Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедрасоциально-гуманитарных наук

 

 

Рабочая программа дисциплины

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Основная профессиональная образовательная программа

высшего образования по направлению подготовки:

Уровень:

Бакалавриат

 

Форма обучения

Очная/заочная

Согласовано Руководитель ОПОП Утверждаю Председатель УМС ____________И.И. Палкин Рекомендована решением Учебно-методического совета ___ ______________2020г., протокол №____ Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры 24.08.2020, протокол № 11 Зав. кафедрой _____________ Судариков А.М.
   
  Авторы-разработчики: __________________________Бубнова Я.В.    

 

Санкт– Петербург, 2020


Цели освоения дисциплины

Цель - познакомить студентов с системными представлениями о психологических закономерностях процесса общения, создать у них ориентировочную основу для исследования этого явления, раскрыть специфику использования психологического знания об общении в структуре деятельности, сформировать навыки анализа психологических причин, лежащих в основе повышения/снижения коммуникативной компетентности.

Основные задачи дисциплины:

- изучение общих принципов и закономерностей межличностного общения;

- формирование умения работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, решать проблемы, принимать решения в нестандартных ситуациях;

- формирование умения ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Код компетенции Компетенция
ОПК-2 способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

 

В результате освоения компетенций в рамках дисциплины «Этика делового общения» обучающийся должен:

Знать: принципы и правила организации самостоятельной работы, в том числе творческой; мотивы собственной продуктивной самостоятельной работы; может аргументированно объяснить их; социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Уметь: применять принципы и правила совместной деятельности, результативно осуществлять самостоятельную работу; может отрефлексировать и разъяснить их; работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Владеть навыками: распределения времени и усилий при организации совместной работы, выполнении творческого задания, получении высокого результата совместной работы; может их сформулировать и объяснить; работы в коллективе, воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

 

Примерная тематика докладов

1. Общение как фактор человеческой жизнедеятельности.

2. Общение и развитие личности.

3. Причины повышения интереса к исследованию теоретических и практических проблем делового общения.

4. Основные направления прикладной этики и психологии делового общения.

5. Деловое общение и деловые отношения.

6. Особенности доверительного общения.

7. Невербальные средства в деловом общении.

8. Манипулятивное общение, этические проблемы.

9. Критерии творческого общения.

10. Личностные факторы успешного делового общения.

11. Взаимопонимание в общении.

12. Типы личного влияния в деловом общении.

13. Проблема кодирования невербальной информации.

14. Факторы адекватного первого впечатления в деловом общении.

15. Сценарии и механизмы взаимодействия между партнёрами в деловом общении.

16. Психологическая совместимость персонала и ее влияние на эффективность деятельности.

17. Критерии творческого общения, основные этические проблемы.

18. Условия и способы понимания людьми друг друга.

19. Коммуникативные барьеры и потери информации в разговорном общении.

20. Предотвращение информационных потерь при вербальном общении сотрудников.

Вопросы по дисциплине, кто пропустил два-три практических занятия (реферат на 8-10 листов, на выбор 1 вопрос)

1. Общение как фактор человеческой жизнедеятельности.

2. Общение и развитие личности.

3. Деловое общение и деловые отношения.

4. Стадии общения как психологической деятельности

5. Цикличность процессов общения (взаимоинформация, взаимовлияние, взаимопонимание, взаимодействие, взаимоотношения).

6. Критерии творческого общения.

7. Условия и способы понимания людьми друг друга.

8. Коммуникативные барьеры и потери информации в разговорном общении.

9. Предотвращение информационных потерь при вербальном общении сотрудников.

10. Развитие индивидуальной техники активного слушания.

11. Общение с «трудными людьми».

12. Исследование коммуникативной компетентности.

13. Проблема социальной перцепции и взаимопонимания.

14. Особенности влияния личностных черт на интерпретацию поведения человека.

15. Структура межличностного взаимодействия.

16. Сценарии и механизмы взаимодействия.

17. Стратегии поведения участников взаимодействия: содействие, противодействие и уклонение от взаимодействия в общении.

18. Ролевое взаимодействие.

19. Типичные ошибки интерактивного общения и их коррекция.

20. Структурная схема невербального поведения

21. Основные характеристики невербального языка.

22. Объективные и субъективные причины затрудненного общения.

23. Межкультурные и культурно-специфические причины затрудненного общения.

24. Возрастные и гендерные причины затрудненного общения.

25. Индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические причины затрудненного общения.

26. Когнитивно-эмоциональные, мотивационные и инструментальные трудности общения.

27. Вербальные и невербальные факторы затрудненного общения.

28. Стиль самоутверждения личности в общении.

29. Влияние самооценки на содержание и способы общения.

30. Проблема застенчивости в психологии общения.

31. Развитие уверенности в себе как фактор оптимизации общения.

32. Социально-психологическая и этическая характеристика конфликтов.

33. Типология конфликтов.

34. Стратегии и алгоритм разрешения конфликтов.

35. Основные характеристики и правила ведения переговоров.

36. Технология проведения «примирительной встречи».

37. Этика и тактика посреднической деятельности в процессе ведения переговоров.

38. Коммуникативные способы профилактики профессионального выгорания.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Чернышова Л.И. Этика, культура и этикет делового общения - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 161 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/etika-kultura-i-etiket-delovogo-obscheniya-433774
2. Родыгина Н.Ю. Этика деловых отношений. М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 430 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/etika-delovyh-otnosheniy-425905

3. Этика: учеб. пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова, М.М. Шубина [и др.]; под ред. А.М. Руденко. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 228 с. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/766750

б) дополнительная литература:

1. Собольникова В.В. Костенко Н.А. Этика и психология делового общения. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 202 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/etika-i-psihologiya-delovogo-obscheniya-441434

2. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академич.бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 463 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/3102750F-D246-47CE-AC5E-1701A1BFD1EB/psihologiya-i-etika-delovogo-obscheniya

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: