Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) лицо деятельно раскаивается, в содеянном;
4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного преследования по этому основанию.
О деятельном раскаянии свидетельствуют:
а) добровольная явка с повинной;
б) способствование раскрытию преступления;
в) возмещение и заглаживание вреда, причиненного преступлением.
Статья 427 УПК РФ предусматривает еще одно основание прекращения уголовного преследования - применение в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) его исправление может быть достигнуто без применения наказания;
4) несовершеннолетний и его законный представитель не возражают против прекращения уголовного преследования по этому основанию.
Прекратив уголовное преследование по данному основанию, прокурор, следователь или дознаватель возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия, после чего материалы уголовного дела направляются в суд.
Принудительные меры, которые могут быть назначены несовершеннолетнему, перечислены в ст. 90 УК РФ: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
|
Контроль за исполнением назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной меры воздействия она может быть отменена судом по представлению указанного государственного органа. В этом случае производство по уголовному делу возобновляется в общем порядке.
До прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным в ст. 25, 26, 28, 427 УПК РФ обвиняемому или подозреваемому должны быть разъяснены основание прекращения и право, возражать против прекращения по этому основанию.
Все основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования можно подразделить на две группы1:
1) реабилитирующие; 2) не реабилитирующие.
К первой группе относятсяобстоятельства, свидетельствующиео невиновности лица:
а) отсутствие события преступления;
б) отсутствие состава преступления;
в) непричастность обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления.
При установлении этих обстоятельств уголовное дело (преследование) подлежит обязательному прекращению и, кроме того, в соответствии с гл. 18 УПК РФ должны быть приняты меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного в результате уголовного преследования.
|
Все остальные основания относятся ко второй группе. Они не свидетельствуют о невиновности лица, т.е. не реабилитируют его. Установление большинства из этих оснований не влечет автоматического прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Такое решение может быть принято следователем с учетом всех обстоятельств дела при соблюдении условий прекращения, отсутствии возражений со стороны обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях - с согласия других лиц (родственников умершего обвиняемого, потерпевшего, прокурора, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда, квалификационной коллегии судей и т.д.).
3. МЕРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
3.1 Рассмотрение ходатайств
Ходатайство является основным побудительным действием субъекта уголовного судопроизводства, направленным к уполномоченному органу. Ходатайство1 - это официальная просьба или представление, адресованное субъектам, правомочным разрешить соответствующий вопрос по существу; официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, или в суд. Участники уголовного судопроизводства вправе заявлять различные ходатайства, являющиеся официальным представлением или требованием.
К лицам, имеющим право заявить ходатайство относятся: подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители1. Эти лица вправе заявить ходатайства о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно. Следует отметить, что данный перечень лиц, имеющих право заявлять ходатайства, не является исчерпывающим. Таким правом обладает также свидетель (п. 5 ч. 4 ст. 56 УПК РФ); законный владелец изъятых и приобщенных к уголовному делу документов и их копий в качестве доказательств (ч. 3 ст.84 УПК РФ); личный поручитель (ч.2 ст. 103 УПКРФ); кандидат в присяжные заседатели (п.5 ч.3 ст.328 УПК РФ); осужденный, его законный представитель, близкие родственники и защитник (ч.3 ст.398 УПК РФ); реабилитированный (ч.5 ст.399 УПК РФ); лицо, отбывшее наказание (ч.1 ст. 400УПК РФ); оправданный, его законный представитель и защитник (ч.1 ст.402 УПК РФ); администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь (ч.1 ст. 445 УПК РФ)1 и.т.д.
|
Например, часть 1 ст. 402 УПК РФ, к числу участников уголовного судопроизводства, наделенных правом ходатайствовать о пересмотре в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам, относит осужденного, основное понятие правового статуса которого раскрывается в ч. 2 ст. 47 УПК РФ как обвиняемого, в отношении которого вынесен обвинительный приговор. Факт полного или частичного отбытия осужденным наказания, назначенного ему по приговору суда, и даже погашения судимости ни в коей мере не лишает его права обратиться в суд с упомянутым ходатайством. Нормы действующего уголовно-процессуального законодательства не содержат и временных ограничений срока подачи ходатайств о пересмотре в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений.
При этом следует иметь в виду, что вопрос о сроках пересмотра надзорной инстанцией вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда решается в зависимости от ряда обстоятельств. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5, если пересмотр судебных решений может привести к ухудшению положения осужденного, то пересмотр допускается лишь в течение года с момента вступления таких решений в законную силу. При отсутствии возможных негативных последствий для осужденного пересмотр в порядке надзора вступившего в законную силу судебного решения каким-либо сроком не ограничивается. К общим условиям предварительного расследования уголовно-процессуальный закон относит обязательность рассмотрения ходатайств.
Процессуальные действия - это следственные, судебные или иные действия предусмотренные УПК РФ1.
Под процессуальными решениями понимаются все решения, принимаемые дознавателем, следователем, прокурором и судом, вынесенные в процессе дознания, производства предварительного следствия и судебного разбирательства. О принятии процессуального решения дознаватель, следователь, прокурор и судья выносят постановление, а суд - определение, которое, в случае несогласия, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в соответствии с гл. 16 УПК РФ.
Ходатайства могут затрагивать любые вопросы, находящиеся в пределах компетенции должностного лица, к которому они обращены. Право заявления ходатайств означает обязанность их рассмотрения компетентными органами и должностными лицами, независимо от формы заявления. Удовлетворению во всех случаях подлежат ходатайства, если обстоятельства, для установления которых они заявлены, могут иметь значение для уголовного дела. При этом дознаватель, следователь, прокурор и суд не вправе отказать лицам, перечисленным в ч. 1 ст. 119 УПК РФ, в приеме ходатайств и обязаны в установленные законом сроки рассмотреть и разрешить заявленные ходатайства. Одним из способов защиты прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников процесса, перечисленных ч. 1 ст. 119 УПК РФ, является, право заявления ходатайств с целью полного и всестороннего выяснения обстоятельств, как уличающих обвиняемого, так и оправдывающих его и смягчающих ответственность. Право перечисленных лиц заявлять ходатайства также обусловлено необходимостью полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств по уголовному делу, обеспечением возмещения причиненного преступлением вреда и другими обстоятельствами, способствующими реализовать принципы и задачи уголовного судопроизводства1.
Окончательное решение о производстве процессуальных действий, принятии процессуальных решений о приобщении доказательств на стадии предварительного расследования уголовных дел принимает сторона обвинения. Право на обжалование незаконных действий (бездействия) решений в независимый, отделенный от сторон, суд в той части, когда заявленные ходатайства касаются необходимости производства процессуальных действий или принятия процессуальных решений, имеющих значение для дела, - есть форма построения состязательного процесса на стадии предварительного расследования уголовных дел, где судебное присутствие имеет активный характер.
Законодателем неслучайно выделено отдельной частью (ч. 3 ст. 119 УПК РФ) право государственного обвинителя заявлять ходатайства в ходе судебного разбирательства, поскольку прокурор (государственный обвинитель) в суде выполняет несколько иную функцию, нежели в досудебном производстве.
Прокурор1 - является должностным лицом органов прокуратуры, которое понимается в качестве прокурора в уголовном судопроизводстве. Определение содержит исчерпывающий перечень лиц органов прокуратуры, подпадающих под определение прокурора. Прокурор от имени государства осуществляет, уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия при производстве процессуальных действий по расследованию уголовных дел. К иным должностным лицам органов прокуратуры относятся старшие помощники, помощники прокурора, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам и их помощники, советники, старшие помощники и др.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Выступление прокурора в суде в качестве государственного обвинителя - важнейшая часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования как деятельности, направленной на изобличение лица, совершившего преступление, привлечение его к ответственности, направление дела в суд и обоснование обвинения перед судом.
Участие в суде государственного обвинителя - непременное условие реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства. Как известно, именно построение судебного процесса на основе состязательности и равноправия сторон обеспечивает наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств дела и правильное его разрешение, усиливает гарантии прав и законных интересов участников процесса1. В таком процессе каждое обстоятельство исследуется, и каждое доказательство подтверждается под углом зрения и обвинения, и защиты, а суд имеет возможность услышать и взвесить все доводы, как в пользу обвинения, так и в пользу подсудимого.
Принцип равенства прав сторон в уголовном процессе закреплен ст. 244 УПК РФ, которая гласит, что в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по следующим вопросам: 1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) доказано ли, что это деяние является преступлением, и какими пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса РФ оно предусмотрено; 4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; 5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление; 6) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание, а также на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства. Сторона обвинения и сторона защиты пользуются в судебном заседании равными правами по представлению дополнительных доказательств, вызову и допросу дополнительных свидетелей, производству иных процессуальных действий и др., о проведении которых заявляют в мотивированных ходатайствах в ходе судебного заседания, в которых ставят вопрос о принятии судом процессуального решения для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для уголовного дела.
Порядок заявления и разрешения ходатайств в ходе предварительного слушания и судебного разбирательства регламентирован ст. ст. 234, 235, 271 УПК РФ. Предварительное слушание позволяет заранее рассмотреть и разрешить ходатайства об исключении доказательств, о вызове свидетелей для установления алиби обвиняемого, об истребовании дополнительных доказательств1.
Лицами, перечисленными в ст. 119 УПК, в любой момент производства по уголовному делу может быть заявлено ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений. Ограничение права заявлять ходатайства является грубым нарушением прав участвующих в деле лиц. Право участников процесса заявлять ходатайства связано с возможностью реализации права предоставлять доказательства, ходатайствовать о производстве или участии в производстве следственных или судебных действий, представлять иные доказательства по делу: предметы, документы, объяснения. Возможность заявлять ходатайства об исследовании обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, не означает возложение обязанностей доказывания этих обстоятельств на подозреваемого, обвиняемого и его защиту и не нарушает конституционный принцип, согласно которому "обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность", а служит дополнительной гарантией соблюдения прав лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Ходатайства, касающиеся доказательств, должны содержать необходимые обоснования, но не все ходатайства требуют мотивировки. Представленные доказательства фиксируются соответствующими протоколами и приобщаются к делу по общим правилам1. Само ходатайство не является основанием для сбора доказательств или дополнительных, повторных действий по их сбору, оно лишь процессуальная форма выявления доказательства. Уголовно-процессуальное законодательство наделило правом сбора доказательств дознавателя, следователя, прокурора и суд путем производства следственных и иных процессуальных действий. Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители тоже наделены правом, собирать, и представлять письменные документы и предметы в качестве доказательства. Защитник, кроме того, вправе собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия, истребования справок, характеристик и других документов и т.д. (ч. 3 ст. 86 УПК). При этом единственной формой закрепления доказательств со стороны указанных лиц служит заявление ходатайств перед следствием о необходимости закрепления тех или иных фактических данных и представление следователю или суду для приобщения к материалам уголовного дела тех или иных документов. Ходатайство может быть заявлено, как в устном, так и в письменном виде. Заявленные устно ходатайства фиксируются в соответствующих процессуальных документах в том виде, в котором они были заявлены, но в такой форме, чтобы было ясно, какие конкретно действия или доказательства имел в виду заявитель. Заявленное устно ходатайство в ходе судебного заседания заносится в протокол судебного заседания. Письменные ходатайства приобщаются к материалам уголовного дела.
Право заявления ходатайств в любой момент производства по делу и в любом объеме и количестве - проявление принципа равноправия сторон, поскольку основным способом защиты прав и законных интересов подозреваемым, обвиняемым, его защитником, потерпевшим и его представителем, частным обвинителем, гражданским истцом и гражданским ответчиком и их представителями является право заявления ходатайств о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений, т.к. сбор доказательств - исключительная прерогатива органа дознания, следователя, прокурора и суда.
Ходатайства, заявленные при производстве по уголовному делу, подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после их заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня его заявления1. Однако это правило знает исключения. Так в соответствии с ч. 4 ст. 432 УПК ходатайство несовершеннолетнего о прекращении или продлении срока его пребывания в специализированном учреждении для несовершеннолетних рассматривается судьей в течение десяти суток со дня поступления ходатайства.
По заявленному ходатайству дознавателем, следователем, прокурором и судом может быть вынесено одно из следующих решений: об удовлетворении ходатайства в полном объеме; о частичном удовлетворении ходатайства; о полном отказе в удовлетворении ходатайства. Статья 159 УПК РФ устанавливает обязанность следователя, дознавателя рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке установленном гл.15 УПК РФ.
Заявленное и отклоненное в ходе дознания, предварительного следствия, предварительного слушания, судебного разбирательства ходатайство может быть заявлено вновь, независимо от причины его отклонения. Об удовлетворении ходатайства, а также, о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, судья выносит – постановление, а суд – определение. Повторное заявление ходатайств должно также быть мотивированным1.
Процессуальные сроки – это установленное законом время для совершения тех или иных процессуальных действий. Ограничение во времени принятия решения по заявленному ходатайству является гарантией защиты прав лица, заявившего ходатайство, поскольку при несогласии с принятым по ходатайству решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его.
Рассмотрение и разрешение ходатайства в ходе предварительного расследования может быть отложено, но не более чем на трое суток. Если ходатайство заявлено на стадии судебного разбирательства, то оно подлежит немедленному рассмотрению и разрешению.
Лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, обязано рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство. Подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям не может быть отказано в ходатайстве о допросе дополнительных свидетелей, производстве судебных экспертиз и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь существенное значение для уголовного дела. Необоснованный полный или частичный отказ в удовлетворении ходатайств об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и может повлечь направление дела для производства дополнительного расследования.
Как само ходатайство, так и постановление об отказе в удовлетворении ходатайства должны быть мотивированными. Вручение заявителю второго экземпляра (копии) постановления об отказе в удовлетворении, полном или частичном удовлетворении под роспись о вручении не позднее трехдневного срока с момента заявления ходатайства является формой уведомления. В значение понятия "юридическая помощь" входит обязанность разъяснения значения, форм, смысла и юридических последствий заявленного ходатайства.
Дополнительной гарантией равноправия сторон и легализации доказательств в ходе судебного разбирательства является положение ч. 4 ст. 271 УПК РФ, согласно которому суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе одной из сторон. В рамках состязательного процесса государственный обвинитель обязан не только соблюдать закон, но и реагировать на любое нарушение, а если оно не устранено, своевременно принести протест путем заявления соответствующих ходатайств, высказывания мнения по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам. Прокурор, как и любой участник процесса, вправе высказывать возражения против неверных, с его точки зрения, действий суда, подлежащие занесению в протокол судебного заседания1. Кроме перечисленного, необходимо отметить, что правом заявлять ходатайства наделены прокурор, а также следователи и дознаватель, с согласия прокурора – по вопросам избрания меры пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу, продления меры пресечения в виде заключения под стражей, производства обыска по месту жительства, прослушивания телефонных переговоров, проверки почтовой и иной корреспонденции и другим вопросам, затрагивающим конституционные права граждан.
В таких случаях следователь или дознаватель с согласия прокурора или сам прокурор возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, которое рассматривается в судебном заседании и по которому суд выносит постановление об удовлетворении или об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства.
3.2 Меры попечения о детях и обеспечение сохранности имущества подозреваемого и обвиняемого
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или одного из родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законном порядке1.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разборку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создания для них государственных учреждений и центров.
Обязанность следователя, дознавателя принимать меры попечения о детях, иждивенцах заключенного под стражу подозреваемого или обвиняемого, и меры по обеспечению сохранности его имущества. Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постоянном уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.
Близкие родственники – это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, родные сестра, дедушка, бабушка, внуки, а родственники – все иные лица, за исключением перечисленных, состоящие в родстве1.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное, общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждение среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение оздоровления, регулярных медицинских осмотров, так же могут предоставляться путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные учреждения, с оплатой проезда к месту лечения и обратно. Размер и порядок возмещения расходов в образовательные учреждения на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях, всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Дети и дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.1
Мерами по сохранности остающегося без присмотра имущества являются передача его на хранение заслуживающим доверие лицам, жилищной организации.
Меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля и их близких могут иметь как "оборонительный", так и "наступательный" характер. Во-первых, по мотивированному постановлению следователя с согласия прокурора личность свидетеля или потерпевшего можно "засекретить", а в материалах дела указывать их псевдоним (ч. 9 ст. 166 УПК РФ). В суде эти лица могут давать показания в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ). Во-вторых, активные средства обеспечения безопасности состоят в выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в посягательствах на участников процесса; а также в избрании более строгих мер пресечения к обвиняемым.
В случае заключения под стражу лица, у которого имеются несовершеннолетние дети, при отсутствии у них другого родителя органы, выносящие постановление о заключении под стражу такого лица, сообщают:
а) городскому (районному) отделу здравоохранения о детях в возрасте до 3 лет, городскому отделу народного образования о детях в возрасте 3 лет и старше, если дети проживают в городе;
б) сельскому Совету народных депутатов - о детях, проживающих в сельской местности, а в отношении детей членов колхоза, - кроме того, правлению колхоза.
При заключении под стражу женщин, имеющих детей в возрасте до 2 лет, они могут взять этих детей с собой.
При отсутствии у детей, оставшихся без родителей, близких родственников, которые могли бы взять на себя содержание этих детей, или если эти родственники отказались принять детей на свое содержание, органы здравоохранения или народного образования по принадлежности обязаны поместить таких детей в соответствующие детские учреждения.
Если беспризорность ребенка наступила во время отбывания лишения свободы одним из родителей, вследствие смерти другого родителя, устройство ребенка в соответствии с требованиями кодекса о браке и семье РСФСР, возлагается на городской отдел народного образования или сельсовет по принадлежности. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе более подробно, насколько было возможно из источников, описаны аспекты предварительного расследования. И в заключение необходимо сделать выводы об особенностях и формах такого уголовно-процессуального действия, как предварительное расследование.
Существует две формы предварительного расследования:
1.предварительное следствие
2.дознание
Дознание ¾ это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание проводится по подследственности определенными органами по определенным категориям дел, указанным в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения, или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.
Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания осуществляется на всем протяжении их деятельности.
Основное различие между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. По сравнению с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования предусматривающую специальные правила производства по уголовным делам.
Под подследственностью подразумевается, прежде всего, совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования.
УПК РФ установлено, когда предварительное расследование проводится, а когда не проводится и уголовное преследование осуществляется потерпевшим.
Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.
Подследственность – это совокупность признаков преступления (общественно-опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относиться к компетенции строго определенного органа предварительного расследования (следствия и дознания) конкретной структурной единицы ведомства (например, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военной прокуратура).
Подследственность определяется по категории преступлений и их виду (предметный, родовой признак), месту его совершения (территориальный, местный признак), субъекту преступления (персональный признак) и альтернативный (смешанный).
Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, вне зависимости от того, принято ли оно к производству, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление:
- о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству;
- о возбуждении уголовного дела и передаче его прокурору для определения подследственности.
Окончание предварительного расследования - это завершающий этап стадии предварительного расследования.
Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия (ст. 158 УПК РФ):
1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;
2) прекращение уголовного дела;
3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Дознание заканчивается:
1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;
2) прекращением уголовного дела.
Ходатайство является основным побудительным действием субъекта уголовного судопроизводства, направленным к уполномоченному органу. Ходатайство - это официальная просьба или представление, адресованное субъектам, правомочным разрешить соответствующий вопрос по существу; официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, или в суд. К лицам, имеющим право заявить ходатайство относятся: подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. Следует отметить, что данный перечень лиц, имеющих право заявлять ходатайства, не является исчерпывающим. По заявленному ходатайству дознавателем, следователем, прокурором и судом может быть вынесено одно из следующих решений: об удовлетворении ходатайства в полном объеме; о частичном удовлетворении ходатайства; о полном отказе в удовлетворении ходатайства.
Обязанность следователя, дознавателя принимать меры попечения о детях, иждивенцах заключенного под стражу подозреваемого или обвиняемого, и меры по обеспечению сохранности его имущества.
Важным будет заметить то, что совершенствование такого уголовно-процессуального института, как предварительное расследование продолжается. Такая ситуация объясняется совершенствованием уголовно-процессуального законодательства.
Библиографический список
Нормативно правовые акты
1. Федерального Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Принят Государственной Думой от 4 декабря 1996г., Одобрен Советом Федерации от 10 декабря 1996г. // ИПС КонсультантПлюс, 2009
2. Конституция Российской Федерации,1993 // ИПС КонсультантПлюс, 2009.
3. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими разъяснениями и постатейными материалами. 3-е издание, переработанное и дополненное. Автор комментариев и составитель - А.Б.Борисов - М: Книжный мир.2009-928
4. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР № «о порядке устройства детей, лиц находящихся под стражей» 10 ноября 1934г. в действующей части с изменениями от 05 ноября 1949г. и 29 июля 1971г.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // ИПС КонсультантПлюс, 2009.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г. // ИПС КонсультантПлюс, 2009.
7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. // ИПС Гарант, 2009.
8. Указание Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 19/22 "О разграничении подследственности уголовных дел"
9. Федеральный Закон РФ. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", 1995. № 17
10. ст.13 Федерального закона от12 августа 1995 г. № 144- ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности»