Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени»
(конспект занятия
(развитие речи) в подготовительной группе)
Форма проведения: фронтальная
Место проведения: группа детского сада
Задачи | Интеграция образовательных областей | Предварительная работа | Методы и приёмы | Оборудование |
1. Образовательные
* Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;
* Продолжать учить детей придумывать загадки по картинке.
| · «Познание» · «Коммуникация» · «Физическая культура»; · «Чтение художественной литературы». Виды детской деятельности: v Коммуникативная v Двигательная v Познавательно-исследовательская. | ü экскурсия в краеведческий музей, осмотр экспозиции «Животный мир Севера» ü знакомство с выставкой книг “Животный мир Севера”; ü сюжетное рисование “Северный олень” ü Создание ненецкого уголка в группе. ü имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного. ü Чтение рассказов Чаплиной В.В. «Фомка белый медвежонок»; И. Соколов – Микитов «Горностай»; «Лоси», «Медведи», «Заяц», «Лисицы»; Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц»; Б.Житков «Рассказы о животных». | 1. Словесный метод: * Беседа; * вопросы по картине; * педагогическая оценка; * пояснение. 2. Наглядный метод: ü Демонстрация (рассматривание) картин. 3. Практический: · Упражнения (в составление рассказов и загадок). 4. Игровой метод: § Загадывание и отгадывание загадки. | µ картина «Северные олени»; µ разрезные картинки с изображением животным. µ «подзорная труба» из бумаги на каждого ребёнка µ Модель (схема) для рассказывания. Раздаточный материал: ü картинки диких и домашних животных на каждого ребёнка. |
|
Ход занятия
1) Организационный момент.
Педагог начинает Непрерывную непосредственную образовательную деятельность с чтения стихотворения «Дети Севера».
«Мы любим смеяться, на нартах кататься,
По белому снегу зимой. И, честное слово,
С мороза большого идем неохотно домой».
В этом стихотворении говорится о детях Севера, но на Севере живут и животные. Вот сегодня мы будем с Вами составлять рассказ про животных Севера.
* Скажите, как зазывается край, в котором мы живём?
* Назовите, каких животных Севера вы знаете?
(Вывешивание по ходу ответов карточек с изображениями животных).
Чтобы узнать о каком животном мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.
Хоть верь, хоть не верь.
Пробегал по тундре зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста…
(Олень).
- Сегодня мы с вами будем говорить о Северных оленях.
Восприятие картины
Воспитатель вывешивает картину «Северные Олени». Дети рассматривают её некоторое время.
Игра «Подзорная труба»
А давайте с вами посмотрим на тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
|
Правило – ответы не должны повторятся.
Словарная работа:
Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;
Нарты – лёгкие сани для езды на собаках или оленях;
Ягель – мох, который служит кормом северным оленям.
Важенка – мать оленёнка;
Оленёнок (или телёнок) – детёныш важенки;
Хора – отец оленёнка;
Быки – ездовые олени.
Рассматривание картины «Северные олени».
А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:
v Что нарисовано на этой картине? (Важенка с оленёнком)
v Что делает Важенка? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
v Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
v Сравните Важенку с оленёнком.
v Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у Важенки – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у Важенки крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (Важенка большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)
v Чем похожи, Важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
v Что у оленя на голове? (рога).
v - Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
v На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые
v Чем покрыто тело оленя? (шерстью). –
v -Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
v А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
v - Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).
v - И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
|
v Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)
v как вы думаете какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)
v Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).
v какую пользу приносят олени? (оленье мясо едят, оно очень вкусное, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду – малицу, обувь – торбаса, оленьи шкуры – очень теплые).
v Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени? (они возят людей).