В.М. Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы:
- Эргичность - выносливость человека, как в умственном, так и в физическом плане.
- Пластичность - способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Противоположность - ригидность.
- Скорость - темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы.
- Эмоциональность - впечатлительность, импульсивность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.
Методика позволяет определить уровни эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности как свойств темперамента.
Эргичность(энергичность) – степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе.
Пластичность – легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми.
Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций, движений.
Эмоциональность – склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.
Соотношение уровней выраженности перечисленных свойств указывает на тип темперамента обследуемого (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Тест состоит из 150 вопросов, на которые испытуемый должен дать однозначный ответ: либо «да», либо «нет».
Инструкция: Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе бланка для ответов, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему ваше поведение: 1 — не характерно, 2 — мало характерно, 3 — довольно характерно, 4 — характерно.
|
Обработка результатов: Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.
При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования.
Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.
Интерпретация результатов:
Первичные шкалы
Психомоторная сфера
Низкие значения (12-25 баллов) | Средние значения (26-34 балла) | Высокие значения (35-48 баллов) |
Эргичность (ЭРМ) | ||
Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность. | Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность. | Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность. |
Пластичность (ПМ) | ||
Повышенная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений. | Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда. | Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений. |
Скорость (СМ) | ||
Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда. | Средняя скорость моторно-двигательных операций. | Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности. |
Эмоциональность (ЭМ) | ||
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы. | Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе. | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы. |
Интеллектуальная сфера
|
|
Низкие значения (12-25 баллов) | Средние значения (26-34 балла) | Высокие значения (35-48 баллов) |
Эргичность (ЭРИ) | ||
Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов. | Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. | Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения. |
Пластичность (ПИ) | ||
Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач. | Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности. | Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем. |
Скорость (СИ) | ||
Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности. | Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. | Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. |
Эмоциональность (ЭМ) | ||
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спо-койствие, уверенность в себе. | Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения. | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реаль-ным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением. |
Коммуникативная сфера
Низкие значения (12-25 баллов) | Средние значения (26-34 балла) | Высокие значения (35-48 баллов) |
Эргичность (ЭРК) | ||
Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий замкнутость. | Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности. | Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству. |
Пластичность (ПК) | ||
Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ. | Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам. | Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ. |
Скорость (СК) | ||
Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность. | Обычная скорость речевой активности и вербализации. | Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности. |
Эмоциональность (ЭК) | ||
Низкая чувствительность к, неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. | Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. | Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения. |
Контрольная шкала (Кш)
Контрольная шкала варьируется от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18-24 балла) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
Индексы и типы
Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.
Индекс | Формула | Среднее | Стд. откл. | Минимум | Максимум |
Индекс психомоторной активности | ИПА=ЭРМ+ПМ+СМ | ||||
Индекс интеллектуальной активности | ИИА=ЭРИ+ПИ+СИ | ||||
Индекс коммуникативной активности | ИКА=ЭРК+ПК+СК | ||||
Индекс общей активности | ИОА=ИПА+ИИА+ИКА | ||||
Индекс общей эмоциональности | ИОЭ=ЭМ+ЭИ+ЭК | ||||
Индекс общей адаптивности | ИОАД=ИОА−ИОЭ | -36 |
На основании вышеприведенных индексов, можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента, в настоящее время можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.
Дифференциальные типы
Для вычисления дифференциального типа темпераментального типа в определенной сфере поведения необходимо на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.
- Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т.е. активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствующей сфере.
- Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т.е. активность меньше 70, а эмоциональность - меньше 26, то данный испытуемый - «флегматик».
- Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т.е. выше 102), а эмоциональность - ниже нормы (т.е. ниже 26), то этот испытуемый - «сангвиник».
- Тип 4. Если активность меньше нормы (т.е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы, т.е. (больше 34), то испытуемый - «меланхолик» в соответствующей сфере.
- Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т.е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоэмоциональному» типу.
- Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т.е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоэмоциональному» типу.
- Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т.е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоактивному» типу.
- Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоактивному» типу.
- Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к «неопределенному» типу.
Активность | Эмоциональность | Тип | Описание |
Высокий | Высокий | холерик | |
Низкий | Низкий | флегматик | |
Высокий | Низкий | сангвиник | |
Низкий | Высокий | меланхолик | |
Средний | Низкий | смешанный низкоэмоциональный | |
Средний | Высокий | смешанный высокоэмоциональный | |
Высокий | Средний | смешанный высокоактивный | |
Низкий | Средний | смешанный низкоактивный | |
Средний | Средний | неопределенный |
Общий тип темперамента
Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов.
Если оба значения выше нормы - «холерик», если оба значения меньше нормы - «флегматик». Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а по шкале общей эмоциональности ниже нормы - «сангвиник». Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы - «меланхолик». Если оба значения в пределах нормы - «неопределенный» тип.
Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то - «смешанный высокоэмоциональный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то - «смешанный низкоэмоциональный» тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то - «смешанный высокоактивный» тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то - «смешанный низкоактивный» тип.