Пути коррекции детей дошкольного возраста с эхолалией.




(из опыта работы)

В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений. На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно. Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.
Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь.

Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии.

Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции). Существуют различные причины возникновения эхолалии. В первую очередь, нужно признать, что эхолалия не является бесцельным, бездумным и бессмысленным повторением чужих слов. Это форма общения. Способность повторять речь и звуки — это важный способ самовыражения для детей, у которых возникают трудности с устной речью. Если лишить ребенка такой возможности, то он не сможет выражать эмоции, успокаивать себя, поддерживать разговор, тренироваться в произношении или уменьшать тревожность с помощью вербальной коммуникации. Важно понять, для чего ребенок повторяет определенный набор звуков, особенно если для вас это полная бессмыслица.

Я столкнулась с такой проблемой 3 года назад, в моей группе все дети со сложными речевыми диагнозами, и с каждым годом диагнозы все сложнее (ОНР Ι уровня сенсомоторная алалия, ОНР ΙΙ уровня по типу моторной алалии). В 2017 году поступила девочка с эхолалией, с таким диагнозом я столкнулась впервые. В первую очередь я попыталась узнать причину возникновения ее, одной из причин было то, что у девочки папа глухонемой, и ребенку пришлось учиться как - то общаться с ним. Проведя психолого-педагогическое обследование я выявила, что у ребенка отмечается неустойчивость слухового внимания, нарушено фонематическое восприятие и память. Следующим моим шагом стало изучение методической литературы, для оказания нужной коррекционной помощи ребенку.

У девочки оказалась немедленная эхолалия, при которой она сразу повторяла слово после того, как его услышала от меня или любого другого взрослого или ребенка и истинная эхолалия - это автоматическое повторение обращенной речи, т.е. я задавала ей вопрос а она мне этим вопросом отвечала. Девочка не могла поддержать разговора, она не понимала, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволял ей понять смысл всего сказанного и сформулировать свой адекватный ответ. Поэтому она, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводила слова, которые слышала от взрослых и детей.

Поэтому при общении с девочкой старались говорить четко, не спеша, спокойным тоном; добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет); непрерывать, если ребенок повторял слова или фразы; целенаправленно увеличивали словарный запас ребенка, используя картинки с различными изображениями. Вместо вопросительных предложений старались использовать утвердительные, н-р вместо вопроса «Ты хочешь это?» или «Тебе помочь» говорили «Помоги мне пожалуйста..»

Немало важным при корекции эхолалии у ребенка оказывают старания родителей. Для адаптации девочки провели с мамой различные беседы, консультации и дали рекомендации, что при общении не повышать тон на ребенка, разговаривать спокойно и четко, задавать вопросы, ответ на которые будет «да» или «нет», защищать от различных стрессовых ситуаций и переживаний, регулярно добавлять новые слова в заученные фразы и предложения для расширения лексикона с использование картинок, не останавливать ребенка при частом повторении слов, а пытаться понять их смысл, то есть уловить информацию, которую он хочет донести. Также следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.

Победить болезнь окончательно мы не смогли, но мы наладили коммуникацию со сверстниками, улучшили процесс общения и обучения девочки. Совместная работа по коррекции ребенка дала положительный результат.

Буду рада, если мой опыт будет полезен для коллег!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: