Раздел основы местного самоуправления.
Основы МСУ - это то главное на чем базируется МСУ. Реальное и эффективное МСУ возможно ишь при наличии определенных предпосылок, условий, которые у совокупности составляют его основу – правовую, территориальную, финансово-экономическую, организационную основы. При этом каждая из них характеризуется как институт муниципального права и совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в соответствующей сфере.
Тема 3: Правовые основы (Источники муниципального права).
Вопросы:
1. Международно-правовые акты в сфере МСУ
2. Внутри государственное законодательство в сере МСУ
3. Муниципально-правовые акты.
4. Правотворческий процесс на местном уровне.
Вопрос 1.
На основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ (ст. 10 Конституции ПМР). Если международным договором установлены иные правила чем предусмотренные законом, то применяются нормы и правила международного договора (ст. 57 Конституции ПМР).
Европейская хартия местного самоуправления – принята Советом Европы 15 октября 1985 года.
Декларация о принципах МСУ в государствах участниках содружества независимых государств. (Доклад) принята межпарламентской Ассамблеей государств участников СНГ в 1994 году.
Хартия МСУ играет огромную роль или значения в сфере правового регулирования муниципально-правовых отношений. Большинство норм федерального законодательство РФ заимствованы из данного документа. Ратификация хартии и приведение российского законодательства в ее соответствии явилось одним из условий вступления России в Совет Европы. Она была подписана Россией в 1996 году в городе Страсбург, а ратифицирована в 1998 году.
МСУ – это право и реальная способность О МСУ регулировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность значительной частью публичных дел в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
- в преамбуле МСУ рассматривается в качестве одной из основ конституционного строя любого демократического государства.
- обеспечение права и реальной способности О МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять, действуя в рамках закона под свою ответственность в интересах местного населения.
- О МСУ в пределах полномочий обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив
- предоставляемые полномочия должны быть полными и исключительными
- изменение границ территории, на которых осуществляется МСУ, могут быть изменены только с учетом мнения населения проживающего на данной территории, в том числе путем проведения местного референдума.
- О МСУ должны меть возможность самим определять внутренние административные структуры, которые они создают
- обеспечение О МСУ достаточными финансовыми ресурсами
- вступать в ассоциативные связи МО с другими О МСУ других Мо для осуществления общих задач и целей
- право на судебную защиту в целях обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий.
В РФ на местном уровне иностранные граждане обладают активным избирательным правом, если они постоянно или преимущественно проживают на территории данного МО и, если между государством, гражданином которого он является заключен соответствующий международный договор с РФ. В настоящее время в РФ действуют 2 договора между РФ и Туркменистаном: «О правовом статусе постоянно проживающих на территории Туркменистана и граждан Туркменистана постоянно проживающих на территории РФ» ратифицирован 1996 вступил в силу в 1997 году; договор между РФ и Киргизской Республикой: «О правовом статусе граждан РФ постоянно проживающих на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики постоянно проживающих на территории РФ». До этого действовали такие же договоры между РФ и Казахстаном, РФ и Белоруссией.
Вопрос 2.
1. Конституция ПМР. Занимает главенствующее положение обладает наивысшей юридической силой.
2. Специальное законодательство:
a. Закон 1994 года
3. Иные:
a. Избирательный Кодекс РФ
b. Гражданский Кодекс ПМР И РФ
c. КоАП ПМР и РФ
d. Земельный Кодекс ПМР
e. Закон «Об обращении граждан, юридических лиц, а также общественных объединений».
f. Закон «О статусе депутата местного совета».
g. Закон «О бюджетной системе ПМР».
h. Закон «Об основах налоговой системы».
i. Закон «Об АТЕ ПМР».
j. Законодательство в сфере природопользования
k. Закон «О статусе столицы»
l. Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании».
m. Закон «О местных общественных слушаниях в АТЕ»
n. Закон «О представительных органах государственной власти и МСУ»
o. Закон «О наказах избирателей»
p. Закон «Об основах общественного контроля»
q. Уголовный Кодекс ПМР
r. Трудовой Кодекс ПМР
s. Закон ПМР «О приватизации и разгосударствлении»
РФ:
1. Специальный закон 2003 года ФЗ «об общих принципах организации МСУ в РФ» ступил в силу в 2009 году.
2. Иные:
a. Налоговый и бюджетный Кодексы
b. Закон о муниципальной службе
c. Закон «Об обеспечении конституционных прав избирать и быть избранными в МСУ».
d. Законодательство субъектов
3. Подзаконные акты:
a. Отличие нормативного и ненормативного
4. Решение конституционного суда ПМР
Вопрос 3.
Муниципально-правовой акт – это решение по вопросам местного значения, принятое населением МО непосредственно, а также ОМУ и должностным лицом в установленном порядке обязательное для исполнения на территории МО, устанавливающее или изменяющее общеобязательное правило поведения или имеющее индивидуальный характер, может носить как нормативный так и ненормативный характер.
Требования:
1. Они не должны противоречить конституции КЗ, З иным нормативно правовым актам, принятыми вышестоящими органами.
2. Они принимаются непосредственно населением органами или должностными лицами ОМС по вопросам местного значения.
3. Они подлежат применению и обязательному исполнению на все территории МО (локальный характер);
4. За их неисполнение граждане руководители организаций, должностные лица ОМС несут ответственность в соответствии с законом;
Содержанием муниципально-правового акта являются только вопросы местного значения. При этом вся совокупность муниципально-правовых актов представляет собой систему, включающую в себя:
1. Устав муниципального образования (только для РФ);
2. Правовое акты, принятые населением на референдуме или сходах граждан;
3. Правовые акты, принятые органами МСУ или их должностными лицами;
4. 1 и 2 обладают наивысшей юридической силой в системе муниципально-правовых актов.
Виды актов:
В РФ и ПМР представительные орган МСУ принимает Решения, устанавливающие правила обязательные для исполнения на все территории муниципального-образования, а также Решения по вопросам организации и деятельности представительного органа.
В РФ глава МО издает Распоряжения и Постановления. Постановлениями регулируются вопросы местного значения и вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. А распоряжениями регулируются вопросы работы местной администрации, т.е. организационные вопросы. В ПМР глава государственной администрации принимает Решения и издает Распоряжения.
Устав муниципального образования (только для РФ).
Особенности устава:
1. Наличие особого субъекта, который устанавливает устав – принимается представительным органом, в поселениях, численность которых не превышает 100 человек – сходом граждан;
2. Носит учредительный характер – предает юридический правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям на местном уровне;
3. Всеохватывающий характер – регулирует отношения, которые затрагивают все сферы жизни местного сообщества;
4. Высшая юридическая сила в системе муниципально-правовых актов – все иные МПА должны соответствовать уставу, заложенной в ней концепции и принципам;
5. Устав – основа для дальнейшего нормотворчества;
6. Характеризуется (как и конституция) особым порядком принятия, а также внесения изменений в него или дополнений;
7. Самостоятельность устава, самодостаточность устава. Означает, что устав включает в себя или должен включать все нормы, необходимые в практике, чтобы обращающийся к его тексту не был вынужден заниматься поиском иных НПА.
Как правило устав в себя включает следующие положения:
1. Наименование МО и перечень вопросов местного значения;
2. Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения;
3. Структура, порядок формирования, наименования, полномочия, срок полномочий выборных органов и должностных лиц органов МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий;
4. Виды, порядок принятия официального опубликования и вступления в силу МПА;
5. Порядок утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок осуществления контроля за его исполнением;
6. Виды ответственности органов и должностных лиц МСУ и основания наступления этой ответственности;
7. Порядок внесения изменений и дополнений в устав и т.д.
Процедура принятия устава.
Устав принимается большинством 2\3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО, а в поселениях численностью не превышающей 100 человек сходами граждан.
Проект устава публикуется не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава. Одновременно с проектом публикуется и процедура учета предложений населения и участия граждан в его обсуждении. После этого устав подлежит рассмотрению представительным органом и принятию. После принятия устав направляется на подпись главе МО. После чего в течение 15 дней со дня принятия устава глава направляет его в регистрирующий орган для последующей государственной регистрации, который проверяет соответствии устава Конституции, ФЗ, Законам субъектов РФ, а также соблюдение установленного порядка принятия устава, после чего присваивает уставу регистрационный номер и выдает свидетельство о регистрации и включает сведения о уставе в единый реестр уставов МО субъектов РФ
.