Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Западный филиал РАНХиГС
Технология подготовки презентации
Подготовила
Никитина Е.С.
Калининград, 2015
Презентация — информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме.
Основными элементами презентации являются слайды. С помощью редактора PowerPoint можно создавать слайды, в которых текст сочетается с таблицами, диаграммами, графическими объектами, картинками, рисунками, фотографиями, фильмами и звуком, видео клипами.
Каждый слайд презентации обладает свойствами, которые влияют на его отображение во время демонстрации:
· размер слайда;
· разметка слайда (расположение заголовков, текста и объектов на слайде);
· шаблон оформления (дизайн слайда);
· эффект перехода от слайда к слайду
Требования к составлению и оформлению мультимедийной презентации
Первый этап. Планирование презентации.
Следует подготовить краткие тезисы Вашей работы для доклада.
Главное внимание сути презентации. Определите главные идеи, мысли, выводы, которые Вы хотите донести и на основании них составьте презентацию.
Ваша компьютерная презентация: не должна повторять текст, зачитываемый Вами; должна содержать максимальное количество трансформированных элементов (схем, графиков, видео-роликов и т.п.); должна дополнять, расширять Ваш доклад, одновременно с этим экономя время для Вашего выступления. Именно на этом этапе большинство студентов допускает ошибку, помещая на слайды презентации тот же текст, который они зачитывают в процессе выступления.
Слайды презентации не должны содержать каждого Вашего слова и никогда не читайте прямо с экрана!
Отражение информации необходимо сделать не в виде копирования текста на слайд, а в виде схемы. Не получается как схему, подумайте как показать это рисунком, графиком, таблицей.Используйте текст в презентациях, только если все предыдущие способы отображения информации Вам не подошли.
На слайдах следует помещать информацию, а не данные. Данные - это набор неких цифр, фактов, они не пригодны для принятия решения. Информация - это проработанные данные, представленные в удобном для восприятия и принятия решения виде.
Количественные результаты Ваших экспериментов также следует отображать в виде графиков, гистограмм, таблиц на слайдах, а в своем рассказе раскрывать качественные результаты. Каждый рисунок должен иметь название, каждая ось графика должна иметь подпись. Зачастую студенты подписывают название оси Х, а ось У остается без подписи, там лишь находятся какие-то цифры.
В презентацию включайте только ту информацию, которая поможет слушателям лучше воспринять материал.
Второй этап. Разработка презентации.
В презентации выделяют два блока: оформлениеслайдов и представление информациина них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов презентации
Стиль | · Соблюдайте единый стиль оформления · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | Для фона предпочтительны: · Холодные тона; · Официальный тон слайдов (не следует увлекаться бантиками, сердечками, ангелочками). · Не забывайте удалять поля для заголовков слайдов, если их не используете. |
Использование цвета | · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Учитывайте сочетаемость выбранных цветов. |
Анимационные эффекты | · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. · Используйте возможности компьютерной анимации только в специальных случаях. |
Представление информации
Содержание информации | · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории. · Оптимальное число строк на слайде от 6 до 11. · Все рисунки, схемы, таблицы должны быть подписаны. |
Расположение информации на странице | · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. |
Шрифты | · Для заголовков – не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния (Arial, Verdana, Tahoma). · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | Следует использовать: · рамки; границы, заливку; · штриховку, стрелки; · рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений). · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: · с текстом; · с таблицами; · с диаграммами. |
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада. На защитах необходимо также указывать фамилию и инициалы научного руководителя и организацию. На конференциях — название и дату конференции. Это делается, в том числе и для того, чтобы при обмене файлами с коллегами и при выкладывании в Интернете назначение презентации было понятно без дополнительных комментариев.
Первым слайдом, как правило, становится обозначение Вашей темы, Ваших ФИО, а также ФИО, должности и звания Вашего научного руководителя. Обращаем внимание, что поскольку эта информация находится на слайде, не стоит зачитывать тему своего выступления. Но недопустимо создавать слайд и не обращаться к нему. Например, когда на экране представлен первый заглавный сайт, Вы можете в двух предложениях обосновать выбор темы, объяснить значимость Вашего исследования для современной науки.
Вводите только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей доклада невозможно.
Распространенная ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум — две строки на фразу, оптимально — одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается визуально.
Не проговаривайте формулы словами — это долго и безумно скучно. Это делается только во время лекций или семинаров, когда слушатели одновременно записывают конспект. На защите или на конференции это неуместно.
В коротком выступлении нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами — время дорого. В лекции, наоборот, можно (и часто нужно) возвращаться к наиболее важным идеям, рассматривая их с новых точек зрения.
Любая фраза должна говориться зачем-то. Не просто потому, что Вы этим занимались в процессе работы. Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам, быть для них посылкой, и в конечном итоге все выступление должно быть подчинено главной цели — донести до аудитории две–три по-настоящему ценных мысли. Тогда выступление будет цельным и оставит хорошее впечатление.
Последний слайд с выводами в коротких презентациях проговаривать не надо. Вы только что все это говорили, во второй раз будет звучать как занудство. Другое дело — лекция или выступление на семинаре, когда сказано было так много, что слушатель может растеряться: а что же самое главное… В таком случае необходимо резюме.
В конце презентации, как правило, следует слайд "Спасибо за внимание".
Третий этап. Репетиция презентации (отладка и проверка).
Если Вы чувствуете себя хоть немного неуверенно перед аудиторией, запишите и выучите свою речь наизусть. Запись выступления на 10 минут занимает примерно две страницы текста (формат А4, шрифт 12pt), при том, что Вы стараетесь не зачитывать текст с листа, а рассказывать (лишь слегка подглядывая в текст).
Закончив презентацию, представьте себе ее на большом экране: достаточен ли контраст фона и цвета шрифта (например, синий шрифт на сером фоне на большом экране будет практически не виден); достаточен ли размер шрифта для прочтения его членами комиссии.
Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты, на лекциях — до 5 минут. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух. На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше. Если они не будут поняты, то не будет понято ничего.
Слайды с графиками результатов, наоборот, легко проскакивать в ускоренном темпе. Объяснение графика в типичном случае: "По горизонтальной оси отложено …, по вертикальной оси — …, видно, что…".
При объяснении таблиц необходимо говорить, чему соответствуют строки, а чему — столбцы.
Очень полезно отрепетировать Ваш доклад с презентацией перед зеркалом: в процессе выступления не теребите волосы, не ложитесь на стол, не дергайте себя за одежду.
Будьте всегда готовы к техническим проблемам или сбоям в электросети; принесите с собой раздаточные материалы и предусмотрите альтернативный вариант презентации материала на случай отсутствия экрана!
Время на подготовку презентации зависит от продолжительности выступления (числа слайдов) и степени готовности иллюстративного материала.
Готовую презентацию надо просмотреть внимательно хотя бы несколько раз; каждый раз будете находить по несколько опечаток, ошибок или "некрасивостей".
При нескольких представлениях презентации на протяжении всего времени работы полезно периодически мысленно возвращаться к своему выступлению и каждый раз анализировать, что еще можно рассказать гораздо короче и понятнее. Иногда приходится полностью переделывать ту последовательность изложения, которая сначала казалась оптимальной.