Создание и деятельность ЧуровскогоДомникиевского приюта




Смирнов Артур, 7 класс, 2013 г.

В настоящее время в нашем обществе происходит возрождение некогда забытых традиций. Среди них, без сомнения, нужно назвать благотворительность, исторические корни которой восходят к Древней Руси, когда сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Например, Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот, не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».

Проявление благотворительности в России всегда было неразрывно связано с Русской Православной Церковью, так как важнейшей задачей Церкви является помощь людям, нуждающимся в защите, поддержке, опеке и попечительстве и ищущим опору в своей жизни. Церковь постоянно внушала верующим мысль о том, что надо помогать людям любыми доступными средствами, и сама постоянно показывала пример подобного отношения.

В 1706 году митрополит Иов учредил первый в России приют для незаконнорожденных "зазорных" детей. Создавались приходские попечительства, которые выделяли средства на содержание детских приютов и школ. В приютах дети питались, их одевали, следили заздоровьем, обучали письму, счету и чтению. Выполняя несложные работы по самообслуживанию, усваивали трудовые навыки.

В селе Чуровское Шекснинского района тоже в дореволюционные времена существовал детский приют, созданный нашим земляком, подвижником Русской Православной Церкви Епископом Мисаилом. Но, к сожалению, во время безбожной политики в начале XX века он был закрыт и история его деятельности на долгие годы была стерта в памяти чуровчан.

Цель данной исследовательской работы – восстановить историю создания и деятельности ЧуровскогоДомникиевского приюта.

Удалось выяснить, что в России история призрения детей-сирот традиционно осуществлялась по трем основным направлениям - общественному, государственному и церковному. Причем, нужно отметить, что с XVIII века для церковной благотворительности в большей степени стала характерна забота о детях и их образовании. Именно тогда возникают при российских монастырях самые первые детские приюты.

В начале XIX века создаются приюты, которые содержатся уже на средства частных лиц, благотворительных обществ и т.п. Большинство приютов входило в Ведомство императрицы Марии Фёдоровны, некоторые приюты принадлежали военному ведомству и Министерству внутренних дел. Многие приюты содержались за счёт самообеспечения и самоокупаемости.

В 40-х годах XIX века приюты открываются при большинстве промышленных предприятий. Там создаются ремесленные классы, ориентированные на соответствующее производство. Чаще всего в таких приютах были только приходящие дети, но позднее стали создаваться "сиротские отделения", в которых дети, не имеющие родителей, жили постоянно. К концу XIX века приюты стали смешанного типа: в них находились и приходящие, и постоянно живущие дети.

В 1838 г. для руководства детскими приютами создаётся Комитет главного попечительства, который разработал "Положение о детских приютах". В основу этого Положения было положено требование "не выводить детей из того состояния, к которому они предназначены по своему званию". Важнейшей задачей приюта было приучение детей с ранних лет "к труду, повиновению и опрятности". Все вопросы воспитания, обучения и развития ребенка должны были решаться на научной основе, соединенной с живой практикой. В разработанном Комитетом главного попечительства "Наказе заведующим детскими приютами" подчеркивалось: «Приют в некотором смысле должен заменять для дитяти его семейство» - он должен там найти "теплую заботливость, обыкновенную во всяком, хотя бедном, но хорошем семействе". Лучше всего это может сделать женщина, которой следует стать матерью чужим детям. Поэтому при выборе смотрительниц следует обращать внимание "не столько на ее звание, сколько на ее душевное образование;чистая нравственность, нрав тихий и миролюбивый, здравый смысл и врожденное чувство любви к ближнему". В «Наказе заведующим» также отмечалось, что в детских приютах необходимы поощрения и наказания, но здесь они должны иметь особый характер. Не следует приучать детей к тому, чтобы за каждый хороший поступок их поощряли: в самом добром деле они должны находить наслаждение. Мальчишки могут поощряться написанием имени на особой доске. Для девочек награда должна соответствовать "их будущему, смиренному назначению в жизни". Самое строгое наказание в приюте должно быть следующее: оставить ребенка в совершенной праздности в продолжение нескольких часов, не позволяя ему участвовать ни в уроках, ни в играх.

Отчеты о расходовании средств на содержание детей в приютах публиковались в печати.

Так информацию о создании в середине XIX века в Чуровском приходе Череповецкого уезда приюта с начальною школой для сирот духовного ведомства удалось найти в одной из публикаций Новгородских Епархиальных Ведомостей под рубрикой «РАСПОРЯЖЕНИЯ ЕПАРХИАЛЬНОГО НАЧАЛЬСТВА»:

«Определением Консистории, состоявшимся пятого числа прошлого июля, утверждённым Его Высокопреосвященством, разрешено священноцерковнослужителямЧуровской церкви, Череповского уезда, открыть приют с начальною школою для сирот духовного ведомства, преимущественно Череповского уезда, на средства неизвестного благотворителя, на следующих основаниях:

1) Детский приют учреждается с целью призрения и первоначального образования бесприютных и малолетних детей священноцерковнослужителей, по преимуществу Череповского уезда, Новгородской Епархии.

2) В приют принимают только дети мужского пола: а) преимущественно бесприютные сироты, не имеющие ни отцов, ни матерей, ни близких родственников, могущих принять на себя попечение об них; б) в случае недостатка таковых сирот, дети, лишившиеся отцов и имеющие матерей, не могущих по своей крайней бедности, пропитывать их, а тем более дать им первоначальное образование и в) дети, лишившиеся матерей и имеющие отцов, неспособных воспитывать их. Допускается принимать детей последнего разряда только в том случае, когда не окажется мальчиков двух первых разрядов.

Примечание: Дети с физическими недостатками, препятствующими их образованию, не могут быть принимаемы в приют.

3) В приют принимаются дети не моложе 7 и не старше 9 лет.

4) Дети остаются в приюте в приюте неопределённое время, но ни в каком случае не долее 11 лет от роду.

5) По надлежащем приготовлении мальчики, достигнушие 11 лет, определяются попечителем приюта (одним из местных священников), смотря по способности их, в духовное училище и другие школы; оказавшиеся же неспособными к учению дети отдаются на попечение своих родственников, у которых прежде жили, или передаются на попечение благонадёжных лиц, которые пожелают принять в свои семейства на воспитание.

6) На место детей, выбывших из приюта, принимаются новые, так, чтобы количество их на первых порах не превышало 5 человек.

Примечание: С увеличением средств от других благотворителей, если таковые найдутся, можно будет увеличивать число мальчиков на столько, на сколько позволит помещение приюта.

7) Прошения о принятии детей в приют подаются ближайшим родственниками, или опекунами на имя попечителя приюта, одного из священников БогородицерождественскойЧуровской церкви; он совместно с другим священником той же церкви, при котором помещён приют, обсуждает поданные прошения и решает, кого из детей принять в приют, кому отказать в приюте. [1]

8) При рассуждении о приёме или отказе о. Попечитель приюта с другим священником точно придерживаются порядка, указанного во 2 параграфе правил, т. е. принимают прежде всего круглых сирот, а затем детей, обозначенных в двух других пунктах.

9) О принятых детях попечитель сообщает через местные Епархиальные ведомости тем лицам, в домах которых живут эти дети.

10) Принятые в приют дети обучаются в нём, применительно к возрасту их: чтению по - русски иславянски, письму, объяснению первоначальных молитв, изучению их наизусть, краткой священной истории, назначаемой для первоначальных училищ, начаткам Христианского учения, счислению, как на доске и бумаге, так и счётах и в уме, до первых четырех действий арифметических включительно, церковному пению и всему тому, что будет служить достаточной подготовкой для поступления в училища.

11) Приют содержится на средства благотворителя, который обязан за полгода вперед доставлять половину жертвуемой суммы, т.е. 100 руб.

12) Содержание и заведование приютом будет сосредоточено в руках попечителя приюта, второго священника Чуровской церкви, церковного старосты, вместе со смотрительницею приюта. Последняя избирается о. попечителем приюта и вторым священником из благонадёжных во всех отношениях вдов духовного звания, которая, пользуясь готовым столом и помещением, могла бы заменить для детей мать.

13) Отчет о состоянии приюта и школы при нём, по окончании года, составляется попечителем и печатается в местных Епархиальных ведомостях».

Кто же был этот неизвестный благодетель, пожертвовавший свое состояние на создание детского приюта?

Им оказался наш земляк, уроженец деревни Улошково, Епископ Могилевский иМстиславский Мисаил (в мируКрылов Михаил Иванович). Когда помер отец его,пономарь Чуровскойцеркви Иван Ильин,то из пяти человек оставшихся после него сирот, меньшому его сыну Михаилу,будущему архипастырю, было только 5 лет.Можно уже по одному этому судить, как протекало детство и отрочество владыки.

Юноша пошёл по стопам своего отца, выбрав путь служения Богу. 1 ноября 1861 года он был пострижен в монашество, 8 ноября рукоположен в иеродиакона, а 2 февраля 1864 года рукоположен в иеромонаха. Но где бы ни находился Епископ Мисаил, подвижник благочестия Русской Православной Церкви, он не забывал свою малую родину, помогал землякам, никогда не афишируя свои благие деяния.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: