Биография композитора и автора текста




Анализ хорового произведения

«Коль славен»

Д. Бортнянского

Слова М. Херсакова

Содержание

1. Историко-стилистический анализ…………………….…………………...3

2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………7

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………….…...9

4. Исполнительский анализ…………………………………………………14

Литература………………………………………………………………...17

 

 

Биография композитора и автора текста

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) — русский композитор, дирижёр, общественный деятель. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Наряду с М. С. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Сочинял также светскую музыку — оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли.

В творческом наследии Бортнянского особенно важны для нас замечательные хоровые концерты, вокальные сочинения на немецком и латинском текстах “Gloria”, “Ave Maria”, «Немецкая обедня», “Salve Regina”.

Оригинальность хорового стиля Бортнянского была отмечена крупными зарубежными музыкантами. Отзыв Берлиоза, услышавшего концерты Бортнянского в исполнении Придворной певческой капеллы во время пребывания в Петербурге в 1847 г.: «Эти произведения отмечены редким мастерством, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и удивительным расположением голосов».

Хоровой концерт Бортнянского был демократичным и по музыке, и по назначению. Он всегда предполагал большую аудиторию, самые широкие слои слушателей и исполнения не только в церкви, как часть Литургии, но был музыкальным украшением различных государственных церемоний и праздников. Концерты и другие хоровые сочинения Бортнянского пели в повседневной и музыкальной практике: небольшими ансамблями и хорами, в крепостных капеллах, в учебных заведениях, в домашнем кругу.

Концерты пользуются большой популярностью не только среди профессионалов и музыкальных учебных заведений, но и среди широких слоев населения.

 

 

Особенности хорового письма:

· Стремление к благозвучию: обилие параллельных терций и секст, весьма умеренное пользование диссонансами;

· Широкое применение полифонии (на гармонической основе), нередко – в виде свободной, ритмической имитации;

· В отличие от Березовского, наблюдается множественность («текучесть») тематизма.

· Концерты состоят из контрастных, но связанных между собой разделов;

· Концерты типа «размышлений» (с преобладанием медленных темпов) завершаются, как правило, фугированным изложением;

· При частом чередовании соло и тутти, солисты не противопоставляются хоровым партиям, а являются как бы их корифеями.

Многие исследователи отмечают связь концертов Бортнянского с современной ему симфонической формой – concerto grosso.

Для исполнителей хотелось бы отметить, что хоровые сочинения Бортнянского удобны для пения, отлично звучат в хоре.

Список хоровых сочинений Д.С. Бортнянского:

· Песнопения для церкви;

· Духовные хоровые концерты (35 концертов) для четырехголосного хора;

· Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов);

· Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов);

· Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров);

· Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений);

· Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса;

· Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии.

 

Знаменитый Гимн "Коль славен" (который до сих пор считается Гимном русской эмиграции) был написан композитором на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII века. Известно много печатных нот этого Гимна. Некоторое время, в начале XIX века он считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства. Эта версия его назначения активно поддерживалась еще со времен правления Павла Первого, для которого гимновое песнопение Державина-Козловского "Гром победы раздавайся!" было не очень приемлемым, в связи с тем, что это был гимн времен его матери - Екатерины, с которой у него, как известно, отношения были не лучшие. Да и знаменитый припев песни, во время которого обычно все офицеры вставали и поднимали бокалы - "Славься сим, Екатерина! Славься добрая к нам мать!" - вызывал у Павла раздражение. Не поэтому ли новый Гимн Бортнянского, который долгие годы служил придворным композитором семьи Павла Петровича и выучил музыке его детей, стал активно распространяться и, в первую очередь, не только в церковной, но и в военной среде. Потому и "Гром победы" был забыт довольно скоро. А "Коль славен" не был подвергнут забвению даже во время правления сына Павла Первого - императора Александра, который чтил своего музыкального наставника - Бортнянского.

Официально Гимн Бортнянского был заменен лишь в 1830-е годы, когда Львовым и Жуковским был написан Гимн "Боже, царя храни". При этом гимн Михаила Глинки, также созданный по просьбе императора, к сожалению, принят не был и текст для него не принят и не утвержден и по сей день (не считая утвержденного текста Гимна Москвы на мелодию Глинки - 1947 года.

В начале XIX столетия, а также временами и до самого Октября 1917-го года, мелодия Гимна Бортнянского "Коль славен" исполнялась (вызванивалась) 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля, как правило, каждый день - в полдень (есть также версия, что он исполнялся ежедневно в 15 часов и 21 час, тогда как в 12 часов и 18 часов звучала знаменитая мелодия марша Преображенского полка). Исполнялась эта мелодия и курантами Петропавловской церкви в Санкт-Петербурге (с помощью 38 колоколов, куранты были сделаны голландцем Крассом) вместе с мелодией Гимна "Боже, царя храни", также вплоть до 1917 года. Однако обе мелодии были вновь исполнены часами Петропавловки в празднование 300-летия города, построенного Петром Великим.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: