В пьесе поднимаются проблемы, актуальные во все времена, например, бедность учёных, которые, хотя и защищены в Венецианской республике от инквизиции, но не могут жить на научные исследования, или использование научных достижений в чьих-то корыстных целях, или нежелание принимать очевидное из-за страха. Тема пьесы – наступление «нового времени» и реакция на его идеи. Галилей ни на миг не сомневается в своей правоте, он настаивает на том, что правильна система Коперника, в которой Земля вертится вокруг Солнца. Его конфликт с обществом, несмотря на внешнее смирение, не прекращается никогда, потому что именно в научной честности герой видит прогресс человечества. Пьеса Бертольда Брехта «Жизнь Галилея», взяв за основу историю знаменитого учёного Раннего Нового времени, поднимает целый пласт вопросов, касающихся взаимоотношений науки и власти, науки и народа.

Работа над текстом драмы о Галилее, над речью, словом была очень важна для Брехта. Так, например, в 1945—1946 годах, в США, работая вместе с актёром Чарльзом Лоутоном над переводом пьесы на английский язык, Брехт внёс в неё существенные изменения: он удалял все реплики, ремарки, даже некоторые эпизоды, которые могли располагать к положительному истолкованию поведения Галилея. В самый разгар этой работы атомный век дебютировал в Хиросиме — сам Брехт считал, что не столько внесённые им изменения, сколько атомная бомба «осветила конфликт Галилея с властями новым, ярким светом». Во всяком случае, в этой новой редакции Брехт добавил в финальный монолог Галилея слова: «…Пропасть между вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен воплем ужаса». Во второй редакции, по сравнению с первой, Брехт более чётко высветил и «противоречия прогресса и реакции в обществе».

В драме Брехта выверенный и точный язык в репликах персонажей. И в речи можно обнаружить значительное количество афористичных высказываний. В чем же цель этих фраз? О чем они и зачем нужны автору?

Афоризм – это четкая и законченная мысль автора, в которой заложен глубокий смысл, выраженная в художественной форме. Его легко запомнить, и он неоднократно употребляется людьми в повседневной жизни. Он не может использоваться в точных и естественных науках, но с большим успехом используется в гуманитарных науках: философии, истории, политологии, обществоведениеи - где достаточно часто художественное описание, убедительность и эмоциональность. Художественность придает оттенок новинки и неожиданности в вопросах, которые, зачастую, касаются «нераскрытых тем». Он очень устойчив, каждое слово в нем занимает свое постоянное место, и ни одно из них нельзя ни прибавить, ни убавить. По этой причине афоризмы очень трудно переводить на другой язык. Свойство внутренней конфликтности афоризма делает его незаменимой формой для отражения противоречивых общественных и бытовых жизненных проблем.

Для рассмотрения роли афоризмов в выражении мысли автора взято 30 афоризмов, наиболее конкретно иллюстрирующие различные проблемы, освещенные в данном произведении. Их используют как положительные, так и отрицательные герои, главные и второстепенные персонажи, но большую часть из них Бертольд Брехт включил в речь самого Галилея. Афоризмы при помощи подтекста так же отражают суть жизни, как это делал Галилей в произведении. Пьеса, посвященная людям науки, более философична, чем любая другая. Таким образом, автор приближает стиль написания пьесы к общественной действительности того времени, когда прямое признание контр-истины буквально означало отречение от жизни. Вся речь героев в этой пьесе подчинена тематике выбора, настрою и значительному подтексту, насыщенностью философией. Эту роль выполняют афоризмы.

Все выбранные афоризмы имеют тему или проблему, и по этому принципу можно разделить их на несколько групп. Первая из них и, по-моему мнению, одна из играющих главную роль—это проблема отношения общества к истине.

«Только мертвецов не трогают доводы » —этот афоризм произносит Галилей, когда уверенно отстаивает теорию о том, что Коперник был прав и Земля совершенно не центр всего мира, а как и прочие планеты вращается вокруг солнца. Этим высказыванием он подчеркивает абсурд происходящего в мире противостояния науки и церкви, которой слепо верило общество. В описанное время на многие доводы и факты просто закрывали глаза, а если и открывали, то отказывались принимать очевидное за истину.

«Если истина слишком слаба, чтобы обороняться, она должна переходить в наступление ». Так высказывается Галилей, когда говорит Андреа о том, что если власть не признает новые истины и не хочет искать доказательств, то он сам покажет им их. Галилей решительно настроен внести изменения не только в научное миропонимание человека, но и в общественный уклад в целом. На эту фразу Андреа отвечает ему следующее: «Злосчастна та ночь, когда человек видит истину ». Таким образом Бертольд Брехт словами второстепенного героя описывает последствия подобных изменений. Ведь на власти, опирающейся на заблуждения, стоит их общество, и далеко не многие смогут принять новый мир с новым положением Земли на карте неба. Но Галилей считает, что истина должна быть достигнута путем усердных трудов ученых, преданных науке: «Истина пробивает себе путь только в той мере, в которой мы пробиваем ей путь; победа разума может быть только победой поборников разума » — и что в таком случае, никакие власти не смогут встать на пути у новых открытий и правды: «Истина-дитя времени, а не авторитета ».

Галилей считает святым долгом перед миром—доносить правду и проливать свет на все новые истины и разгадки тайн природы и бытия, чтобы каждый горожанин знал астрономию и другие науки, а общество все время развивалось, а не стояло на месте. В то время как люди, не принимающие ничего нового и доказанного всерьез, совершают преступление против всего человечества: «Кто не знает правды, тот просто дурак. Но кто знает ее и называет ложью, тот преступник! ». Но несмотря на все те преграды на пути Галилея, когда ему приходится отречься от своей теории, жертвовать своим здоровьем ради того, чтобы донести до мира свои исследования, он добивается своего и передает научные труды Андреа, открывая эти истины всему миру: «При наличии препятствий, кратчайшей линией между двумя точками может оказаться кривая », —цитируя Галилея, говорит он.

Основным препятствием на пути к раскрытию заблуждений в старых учениях Бертольд Брехт видит в неготовности власти принять новую правду и отречься от общепринятых знаний, на которых и было построено общество. Ведь если люди начнут сомневаться в том, какую науку им дает государство, то они могут сомневаться и в решениях, принятых этим государством, и в конечном счете вообще усомниться в самом государстве. Именно желание элиты оставить старый уклад жизни противостоит истине. «Привет от нас всем Марсили, которые приказывают Земле стоять на месте, чтобы не свалились их замки », —Говорят Федерцони и Андреа вслед уходящему Людовико, считающему, что трактаты о Юпитере плохо сказались на работоспособности его крестьян. Такое отношение к науке обусловлено тем, что вместе с устаревшими нормами канет в лету и их авторитет, их власть и их значимость в обществе, тем самым свергнет их с пьедестала поклонения: «Говорят, этот господин Галилей убирает человека из центра Вселенной куда-то на окраину ». Галилей уверен, что такое состояние дел продержится не долго, ведь чем больше ученых возьмутся за доказательство его теорий, тем меньше народ будет верить в своих властителей: «Доверие иссякает от того, что им злоупотребляют ».

Но не только теряющая свои позиции власть не дает развиваться науке. «Перед звездами мы как подслеповатые черви, которые мало что видят», —так Галилей описывает общую осведомленность людей о строении окружающего их мира, говорит, как ничтожны эти знания перед всеми истинами вселенной. Общество само по себе не всегда способно правильно воспринимать революции и обновления, а наука не способна существовать без ее применения. «Зачем стараться быть умниками теперь, когда мы наконец можем стать менее глупыми? » — вопрошает Галилей, удивляясь тому, что сами люди не хотят быть знающими и согласны жить без истины, но быть в курсе всех заблуждений. Люди просто не всегда умеют использовать науку, не готовы впустить ее в свою жизнь, так и не разобравшись в сути и мысля категориями: «Скудо дают только за то, что приносит скудо », - как выразился куратор насчет исследований Галилея и преподавания математики с элементами его открытий.

Скудости обывательского мышления и косности властей Галилей противопоставляет свободу и множественность вариантов. «Но вселенная вдруг потеряла свой центр и приобрела бесчисленное множество центров », — такими видит Галилей последствия научного переворота жизни обычных людей, от них не стоит ждать единогласного согласия, очень немногие смогут в скором времени свыкнуться с новыми законами вселенной. «Главная причина бедности наук — это чаще всего воображаемое богатство. Задача их не в том, чтобы распахнуть дверь бесконечной мудрости, а в том, чтобы положить предел бесконечному заблуждению »,—этим высказыванием Галилей обозначает главную задачу науки: знаний не должно быть много, знания должны быть истинными. Таким образом автор противопоставляет количество качеству, продуктивность эффективности. Ведь не имеет значения, сколько еще сделают открытий, если они неправильно объяснят обществу по каким законам существует мир.

Истина, пробивающая себе путь в жизни, - вечная проблема общества. Афоризмы постоянно обращают на себя внимание, заостряя ее, делая еще более глубокой и актуальной. Именно афоризмы, с первых страниц наполняющие пьесу и речь главного героя, выводят проблематику пьесы из исторического плана на общезначимый, философский, актуальный уровень.

При помощи анализа афористичных реплик главного персонажа пьесы нам открывается новый взгляд автора на проблемы общества. При помощи афоризмов Брехт более глубоко рассуждает над устоявшимися конфликтами науки и власти и призывает читателя к тщательному размышлению над данной проблемой. Афоризмы наделяют текст особой художественной окраской, при анализе которой открываются новые грани конфликта главного героя произведения.

Список литературы

Шумахер Э. Жизнь Брехта

Литературная энциклопедия

Иванов, Е. Е. Лингвистика афоризма

https://www.lib.ru/INPROZ/BREHT/breht2_5.txt

https://www.livelib.ru/book/1000256052/quotes-zhizn-galileya-bertold-breht

https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-galileo-galileya

https://www.greatmind.info/articles.php?aid=21

https://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/dzhebrailova-hudozhestvennyj-mir-bellya/intellektualnyj-teatr-brehta.htm

https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/aforizmy-chto-ehto-takoe.html

https://www.lib.ru/INPROZ/BREHT/breht2_5.txt

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жизнь_Галилея

https://goldlit.ru/bertolt-brecht/1547

https://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/dzhebrailova-hudozhestvennyj-mir-bellya/intellektualnyj-teatr-brehta.htm

https://ru.bookmate.com/books/hr6xdrUJ/quotes?click_id=279815_16644_16042584129549_5b59c11b7f&wgexpiry=1612034412&wgu=279815_16644_16042584129549_5b59c11b7f

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: