Введение нового материала:18-25 минут




План урока по предмету «История изобразительного искусства»

Мы рассмотрим на уроке работы знаменитых представителей скульптуры, но для начала повторим основные термины и вспомним, что происходило в Италии в то время.

Повторение пройденного материала: 5-7 минут

В 15 веке в Италии наступил период Раннего Возрождения. Оно длится почти столетие. Раннее Возрождение началось во Флоренции, и большинство мастеров связано с этим городом: они родились во Флоренции или приезжали сюда учиться и работать. Флоренция в начале 15 века стала особым городом, непохожим на другие.

Номинально власть в городе принадлежала городскому самоуправлению. Реально же всю городскую политику контролировало семейство Медичи. Медичи были финансистами, владельцами одного из первых в Европе банков. Козимо Медичи, основоположник семейного благосостояния стоял у истоков банковского состояния.

Благодаря его усилиям дом Медичи быстро разбогател и поставил от себя в зависимость всех горожан. Теперь ни одно значимое событие в городе не происходило без ведома и активного участия Медичи. Медичи были патриотами Флоренции. Они не жалели денег и усилий на то, чтобы сделать родной город лучше, краше, знаменитее других. Все крупные произведения искусства были выполнены по их заказу, либо с их согласия и на их средства. Поэтому Флоренцию эпохи Раннего Возрождения часто именуют Флоренцией Медичи.

С начала 15 века во Флоренции любой крупный заказ отдавался художникам в результате конкурса. Соревнование, соперничество порождали стремление сделать лучше. На конкурс каждый из мастеров представлял свой проект будущего произведения.

Введение нового материала:18-25 минут

Словарь для повторения:

· Круглая скульптура — вид скульптуры, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма. Главные типы круглой скульптуры — бюст, статуя, скульптурная группа.

· Рельеф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Горельеф ( Объёмы выступают более, чем на половину из поверхности рабочей плоскости ) и Барельеф ( Объёмы выступают менее, чем на половину ) – разновидности рельефа.

· Пластическая анатомия - наука, изучающая изменения формы частей тела человека и животных, на основе знаний об их внутреннем строении. Наиболее значимыми элементами в этой дисциплине являются три системы органов – кожа, мышцы, скелет. Учение о пропорциях тела также включается в основы пластической анатомии.

Одним из ярких представителей является Лоренцо Гиберти ( Первые двери баптистерия во Флоренции, «Райские» двери баптистерия). В 1401 году среди молодых скульпторов был объявлен конкурс на изготовления из бронзы рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Для первых он должен был изобразить сюжеты из Евангелия и вписать их в форму квадрифолиев. Гиберти блистательно справился с этой задачей, но работа заняла 23 года. Приобретя славу искусного мастера, он вскоре получил заказ на вторые двери. Здесь, уже не в квадрифолиях, а в больших квадратах он изобразит сюжеты Ветхого Завета. Вторые двери оказались столь великолепны. Что их прозвали Райскими. После окончания работ бронзовая поверхность была позолочена, что сделал произведение ещё более роскошным и соответствующим своему названию.

Каждый из сюжетов Райских дверей Гиберти изобразил очень подробно. В каждом множество действующих лиц и сложное, многосоставное действие. В юности скульптор обучался ювелирному делу, что очень в его работе с металлом. Гиберти создаёт иллюзию пространства за счёт большой вариации высоты рельефа. Фигуры переднего плана решены в высоком горельефе. Чем дальше находятся фигуры, тем ниже их рельеф. Всё, что относится к фону: архитектура и пейзаж, выполнены гравировкой по металлу.

Сложные композиции Райских дверей основаны на применении принципов прямой перспективы. Благодаря перспективе Гиберти смог создать на плоскости иллюзию огромных пространств. Слава Гиберти среди современников была огромной, он создал прекрасные произведения, но для дальнейшего развития искусства более важную роль сыграл скульптор Донателло (ст. Святого Георгия, ст. пророков Иемерии и Аваакума, «Давид», конная статуя полководца Гаттамелаты, «кающаяся Мария Магдалина»).

Донателло был личностью совершенно иного типа. Далеко не всегда его работы нравились публике; он умел ставить и разрешать задачи, современникам пока не понятные; он задал темы и пластические мотивы, которые скульпторы развивали на протяжении следующих полутора столетий.

Одна из первых работ — статуя Святого Георгия. Донателло создал неподвижную, статичную фигуру, стоящую на широко расставленных ногах. Однако она статична на первый взгляд. Мастер уводит чуть назад плечо Георгия, немного поворачивает влево голову воина — и мы видим возможность движения. Следующей большой работой скульптора были статуи пророков Иеремия и аваакума для колокольни Собора Санта-Мария дель Фьоре. Зная, что фигуры будут стоять очень высоко, Донателло сделал лица чрезмерно выразительными. Они почти уродливы. Особенно это касается пророка Аваакума. Также смысловую нагрузку несёт исполнение одежд персонажей.

Одной из самых известных работ Донателло считается скульптура пастушка-Давида. Однако на протяжении тысячи лет скульпторы не изображали обнажённой человеческой фигуры. В средние века нагота связывалась с грехом. Но скульптор и заказчик искали среди библейских персонажей того, чьим достоинством, а не недостатком могла бы быть нагота. Так был найден образ Давида.

В истории библейского царя и пророка Давида итальянских скульпторов эпохи Возрождения привлекал эпизод его юности, когда мальчик-пастух Давид вызвал на единоборство и победил предводителя племени филистимлян Голиафа, и тем самым спас свой народ от порабощения. Образ юного героя стал самым возвышенным и поэтическим воплощением героического идеала эпохи Возрождения. Юный победитель изображен обнаженным в широкополой пастушеской шляпе. Он попирает ногой отрубленную голову Голиафа и опирается на тяжелый меч. Триумфальный характер статуи подчеркивает восходящая к античности символика лаврового венка на шляпе и у подножия статуи. Нагота героя вызывает ассоциации с античной скульптурой. Однако в отличие от культа атлетической мощи и зрелой мужественности образов скульптуры Древней Греции и Рима, в камерной по своим масштабам статуе Давида чарует прелесть расцветающей юности, отроческая хрупкость и лирическая созерцательность настроения.

Уже известным мастером Донателло был приглашён в город Падуя для выполнения алтаря в местный собор. Алтарь был выполнен, но скульптора прославила другая работа. В тот год умер известный полководец Гаттамелата. Менее чем через год был завершен конный памятник кондотъера Гаттамелаты. Другое знаменитое произведение — конная статуя Марка Аврелия. На протяжении многих лет эта тема будет продолжаться и развиваться. Россия не останется в стороне, и на сегодняшний день есть множество примеров конных памятников в нашей стране.

Одна из последних работ мастера — Кающаяся Мария Магдалина. В этой работе Донателло бросает вызов общественному вкусу: показывает натуру человека такой, какая она есть, полная противоречий и чувств. Фигура Марии выполнена в живой манере лепки, она одновременно и уродлива, и прекрасна; и энергичная, и бессильная. У Магдалины иссохшиеся лицо и руки, жуткие большие глаза. Её образ в этой статуе до сих пор сложен для однозначного толкования.

В конце 15 века была так же известна мастерская скульптора Андреа Вероккио («Давид, конный памятник кондотъеру Коллеони»). Он провозглашал себя учеником Донателло, хотя его работы очень сильно отличались от скульптур предшественника. Вероккио тоже выполнил статую Давида и конный памятник военачальнику — кондотъеру Коллеони. В то время художники уже интересовались пластической анатомией. И Давид у Вероккио хотя и изображен одетым, демонстрирует анатомические познания своего создателя. Зритель прочитывает характер движения, видит строение скелета, напряжение мышц.

Образ кондотъера Коллеони также не похож на Гаттамелату. Коллеони представлен в действии — полководцем во главе войска. Всеми художественными средствами Андреа выразил неукротимое движение коня и энергию рыцаря. Если гаттаела на глазах зрителей удаляется в царство мёртвых, то Коллеони, напротив, деятельно присутствует в мире живых.

Стоит сказать, что при изучении творчества любых мастеров очень важно знать содержание сюжетов и историю того времени, в котором работали художники. Тогда нам будет проще понимать смысл произведений и их значение.

Выполнение задания учащимися:: 7-10 минут

Наш урок подходит к концу, у нас осталось немного времени. Я предлагаю вам проверить себя, закрепить знания, полученные на этом уроке.

На слайдах представлены вопросы на сравнение работ, на сопоставление определений терминов. Ученики письменно отвечают на вопросы в тетрадях, затем осуществляется коллективная проверка вместе с преподавателем.

Вопросы для самопроверки:

· Почему вторые врата флорентийского баптистерия назвали Райскими?

· Кто такие Медичи?

· Почему в средневековье не изображали обнажённую фигуру человека?

· Что такое пластическая анатомия? Для чего она нужна художнику?

· Выберите из предложенных работу Гиберти: а) Давид б) конная статуя Марка Аврелия в) «Отрок Христос проповедует в храме»

· Выберите из предложенных работу Вероккио: а) Пастушок-Давид б) Конная статуя Марка Аврелия в) Кающаяся Мария Магдалина

· Выберите из предложенных работу Донателло а) Пастушок-Давид б)Давид в) статуи пророков

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: