Стандарт библиотек Московской области
Общие положения
1.1 Настоящий Стандарт библиотек Московской области (далее – Стандарт) (добавил) устанавливает минимальные требования к условиям библиотечно-информационного обслуживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – пользователи библиотек) и включает нормативы обеспечения библиотеки материальными ресурсами. Стандарт разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действующим законодательством Московской области.
1.2 Действие Стандарта распространяется на существующие и вновь созданные библиотеки на территории Московской области.
1.3 Использование Стандарта обязательно при разработке, утверждении, реализации проектов организации или реконструкции библиотек в Московской области.
1.4 Основные требования разработаны для целей эффективной организации библиотечного обслуживания пользователей библиотек, обеспечения доступности, комфортности и безопасности при организации деятельности библиотек.
1.5 Соответствие библиотеки Стандарту определяется исходя из 100-балльной системы оценки.
Основные направления и принципы работы библиотек
2.1. В рамках настоящего Стандарта под библиотекой понимается информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов
и предоставляющая их во временное пользование, а также предоставляющая услуги юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и гражданам без ограничения по уровню образования, специальности, отношению к религии, в том числе осуществляющая справочно-библиографическую, просветительскую, культурно-массовую работу.
|
2.2 Библиотечное обслуживание пользователей библиотек основывается
на взаимодействии общедоступных библиотек, находящихся на территории Московской области и составляющих библиотечную сеть Московской области.
2.3 Библиотека формирует и повышает информационную культуру пользователей, осуществляет поддержку и развитие чтения, с целью воспитания
у граждан потребности в чтении и образовании, начиная с юного возраста, участвует в формировании культуры чтения детей и юношества.
Библиотека приобщает местных жителей к культурному наследию, содействует развитию творческих способностей, участвует в организации интеллектуального досуга и отдыха граждан. Культурные акции (встречи, концерты, лекции, конкурсы и т.д.), а также образовательные, информационные и иные программы и проекты, библиотека организует и проводит как самостоятельно, так
и совместно с другими организациями, учитывая интересы местного сообщества.
2.4 Библиотека обеспечивает формирование, хранение и сохранность редких документов и книжных памятников.
2.5 Формы обслуживания библиотек:
стационарная форма обслуживания (в стенах библиотеки);
внестационарная форма обслуживания (доставка пользователю документов
и оказание иных услуг по месту жительства, работы, учебы, организация библиотечного обслуживания вне стен библиотеки: библиотечные пункты, коллективные абонементы, выездные читальные залы, передвижная библиотека ‒ библиобус);
|
дистанционное обслуживание пользователей библиотек (удаленный доступ пользователя библиотеки к ресурсам и услугам библиотеки на основе информационно-телекоммуникационной сети Интернет).
2.6 Перспективной формой организации библиотечного обслуживания, является обслуживание на основе единого для всех библиотек читательского билета.
Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг, а также условия их предоставления.
Внешнее благоустройство библиотеки
3.1. Наиболее важными элементами внешнего благоустройства, оказывающими влияние на формирование имиджа библиотеки, являются состояние прилегающей территории, входная группа, вывески и указатели, двери и окна, наличие или отсутствие малых архитектурных форм.
Для создания привлекательного образа библиотеки, ее узнаваемости, легкости визуального определения места расположения и доступности для пользователей библиотека должна соответствовать критериям согласно таблице 1.