Изобразительно-выразительные средства языка




Изобразительно-выразительные средства языка

 
 


параллелизм
Сходное расположение элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый поэтический образ. «Пела, пела пташечка и затихла: Знало сердце радости и забыло…» (А.А. Дельвиг.)
гипербола
Преувеличение свойств предмета или явления. «Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках…» (С.А. Есенин.)
литота
Приём, обратный гиперболе: преуменьшение признака предмета или яв-ления. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» (Народная песня.)
антитеза
Резкое противопоставление образов и понятий. Ф.И. Тютчев. «День и ночь».
оксюморон
Сжатая антитеза: сочетание несовместимых по значению слов. Л.Н. Толстой. «Живой труп».
инверсия
Нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи. «Свирепствуй, океан мятежный…» (С.А. Есенин.)
многосоюзие
Повтор союза. «И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дальней лозы прозябанье…» (А.С. Пушкин.)
убавление
Пропуск союзов (бессоюзие). «Швед, русский колет, рубит, режет…» (А.С. Пушкин.) Пропуск подразумеваемого слова (эллипсис). «Татьяна в лес; медведь за нею…» (А.С. Пушкин.)
повтор
Повтор слов подряд, в начале (анафора) или в конце (эпифора) отрыв-ков текста. «На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит…» (А.А. Фет.) «Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня » (А. Блок.)
градация
(Постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать со-бытия и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрас-тающей или убывающей значимости. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин.)
умолчание
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размыш-лять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М.Ю. Лермонтов.)
Риторический вопрос, восклицание, обращение
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицанияи обращения усиливают эмоциональное восприятие. Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф.И. Тютчев.)
парцелляция
Фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятель-ные предложения. «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека./Бессмысленный и тусклый свет. / Живи еще хоть четверть века –/Все будет так. Исхода нет». (А. Блок.)

Изобразительно-выразительные средства языка

 
 


метонимия
Перенос значения одного слова на другое по смежности. «Я три тарелки съел…» (И.А. Крылов.)
синекдоха
Разновидность метонимии. Целое выявляется через свою часть. «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые…» (М.Ю. Лермонтов.)
перифраз
Одно понятие выражается с помощью описательного оборота. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…» (А.С. Пушкин.)
ирония
Слово в контексте приобретает противоположное значение. «Украшают тебя добродетели, До которых другим далеко, И – беру небеса во свидетели – Уважаю тебя глубоко…» (Н.А. Некрасов.)
аллегория
Иносказание: запечатление идеи в предметном образе. Трактовка алле-горического образа однозначна. Басенные образы.
символ
Многозначный иносказательный образ, в основе которого – сходство или общность предметов и жизненных явлений. Образ Незнакомки в одноименном стихотворении А. Блока.
метафора
Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходст-ва или по ассоциации. Метафора рассчитана на не буквальное восприятие. «Трамвай с разбега Взметнул зрачки…» (В.В. Маяковский.)
Виды метафор   § Овеществление – перенос черт неодушевлённого предмета на человека. «Усилить бой бестрепетных сердец…» (А.А. Фет.) § Олицетворение– перенос человеческих черт или черт живого существа на неодушевлённые предметы или явления. «Листьев томный, легкий шелест…» (Ф.И. Тютчев.) Характеристика метафор § Глагольная метафора: «дышит полдень» (Ф.И.Тютчев). § Вещественная метафора: «фонарей одеяло» (В.В. Маяковский). § Метафорический эпитет: «ласковое пламя» (С.А. Есенин). § Развёрнутая метафора: стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан». § Реализованная метафора: стихотворение В.В. Маяковского «Вот так я сделался собакой». § Бытовая (стёртая) метафора: дождь барабанит, часы идут.
эпитет
Образное определение предмета или явления (логическое определение: деревянный дом; эпитет: мрачный дом). Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому. Эпитет чаще выражен прилагательным и наречием. «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!..» (М.Ю. Лермонтов.)
Характеристика эпитетов § Постоянный эпитет, характерный для фольклора: Трава зеленая, небо синее, добрый конь, красная девица. § Индивидуально-авторский (оригинальный) эпитет: «железный сон» (Ф.И. Тютчев). § Цветовой эпитет: «алый свет зари» (С.А. Есенин). § Оценочный эпитет: «кроткая улыбка увяданья (Ф.И. Тютчев). § Метафорический эпитет: «раненое солнце» (В.В. Маяковский).
сравнение
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим яв-лением. «Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар лежит». (Н. Некрасов.)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: