Приемы привлечения внимания




Семинар Основные приемы управления вниманием аудитории

Цель семинарского занятия: раскрыть приемы удержания внимания слушателей.

Задачи:

определить особенности ведения спора;

выделить основные приемы привлечения внимания

обозначить способы удержание внимание слушателей и приемы управления вниманием в деловом общении

Вопросы для обсуждения

Спор: логические и психологические особенности ведения полемики. Особенности телефонной коммуникации

Определение и классификация споров.

Основные правила ведения спора.

Полемические приемы.

Контрольные вопросы для проверки знаний:

Охарактеризуйте разные виды споров.

Каковы основные правила ведения спора? Перечислите их и охарактеризуйте.

Какие полемические приёмы используют участники спора, чтобы защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента?

Что называют уловкой в споре? Перечислите и охарактеризуйте данные приёмы.

Вопросы для обсуждения

Приемы привлечения внимания слушателей

Способы удержания внимания слушателей

Приемы управления вниманием в деловом общении

Привлечение внимания аудитории – основное условие хорошего выступления

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Обучающая игра «Займи позицию».

Вариант 1. Приведите шесть аргументов к тезису «Высшее образование должно быть платным» и шесть аргументов к тезису «Высшее образование должно быть бесплатным».

Вариант 2. Приведите шесть аргументов к тезису «Курение приносит вред обществу, и с ним надо бороться» и шесть аргументов к тезису «Курение имеет положительные стороны, раз столько лю­дей в мире курит ».

P.S. Аргументы нужно подготовить заранее (письменно). Они должны быть не психологическими, а логическими.

Основная литература

1. Русский язык м культура речи / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М., 2009. – С. 337 – 342 (ЧЗ).

Дополнительная литература

1. Ипполитова, Н.А., Князева, О.Ю., Савова, М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

2. Сидорова, М.Ю., Савельев, В.С. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Словари и справочники

1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум: Для самообразования. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта: Наука, 1999 (ЧЗ).

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Около 57000 слов. – М.: Русский язык, 1989 (ЧЗ).

3. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008 (ЧЗ).

 

Список литературы

Аминов И.И. Приемы управления вниманием в деловом общении // https://www.psylive.ru/articles/4459_priemi-upravleniya-vnimaniem-v-delovom-obshenii.aspx

Гандапас Р. Некоторые приемы привлечения и удержания внимания аудитории// https://skyfamily.ru/idea/2/358_1.htm

Голуб И.Б. Основы красноречия: Пособие для занятий риторикой в старших классах гимназий и лицеев с углубленным изучением гуманитарных предметов / И.Б. Голуб. – М.: Знание, 2011 – 272 с. - ISBN 5-86427-036-9

Савкова З.В. Искусство оратора: учебник/ З.В. Савкова. – 3-е изд. доп. – М.: ИВЭСЭП, 2007 – 248 с. - ISBN 978-5-7320-1000-8

Сопер Поль Л. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать: Букинистическое издание / Поль Л. Сопер. – М.: Феникс, 1999 – 448 с. - ISBN 5-222-00179-2

Cyxoвеpшинa Ю.В. Способы удержания внимания при публичном выступлении: реферат // https://topref.ru/referat/163124.html

Шелестюк О.С. Приемы установления контакта и поддержания внимания аудитории: реферат/ О.С. Шелестюк. – Донецк, 2009// https://knowledge. allbest.ru/languages/3c0a65625b3ac68b5d53a88521206d37_0.html

Шипунов С. Контакт с аудиторией: удержание внимания // https://www. orator.biz/library/archive/025/

 


 

Материалы для работы

Введение

По многим определениям ораторство - это сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V в. до н.э., когда возникла «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам, которое появилось как ответ на практическую потребность общества. Вопросы общества решались на собраниях, публично слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля; а их предшественники, создавшие первые труды по риторике - это Лисий, Георгий. К числу наиболее прославленных ораторов того времени можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главное оружие.

Настоящий оратор обязан уметь не только правильно говорить, он должен владеть мастерством публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно. Речь идет не о том, чтобы уметь убогое содержание прикрывать красивым изложением. Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме. Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением лучших образцов ораторского искусства и литературы в этой области знаний.

Одним из важных аспектов успешного выступления оратора, по мнению специалистов, является установление и поддержание контакта с аудиторией, в том числе с помощью зрительно воспринимаемых элементов речи (позы, жестов). В связи с этим целью работы является рассмотрение наиболее распространенных приемов установления контакта с аудиторией, которые будут полезны любому, кто хочет научиться уверенно выступать перед публикой.

 

Приемы привлечения внимания

Одна из важных составляющих успешного выступления - умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Необходимо, прежде всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. Здесь важно не переиграть. «Американская улыбка» в этой ситуации не уместна. В нашей традиции улыбка не носит дежурного и обязательного характера. Из всего спектра улыбок следует выбрать ту, которая наиболее адекватна случаю. Не меняя выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал. Скользим по лицам, на мгновение задерживаясь на каждом (или почти на каждом). Если удалось поймать доброжелательный взгляд или ответную улыбку, можно сделать едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и вы здесь! Очень рад вас видеть!». Даже если вы видите человека в первый раз в жизни. Так вы протягиваете незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

Если зал большой, тогда зрительный контакт нужно имитировать. Здесь следует вспомнить, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое па. Он ничего не видит под этими прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него.

Сначала устанавливается зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Следует установить зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Далее необходимо дождаться, пока на оратора посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора. Следует дождаться, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на выступающего. Это важно для успеха публичного выступления. Можно вообразить, что между глазами оратора и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

Зрительный контакт - это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории: насколько аудитория поняла сказанное (может, нужно что-то повторить); не утомлена ли аудитория (может, нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории вы (или пора сменить оратора).

В установлении и поддержании зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного - 40-45 [8]. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

Как выбрать место для выступления таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между оратором и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления оратор будет перемещаться по сцене - подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

Особое внимание следует уделять тем местам, откуда оратор получает сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, приобретаете вернейших союзников. Следует подойти ближе и сказать несколько фраз, обращенных, например, к правому краю. Задавая вопросы, необходимо жестом и взглядом показать ожидание ответа от сидящих и в последних рядах. Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, оратор держит в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Оратор может переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрирует, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если он сбился, забыл текст, его бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если же оратор будет продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что он скажет после паузы, даже возрастет [2].

Таким образом, зрительный контакт необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. Однако, следует заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить контакт с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если оратор действительно обращается к людям, они это чувствуют.

В целом, когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой часто возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие общие приемы:

а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса;

б) естественность;

в) раскрепощенность;

г) разговорный стиль изложения;

д) свободные жесты и движения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: