Программа «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала».
Положение о Красноярском краевом менеджерском центре развития дополнительного образования детей.
Принципы управления открытой системой дополнительного образования. Сетевые формы организации.
• Программа развитии системы дополнительного образования не предлагает мгновенное изменение всей деятельности отрасли дополнительного образования тотальной переорганизации государственной системы дополнительного образования. Программа развития предусматривает реализацию двух стратегий: первая стратегия связана с системными изменениями отрасли дополнительного образования; вторая стратегия связана с созданием сферы открытого образования.
Таким образом, управление Программой состоит из двух иногда пересекающихся полей: это поле работ, связанное с реформой отрасли Дополнительного образования и поле, связанное с выращиванием нового содержания и форм в сфере дополнительного образования.
Первый тип работ запускает ряд проектных линий, предназначенных для реформирования ведомства дополнительного образования.
Второй тип работ главным образом ориентирован на разработку нового содержания образования и формирование субъектов, способных реализовать данное содержание в рамках сетевых отношений.
• Основной образовательной единицей в Программе развития выступает образовательный модуль – пяти - десятидневное событие. Модули объединены определенной логикой годового цикла в то или иное программное направление. Для реализации такого организационного конфигуратора в Программе развития создаются Менеджерский центр, Проектно-исследовательский центр Тьюторский центр, Совет Программы развития дополнительного образования.
• Менеджерский центр, используя существующую в крае инфраструктуру системы дополнительного образования, обеспечивает условия для реализации программных мероприятий согласно плану годовых работ. Для увеличения оперативности и продуктивности деятельности в крае организуются представительства Центра.
• Проектно-исследовательский центр осуществляет анализ процессов разворачивания программных направлений, корректирует содержание педагогической деятельности, обеспечивает разработку программных исследований согласно годовому планированию.
• Тьюторский центр осуществляет инновационную организацию набора школьников в Программу развития, реализует собственные образовательные модули, связанные с сопровождением индивидуальных образовательных траекторий, а также участвует в педагогическом обеспечении программных направлений.
• Совет Программы развития состоит из представителей программных направлений, разработчиков, менеджеров программы, региональных представителей программы, представителей отдела ДО и ГУО. Совет вырабатывает ориентиры развития региональной системы дополнительного образования, является представительным органом Программы, представляет годовой бюджет Программы развития системы дополнительного образования.
• Отдел дополнительного образования Главного управления образования администрации края курирует деятельность Центров, осуществляет взаимодействие Центров с ГУО, другими официальными структурами.
• Годовое планирование в Программе развития включает в себя:
образовательные модули программных направлений;
краевую годовую научно-практическую конференцию;
краевой годовой семинар по проектированию содержания образования и организационных механизмов в системе дополнительного образования края;
открытый Конкурс летних образовательных программ;'"
систему региональных совещаний-семинаров по развитию образовательных систем в крае;
систему семинаров по дальнейшей разработке и организации проектов Программы;
систему модулей по повышению квалификации педагогов и менеджеров сферы образования;
выпуск научно-практического издания, демонстрирующего позитивный опыт реализации проектов Программы.
Принципы финансирования открытой системы дополнительного образования. Финансовые механизмы реализации программы. Консолидированый бюджет. Нормативно-подушевое финансирование.
Принципиальные финансовые механизмы реализации Программы
Основной идеей бюджета Программы развития являются принцип консолидированного бюджета. Субъектами консолидированного бюджета является Администрация Красноярского края, администрации муниципальных образований и районов края, родители; также возможно участие других частных и юридических лиц.
Бюджет Программы составляется Советом Программы развития на год по каждому программному направлению.
Переход от финансирования учреждений дополнительного образования к финансированию образовательных услуг, проектов и программ, переход на подушевое нормативное финансирование дополнительного образования (когда бюджетные деньги «идут» за ребенком, а не напрямую в учреждение), позволит повысить шансы значительного количества детей края на получение качественного образования. Переструктуризация финансов системы дополнительного образования даст возможность не только более эффективно использовать имеющиеся средства, но и при прежнем объеме финансирования высвободить средства на создание современной образовательной инфраструктуры.