Изобразительно-выразительные средства языка
параллелизм
|
Сходное расположение элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый поэтический образ.
«Пела, пела пташечка и затихла:
Знало сердце радости и забыло…» (А.А. Дельвиг.)
|
гипербола
|
Преувеличение свойств предмета или явления.
«Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках…» (С.А. Есенин.)
|
литота
|
Приём, обратный гиперболе: преуменьшение признака предмета или яв-ления.
«Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» (Народная песня.)
|
антитеза
|
Резкое противопоставление образов и понятий.
Ф.И. Тютчев. «День и ночь».
|
оксюморон
|
Сжатая антитеза: сочетание несовместимых по значению слов.
Л.Н. Толстой. «Живой труп».
|
инверсия
|
Нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи.
«Свирепствуй, океан мятежный…» (С.А. Есенин.)
|
многосоюзие
|
Повтор союза.
«И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье…» (А.С. Пушкин.)
|
убавление
|
Пропуск союзов (бессоюзие).
«Швед, русский колет, рубит, режет…» (А.С. Пушкин.)
Пропуск подразумеваемого слова (эллипсис).
«Татьяна в лес; медведь за нею…» (А.С. Пушкин.)
|
повтор
|
Повтор слов подряд, в начале (анафора) или в конце (эпифора) отрыв-ков текста.
«На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит…» (А.А. Фет.)
«Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня » (А. Блок.)
|
градация
|
(Постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать со-бытия и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрас-тающей или убывающей значимости.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин.)
|
умолчание
|
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размыш-лять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж...
Да что?
Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен. (М.Ю. Лермонтов.)
|
Риторический вопрос, восклицание, обращение
|
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи.
Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Восклицанияи обращения усиливают эмоциональное восприятие.
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин.)
Какое лето! Что за лето!
Да это просто колдовство. (Ф.И. Тютчев.)
|
парцелляция
|
Фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятель-ные предложения.
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека./Бессмысленный и тусклый свет. / Живи еще хоть четверть века –/Все будет так. Исхода нет». (А. Блок.)
|
Изобразительно-выразительные средства языка