Организационные структуры управления природопользованием и природоохранной деятельностью в России, Пермском крае




Экономическая составляющая

Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход.. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

[править]Экологическая составляющая

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов,загрязнение

окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Принципы устойчивого развития территорий:

1. В новых населенных пунктах или кварталах городов создается гуманная этажность жилых объектов (не выше 5 этажей), планировочные решения учитывают создание удобной транспортной инфраструктуры, легкую доступность административных, деловых и торговых центров, социальных учреждений;

2. Застройка ведется по принципу ячеек, то есть создаются зеленые дворы, детские площадки; деловые кварталы с высотным строительством отделяются от жилых зеленых районов.

3. При создании транспортной инфраструктуры предпочтение отдается наиболее приемлемому с экологической точки зрения транспорту (троллейбусы, трамваи, фуникулеры, надземные и наземные электропоезда и т. д.); серьёзное внимание уделяется развитию общественного транспорта; стимулируется и поддерживается пользование велосипедами.

4. Выполняется достоверный расчёт парковочных мест вблизи жилых массивов и административно-деловых центров в привязке к демографическому и экономическому развитию региона;

5. Большое внимание уделяется благоустройству территорий, то есть создаются искусственные водоемы (где есть возможность), парки, аллеи, обустраиваются набережные и т. п.;

6. Рассчитывается функциональное назначение каждого квартала, с учетом демографических перспектив, региональной экономической специфики (к примеру, промышленные предприятия создаются с учетом розы ветров и других факторов) и даже реалий макроэкономики;

7. При создании инженерной инфраструктуры учитывается возможность использования локальных источников возобновляемой энергии в каждом квартале;

8. Закладывается возможность использования внутридомовых энергосберегающих технологий (устройства для обеспечения естественной вентиляции и освещения) в привязке к возможностям региональной энергосистемы;

9. Создается эффективная система водоснабжения и водоотведения (канализация с максимальной первичной очисткой перед сбросом в водоемы) в комплексе с локальными системами рециркуляции использованной воды, очистки так называемых «серых» вод, то есть использованных в хозяйственных целях;

10. Создается система раздельного сбора твердых бытовых отходов, максимальной рециркуляции вторичных материалов, прорабатываются удобные для населения схемы по компостированию нетвердых бытовых отходов;

11. Архитектурный облик зданий согласовывается с особенностями местного ландшафта, с имеющимися национальными архитектурными традициями.

12. Создание объектов социальной инфраструктуры, необходимой для образовательно-культурного и духовного развития здорового, творчески активного общества, причем с учетом различия возрастных групп и стимуляцией общества к активному взаимодействию.

13. Комплексное решение проблемы с рационализацией сортировки и переработки мусора;

14. Стимуляция отношений, приводящих в движение жизнь сообщества:

§ деловые отношения в рамках сообщества, местный рынок для своих, бартерные отношения;

§ совместные мероприятия: постройка новых домов для членов сообщества, сборы фондов в рамках развития проектов членов сообщества, сборы в рамках медицинской помощи отдельным членам, совместная уборка территорий (субботники), посадка деревьев, фестивали, ярмарки, праздники;

§ постоянные собрания членов коммуны для выработки общей стратегии, решения по вопросам текущей жизни принимаются совместно;

§ местная самоуправляемая демократия.

15. Развитие полноценной местной экономики в рамках небольших сообществ и малого бизнеса, обеспечивающего разнообразие, самоокупаемость и самодостаточность.

 

5. Гармонизация взаимоотношений человека и природы

 

Первостепенную роль в формировании высокой экологической культуры играет экологическое образование и воспитание.

Целью экологического воспитания и образования является целенаправленное формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды. Конечная цель такого образования заключается в том, чтобы представить населению возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это согласовывалось с окружающей средой. Подобное образование должно также содействовать осознанию человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости современного мира, с тем чтобы повысить чувство ответственности всех стран, что станет предпосылкой для решения серьезных проблем окружающей среды на глобальном уровне.

Человечество начинает осознавать проблемы, возникшие из-за бездумности, жадности людей. Идея гармонии человека и природы проникнута во многие сферы человеческого существования. Однако гораздо больше людей, все еще не желающих променять прибыльные производства, доходные предприятия на природное возобновление путем, пусть даже и частичного, угасания промышленности.

Догма 1. Первоочередной задачей является сохранение природы. Однако единственным радикальным способом сохранения природы было бы уничтожение человечества. Своей материально- производственной деятельностью человек преобразует природу, то есть изменяет ее не любопытства ради, а в силу сущности своего бытия. Изменение, а не сохранение есть способ жизнедеятельности человека. Другое дело, что человек для поддержания нормальных условий существования должен постоянно компенсировать свое дестабилизирующее воздействие на природу другими преобразованиями. Первоочередная задача человечества- это обеспечение стабильности своего развития, динамического равновесия системы "Природа- Общество". Причем, по мере своего развития человек вынужден все больше брать на себя управление состоянием природы, так как ее естественные силы уже не могут компенсировать антропогенное влияние.

Догма 2. Экологические проблемы - порождение современного мира, еще в недавнем прошлом отношения с природой были гармоничными. Это понимание порождает идеализацию прошлого жизненного уклада, лежит в основе лозунга "назад к природе". Причина возникновения этой догмынекритическое отношение к истории, слабое знание ее реальных фактов. Человечество на протяжении всего своего существования сталкивалось и более или менее успешно решало экологические проблемы. Отличие нашего периода истории в том, что эти проблемы приняли глобальный характер.

Догма 3. В будущем можно полностью решить экологические проблемы. Эта оптимистическая позиция сформировалась под влиянием рекламы достижений НТП, его потенциальных возможностей. При этом упускается из виду, что всякое достижение техники наряду с полезным эффектом дает и побочный, экологическое воздействие которого первоначально непредсказуемо. Например, даже самая чистая энергетика- солнечная- дает побочный продукт в виде теплового загрязнения, поэтому также имеет экологические пределы своего развития.

 

6. Эколого-экономические потребности и интересы населения России и Пермского края

 

4.3. Сохранение и улучшение среды жизнеобитания

 

4.3.1. Территориальное развитие предусматривает количественные и качественные изменения природных, социальных, экономических и экологических параметров в пределах региона. В данном случае следует иметь в виду изменения пространственной организации как Пермского края в целом, так и отдельных его частей. Этот горизонтальный срез позволяет увидеть размещение элементов человеческой деятельности, мест проживания населения, транспортных магистралей и т.д. В результате такого развития в регионах можно выделить "центральные" и "периферийные" территории, выявить их потенциальные возможности: экологическую емкость, емкость потенциала.

Под регионом понимается территориальная форма пространственной организации природы и общества, операциональная территориальная единица в исследовательской или управленческой деятельности. Данная единица выделяется по одному из признаков: генезису, географическому положению, хозяйственным связям, управлению. В социально-экономическом пространстве это территориально-общественная система, в которой организована жизнедеятельность людей.

Развиваясь в едином социально-экономическом пространстве страны, каждый регион, в том числе и Пермский край, имеет универсальные черты и индивидуальные особенности. В зависимости от величины территории, вовлеченной в общественное развитие, можно выделить несколько иерархических уровней региона. Примером макрорегиона может выступать территориально-общественная система Российской Федерации. Пермский край выступает мезорегионом. Муниципальные образования районного и поселенческого уровня соответственно представлены регионами микро- и топоуровня. Последние будут называться районами и микрорайонами, а для укрупненных межрегиональных образований, полученных в результате индивидуального интегрального районирования, будет использоваться термин "округ".

На сегодняшний день на территории Пермского края существуют реально сформировавшиеся в процессе хозяйственной и социальной деятельности межрегиональные управленческие округа. Это так называемые межрайонные центры, на которых замыкаются многие социальные и хозяйственные связи, и тяготеющие к ним территории (города: Пермь, Березники, Кунгур, Кудымкар, Лысьва, Соликамск, Чайковский и др.).

4.3.2. Достижение поставленной стратегической цели в решении проблем территориального развития и обеспечения комфортной среды жизнеобитания предполагает установление следующих основных приоритетов:

1. Улучшение условий и параметров среды жизнедеятельности населения.

2. Оптимизация пространственно-территориальной структуры региона:

оптимизация территориально-административного деления края;

совершенствование системы расселения;

выявление полюсов роста;

разработка опорного каркаса территории края;

выявление территориальных различий в развитии края и проведение социально-экономического районирования (типологического и индивидуального);

выделение межрегиональных управленческих округов;

прогноз развития края по округам;

согласование отраслевых и территориальных параметров развития, подготовка предложений по оптимальному набору функций для округов.

3. Развитие инфраструктуры края:

жилищно-коммунального комплекса;

жилищной сферы;

транспортной инфраструктуры;

инфраструктуры связи.

4. Обеспечение экологической устойчивости и безопасности функционирования всех систем инфраструктуры.

5. Снижение диспропорций в развитии инфраструктуры муниципальных образований.

Каждая из поставленных задач в свою очередь разбивается на ряд подзадач, позволяющих конкретизировать и структурировать их выполнение.

4.3.3. На основании общих и интегральных показателей будет проведено социально-экономическое районирование и выделено до 8 межрегиональных управленческих округов, по которым в дальнейшем будут прорабатываться механизмы реализации Программы социально-экономического развития Пермского края.

Целью перспективного районирования является деление территории на репрезентативные части. В настоящее время разработано несколько сеток районирования края. Так, на основе учета природных особенностей территории Пермского края выделено 7 природных районов.

На основании развития хозяйства разработана сетка экономического районирования, включающая 4 экономических района и 6 микрорайонов.

На основании условий жизни населения в области разработана сетка социально-экономического районирования, состоящая из 12 социально-экономических районов. Однако все предложенные виды районирования отображают лишь одну сторону общественного развития и не могут отвечать принципу комплексности и обеспечить сбалансированное развитие территории. Для этого необходимо интегральное районирование, градирующее как среду жизнеобитания, так и территориальные общности людей - социально-эколого-экономическое районирование.

На основе современных принципов таксонометрии в Программе будет проводиться социально-эколого-экономическое районирование путем выделения 19 районов, на основании которых будут выделены порядка 8 межрегиональных (управленческих) округов. Выделенные таксоны могут служить действенным механизмом решения социально-экологических проблем и обеспечения безопасности для проживающего населения, а также экологически, социально и экономически эффективными формами территориальной организации процессов взаимодействия природы и общества, общества и человека.

По наличию проблемы и приоритетности развития социально-экологические районы могут объединяться в более крупные образования - типы, которые на карте Пермского края выглядят как высокоразвитый индустриальный центр, районы нового хозяйственного освоения (север), старый депрессивный восток, аграрно-индустриальный юг и районы со средним уровнем индустриального развития (запад). Для каждого типа районов необходимо разрабатывать конкретные направления региональной политики и механизмы ее реализации. Этот вид территориальных образований необходим на уровне краевого управления и регулирования для разработки стратегии развития.

 

7. Характеристика территории как социально-эколого-экономической системы. Проблемы и перспективы оценки СЭЭС в России и Пермского края для дальнейшего устойчивого развития территории

 

Смотри выше там все есть

 

8. Показатели социально-эколого-экономического потенциала территории (Пермского края). Экологические связи – как статистическая основа расчета показателей СЭЭП территории

9. Показатели социально-эколого-экономического потенциала территории (Пермского края). Социально-экологические связи - как статистическая основа расчета показателей СЭЭП территории

10. Показатели социально-эколого-экономического потенциала территории (Пермского края). Экономико-экологические связи - как статистическая основа расчета показателей СЭЭП территории

11. Показатели социально-эколого-экономического потенциала территории (Пермского края). Эколого-экономические связи - как статистическая основа расчета показателей СЭЭП территории

12. Показатели социально-эколого-экономического потенциала территории (Пермского края). Социально-экономические связи - как статистическая основа расчета показателей СЭЭП территории

 

4.2. Развитие человеческого потенциала и повышение качества

жизни населения

 

4.2.1. Создание условий для развития человеческого потенциала будет осуществляться посредством эффективного управления социальной сферой Пермского края, оптимизации социальной инфраструктуры и развития институтов гражданского общества.

Для обоснования выбора приоритетов в данной сфере проведен предварительный анализ основных показателей населения Пермского края по методике, принятой соответствующими российскими и мировыми организациями. Основными показателями для анализа и выбора приоритетов стали человеческий потенциал и качество жизни населения. Качество жизни населения является системной характеристикой, отражающей уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, элементами которой являются: качество населения, уровень жизни населения, занятость, качество трудовой и предпринимательской жизни, социальная безопасность.

Реализация поставленной цели осуществляется через достижение системы локальных целей, характеризующих различные компоненты интегрального показателя качества жизни населения:

развитие системы образования с учетом сбалансированности региональных, отраслевых и индивидуальных потребностей и интересов;

создание условий для обеспечения баланса социально-экономических интересов края, работодателей и работников, незанятого трудоспособного населения;

повышение качества населения, снижения темпов депопуляции;

обеспечение адресной социальной поддержки малоимущих и социально уязвимых групп населения, обеспечение адаптации граждан к изменяющимся условиям социально-экономической среды через содействие самореализации личности.

4.2.2. Уровень развития системы образования рассматривается как базовый стратегический ресурс, от которого зависит качество жизни в Пермском крае, его инвестиционная привлекательность и устойчивое развитие. Мировые тенденции развития образования, выраженные в докладе Всемирного банка (2002 год), сводятся к следующему:

1) главным фактором социально-экономического прогресса и ускоренного развития любой системы является развитие и применение знаний;

2) увеличивается значение высшего образования как фактора формирования, распространения и применения знаний, создания качественно нового технического и профессионального потенциала;

3) государство несет ответственность за создание стимулирующей среды, подталкивающей систему образования к широкому применению инноваций и к своевременной реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменение требований рынков труда, которым необходим высокоразвитый человеческий капитал;

4) необходим комплексный подход к образованию как к единой системе, в которой формируется не только профессиональный, но социальный и духовный человеческий капитал.

Таким образом, основные приоритеты в области образования определяются сложившейся ситуацией в Пермском крае, потребностью следовать общемировым подходам и состоят в следующем:

1. Обеспечение доступности образования и повышения качества образовательных услуг.

2. Развитие институтов государственно-общественного управления образовательной системой.

3. Обеспечение потребностей региональной экономики в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах.

4. Интеграция образования, производства и науки для решения приоритетных социально-экономических задач Пермского края.

5. Создание единого образовательного пространства в процессе объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого округа.

Возможными механизмами реализации деятельности по достижению приоритетов являются:

выравнивание возможностей городского и сельского населения, экономически самостоятельных и депрессивных территорий в получении качественного образования на основе федеральных стандартов;

создание системы выявления, поддержки и развития одаренных детей;

формирование условий для удержания и привлечения в отрасль высокопрофессиональных педагогических кадров;

обеспечение возможности влияния общества на систему образования, формирование взаимосвязи между органами управления образованием и профессиональными ассоциациями, общественными организациями через содействие попечительским и управляющим советам образовательных учреждений, представляющим собой важный механизм участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе и в процессах общественной оценки качества образования;

сокращение разрыва между потребностями рынка труда и структурой выпуска профессиональных кадров, между потребностями работодателя в знаниях и профессиональных навыках выпускника и качеством профессионального образования;

разработка механизма и инструментов кредитования в системе образования.

4.2.3. Определение приоритетов в сфере занятости, качества трудовой и предпринимательской жизни создадут условия для обеспечения баланса социально-экономических интересов края, работодателей и работников, незанятого трудоспособного населения.

Основными приоритетами в сфере трудовых отношений являются:

1. Обеспечение эффективной занятости населения, реализующей кадровые потребности Пермского края и индивидуальные потребности граждан в соответствующих рабочих местах и достойных материальных условиях труда.

2. Повышение эффективности институтов социального партнерства в регулировании социально-трудовой сферы.

3. Улучшение качества трудовой жизни.

Для реализации данных приоритетов основными механизмами должны стать:

разработка среднесрочного и долгосрочного прогноза профессионально-квалификационной структуры работников;

совершенствование методов анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

формирование и реализация региональной политики в сфере занятости, направленной на стимулирование создания новых рабочих мест, эффективной занятости граждан;

преодоление социального иждивенчества;

совершенствование системы заказов переобучения и трудоустройства персонала предприятий в соответствии с требованиями рынка труда, формирование и развитие системы непрерывного образования, корректировка структуры профессионального обучения с учетом спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда и перспектив социально-экономического развития отдельных отраслей и территорий;

совершенствование регионального законодательства в сфере оплаты труда, создание условий для повышения заработной платы;

разработка и реализация проектов в области охраны и условий труда, привлечение к реализации политики в области охраны труда органов местного самоуправления;

стимулирование работодателей к обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников, повышение эффективности деятельности общественных и государственных институтов в сфере контроля над состоянием условий и охраны труда;

разработка и внедрение механизмов стимулирования развития социального партнерства на уровне предприятия, отрасли, территории, региона в целом;

создание и стимулирование деятельности общественных организаций и государственных органов защиты трудовых прав граждан.

4.2.4. В сфере повышения качества населения, снижения темпов депопуляции основными приоритетами в повышении качества жизни населения должны стать:

1. Стимулирование здорового образа жизни.

2. Разработка системы профилактики социальных патологий: высокого уровня смертности, бедности, преступности, алкоголизма и наркомании.

3. Оптимизация системы медицинских и социальных услуг населению, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья населения, повышение продолжительности жизни.

Информационную базу для построения индекса качества жизни составляют материалы органов государственной статистики (статистические ежегодники), результаты экспертных опросов, а также данные выборочных обследований населения.

Наиболее эффективным способом организации сбора необходимой информации является мониторинг качества жизни населения.

 

13. Показатели социально-эколого-экономического потенциала территории (Пермского края). Экономико-социальные связи – как статистическая основа расчета показателей СЭЭП территории

 

4.1. Экономический рост

 

4.1.1. Для обоснования приоритетных отраслей и территорий развития проведен предварительный анализ и сопоставление объемов предложения основных видов продукции на местных рынках, уровня спроса и динамики цен на нее. Анализ проведен в разрезе различных субъектов экономики, таких как: мелкий, средний, крупный бизнес, местные товаропроизводители, импорт из других регионов, импорт из-за рубежа, предприятия различных форм собственности (частные, государственные). Это позволило выявить определенные перспективы развития отраслей Пермского края.

Для выбора международной специализации Пермского края ключевым является критерий отраслевой конкурентоспособности. Исходя из мирового опыта, Пермскому краю более других подходит стратегия "передовых рубежей", предусматривающая создание новых видов продуктов и технологий. Данная стратегия разрабатывалась и успешно реализовывалась в США, Японии и Европе. Здесь следует учитывать (в свете предстоящего вступления России в ВТО) "фактор Китая" как с точки зрения экспорта, так и с точки зрения возможностей импортозамещения. Конкурировать с китайской продукцией необходимо не по величине издержек, а по совокупности потребительских свойств изделий.

4.1.2. Классификация отраслей региона по уровню конкурентного потенциала позволяет сгруппировать их в четыре основные категории, для каждой из которых используется определенная стратегия отраслевого развития:

1) экспортоориентированные отрасли (топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленности, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности);

2) отрасли, имеющие научно-технический потенциал для создания конкурентоспособных изделий и технологий (высокая химия и фармацевтика, разработка новых материалов, отдельные подотрасли машиностроения, аэрокосмическая, природоохранные, информационные и медицинские технологии, технологии изучения недр, трубопроводный транспорт угольной суспензии и др.);

3) отрасли, не экспортирующие продукцию за рубеж, но имеющие потенциал импортозамещения на внутреннем рынке как Пермского края, так и России (пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, мебельная промышленность, отдельные подотрасли сельского хозяйства, отдельные подотрасли машиностроения и др.);

4) отрасли, в сегодняшнем состоянии не имеющие перспектив с точки зрения международной конкурентоспособности (легкая промышленность, производство велосипедов, производство табачных изделий и др.).

Первая группа отраслей способна развиваться на основе самофинансирования, что относится, прежде всего, к нефтегазовому сектору и производству минеральных удобрений. Для повышения их международной конкурентоспособности необходимо развитие инфраструктуры Пермского края, а также рыночных и региональных институтов. Эти отрасли должны стать основой формирования конкурентоспособных в мировом масштабе экономических кластеров, что будет являться предпосылкой роста их экспорта.

Вторая группа отраслей - это высокотехнологичные отрасли, которые могут быть конкурентоспособны на мировом рынке только при условии создания на региональном уровне действенных стимулов к их развитию, применяемых в мировой практике. Для этих отраслей необходимо разработать меры по стимулированию экспорта, по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые будут способствовать их форсированному росту. Указанные отрасли должны войти в состав формирующихся в Пермском крае кластеров.

Для третьей группы отраслей необходима региональная поддержка, разработка мер по привлечению в эти отрасли прямых иностранных инвестиций, внерегиональных инвестиций. Необходимо также предусмотреть иные источники финансирования и дополнительные формы поддержки. Данные отрасли должны дополнить формирующиеся в Пермском крае кластеры.

Четвертая группа отраслей имеет небольшие и снижающиеся во времени доли рынка. В настоящее время для данной группы отраслей особенно ощутимо давление международной конкуренции, которое усилится после присоединения России к ВТО. Определенные региональные субсидии из краевого бюджета могут поддержать некоторые из этих отраслей, однако при существующем уровне их развития это не представляется целесообразным. Механизм рыночной конкуренции покажет возможность их развития, в случае успешной конкуренции с импортом данные отрасли могут перейти в третью группу.

Помимо выделенных четырех групп в регионе будут сохраняться также отрасли, производящие продукцию для нужд Пермского края, но не относящиеся к указанным группам.

Внимание региональных властей должно быть сфокусировано на второй и третьей группах, именно они должны стать отраслями перспективной специализации Пермского края.

4.1.3. В состав указанных экономических кластеров должны войти как крупные предприятия, так и предприятия малого и среднего бизнеса. Кроме того, кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса.

Указанные выводы позволяют определить, что основой экономического развития Пермского края должны стать следующие приоритеты:

1. Обеспечение нового качества экономического роста. Переход к инновационной экономике и формирование регионального модуля национальной инновационной системы Российской Федерации.

2. Стимулирование экономического развития Коми-Пермяцкого округа.

3. Изменение отраслевой структуры экономики Пермского края в направлении увеличения доли производств, производящих готовую продукцию. Основным механизмом достижения этой цели является выявление и формирование в крае конкурентоспособных на мировом рынке кластеров.

4. Преодоление зависимости от сырьевого экспорта, экспортоориентированное развитие на основе обрабатывающих производств, производящих наукоемкую, конкурентоспособную и востребованную мировым рынком продукцию и технологии.

5. Ускоренное развитие инфраструктуры, в том числе информационной.

6. Активизация инвестиционного процесса и создание системы интенсивного привлечения внерегиональных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, а также технологий и ноу-хау. Создание более привлекательных условий для зарубежных транснациональных корпораций, дающих импульс притоку прямых иностранных инвестиций в экономику Пермского края.

7. Рациональное использование природных ресурсов и оптимизация эколого-экономической системы Пермского края.

8. Создание условий для развития эффективного рынка труда.

9. Развитие финансовых рынков в Пермском крае.

10. Внедрение механизма частногосударственного партнерства.

11. Развитие научно-технического потенциала Пермского края.

12. Активизация институциональных факторов экономического роста в Пермском крае.

13. Расширение рынков сбыта региональных производителей.

14. Развитие малого предпринимательства.

15. Снижение издержек бизнеса.

16. Создание свободного и конкурентного рынка земли.

Приоритеты инвестиционной политики следует сконцентрировать в направлении точек роста в соответствии с перспективной специализацией.

Присоединение России к ВТО может иметь положительное значение для региона в инвестиционной сфере. Речь идет о доступе на условиях ТРИМС (соглашений по связанным с торговлей инвестиционным мерам) российских предприятий к западным технологиям и распространению этих технологий в Пермском крае. Приток прямых иностранных инвестиций в край может быть обеспечен посредством:

создания благоприятного социально-экономического климата, что повлечет изменения в региональном законодательстве, налогообложении, государственном управлении;

развития специфических побудительных механизмов для важных проектов;

определения ключевых отраслей и создания зон экономического и технологического развития;

проведения проактивных тренинговых, информационных, промоутерских кампаний и мероприятий по созданию имиджа Пермского края в России и за рубежом;

создания для иностранных инвесторов консультативного ПИИ-агентства (агентства по привлечению иностранных инвесторов);

инвестирования в инфраструктуру Пермского края.

 

14. Показатели социально-эколого-экономического потенциала территории (Пермского края). Статистическая основа расчета показателей СЭЭП (на примере документов «Перечень информации, необходимый для анализа социально-экономического развития Кишертского муниципального района», «Программа социально-экономического развития муниципального образования «Лобановское сельское поселение» на 2010 -2012 годы», «Комплексная экологическая политика г. Перми» на 2010-2012 гг. или др.)

 

6. Формирование основных вариантов социально-экономического

развития Пермского края

 

6.1. Прогноз социально-экономического развития (в том числе региональной экономики) должен строиться на основе вариантного моделирования, предполагающего наличие ряда сценариев. Сценарии для вариантного моделирования (прогноза) представляют комбинацию различных условий, влияние которых признается значительным.

Сценарные условия (факторы) можно разделить на две группы:

1. Внешние по отношению к Пермскому краю условия - факторы, степень влияния на которые со стороны региональной власти признается минимальной:

1.1. Внешние рынки энергоносителей и других товаров - основных экспортных групп Пермского края:

цены на энергоносители и другие основные экспортные группы товаров (нефть и нефтепродукты; удобрения калийные, азотные; магний; титан; черные металлы; целлюлоза и бумага);

экспортные пошлины на указанные выше товарные группы;

квоты на указанные выше товарные группы, существующие на основных рынках-потребителях.

1.2. Национальные факторы:

объем производства продукции промышленности по Российской Федерации;

налоговая политика (ставки, изменение принципов системы налогообложения);

межбюджетные отчисления (нормативы отчислений, трансферты);

федеральная кредитно-ден



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: