То, что выделено красным цветом записываем в тетрадь
07.04.20
В МИРЕ ПРОФЕССИЙ.
Задумывались ли Вы серьёзно о выборе профессии?
- Какие профессии Вам больше всего нравятся?
-Что может послужить толчком к выбору профессии? Это очень важные вопросы, поэтому и ответы на них необходимо найти как можно точнее и быстрее.
Размышляя о профессиональной карьере, каждый из вас мысленно представляет себя в будущем. Если у вас на сегодняшний день ещё нет чёткого профессионального плана, то сегодня вместе с вами постараемся сформулировать вашу жизненную цель, и определим вид профессиональной деятельности, в которой вы сможете реализовать себя наиболее эффективно. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит и ваша судьба.
Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни.
Существует такое понятие, как «возраст самоопределения». Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – кем быть?
Жизнь показывает, что для большинства молодых людей сделать выбор очень сложно.
Понятие о профессии. Если рассмотреть работу одного предприятия, мы увидим, что количество необходимых профессий на нём не ограничится 5-6. Они выполняют очень разные функции в рамках одного рабочего места.
Например, на швейной фабрике необходимы люди таких профессий, как закройщик, швея, утюжильщица, контролёр отдела технического контроля, упаковщик, модельер-конструктор, слесарь-ремонтник, бухгалтер, директор.
-Как Вы думаете сколько существует в мире профессий?
|
В мире существует более 40 тысяч профессий. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Запишите в тетради понятия, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, должность, квалификация.
Профессия - это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.
Примеры профессий: учитель, инженер, слесарь, врач.
Специальность - это ограниченная область профессиональной деятельности. Вид занятий в рамках одной профессии. Это более узко направленная, требующая более глубокой конкретизации. Поэтому можно сказать, что профессия -это группа родственных специальностей.
Примеры специальностей: учитель биологии, технологии, физики и т. д; врач-педиатр, окулист, хирург, стоматолог и т. д; инженер-конструктор, электронщик, изобретатель и т. д;. Слесарь-сантехник, слесарь автомобилей, слесарь-заточник и т. д.
Должность - это служебное положение работника в учреждении, на предприятии.
Основной функцией должности является руководство людьми и общая организация трудового процесса.
Так, директором школы может быть учитель любой специальности: математик, историк, физик и т.п. Заведующим магазином может быть как продавец промышленных или продовольственных или промышленных товаров, так и контролёр-кассир, товаровед.
При одной и той же профессии на одном предприятии человек может занимать разные должности.
Примеры: директор, заведующий, начальник цеха, бригадир, президент, главный инженер, главный бухгалтер, начальник отдела, прораб.
Квалификация - степень мастерства в конкретной специальности.
Пример: швея 6 разряда, учитель 2 категории, врач высшего разряда.
|
ОТРАСЛЬ - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.
Две крупные сферы деятельности
Производство нематериальных благ:
Здравоохранение
Образование и Культура
Торговля, финансы и кредит
ЖКХ, общественное питание
Управление и планирование
Информационные услуги
Сервис, транспорт, связь
Производство материальных благ:
Промышленность
Сельское хозяйство
Строительство
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ к 14.04.2020
(в Дневнике.ру или ВК в ЛС прислать результат теста)
Задание№1.Произвести тестирование «Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана»
Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий — поэт или психолог — вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).
Обработка результатов.
Для определения, к какому профессиональному типу Вы относитесь, необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести типов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец — предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.
|
Возможно, по нескольким типам Вами будет набрано одинаковое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной профессиональной направленности преждевременно.
Опросник Д.Голланда
la | Инженер-технолог | Конструктор | |
2а | Завуч по внеклассной работе | Председатель профсоюзного комитета | |
За | Дизайнер | Чертежник | |
4а | Ученый-химик | Бухгалтер | |
5а | Политический деятель | Писатель | |
6а | Повар | Наборщик | |
7а | Адвокат | Редактор научного журнала | |
8а | Воспитатель | Художник по керамике | |
9а | Вязальщик | Санитарный врач | |
10а | Нотариус | Снабженец | |
11а | Переводчик художественной литературы | Лингвист | |
12а | Педиатр | Статистик | |
13а | Заведующий магазином | Фотограф | |
14а | Философ | Психиатр | |
15а | Оператор ЭВМ | Карикатурист | |
16а | Садовник | Метеоролог | |
17а | Учитель | Командир отряда | |
18а | Художник по металлу | Маляр | |
19а | Гидролог | Ревизор | |
20а | Заведующий хозяйством | Дирижер | |
21а | Инженер-электронщик | Секретарь-машинистка | |
22а | Главный зоотехник | Зоолог | |
23а | Спортивный врач | Фельетонист | |
24а | Водитель троллейбуса | Медсестра | |
25а | Копировщик | Директор | |
26а | Архитектор | Математик | |
27а | Работник детской комнаты милиции | Счетовод | |
28а | Председатель колхоза | Агроном-семеновод | |
29а | Биолог | Офтальмолог | |
ЗОа | Архивариус | Скульптор | |
31а | Стенографист | Логопед | |
32а | Экономист | Заведующий магазином | |
ЗЗа | Научный работник музея | Консультант | |
34а | Корректор | Критик | |
ЗЗа | Радиооператор | Специалист по ядерной физике | |
Зба | Врач | Дипломат | |
37а | Актер | Телеоператор | |
38а | Археолог | Эксперт | |
39а | Закройщик-модельер | Декоратор | |
40а | Часовой мастер | Монтажник | |
41а | Режиссер | Ученый | |
4 2а | Психолог | Поэт |
НИЖЕ БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Бланк для ответов
Тип личности | |||||
1а | 2а | За | |||
4а | 5а | ||||
6а | 7а | ||||
8а | |||||
9а | 10а | На | |||
12а | 13а | ||||
14а | 15а | ||||
16а | 17а | 18а | |||
19а | 20а | ||||
21а | 22а | ||||
23а | |||||
24а | 25а | 26а | |||
27а | 28а | ||||
29а | ЗОа | ||||
31а | 32а | ||||
ЗЗа | 34а | ||||
35а | Зба | 37а | |||
38а | 39а | ||||
40а | 41а | ||||
42а | |||||
Количество «+» в каждом столбце | |||||
Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.
Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.
Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.
Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.
Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.
Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.