Отраслевые особенности отдельных производств определяют выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов расчета.




План выпуска продукции на экспорт.

В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане производства обязательно должны быть представлены показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.

6. План по повышению качества продукции – отражает показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество продукции по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления продукции.

7. План реализации (сбыта) продукции – отражает динамику реализации продукции конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетинговых исследований.

В качестве критериев оптимальности производственной программы чаще всего применяется максимум прибыли, получаемой на единицу изделия и критический объем продаж - минимально необходимый объем производства (продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность (т.н. "точка безубыточности).

Формирование производственной программы, обеспечивающую предприятию максимальную прибыль, осуществляется с учетом следующих условий:

1) необходим расчет величины маржинального дохода на единицу продукции по каждому виду.

2) осуществляется ранжирование продукции в порядке убывания маржинального дохода. Порядок расположения изделий будет соответствовать их приоритетности для включения в производственную программу.

3) разработка программы должна сопровождаться расчетами загрузки производственного оборудования и площадей. Первое изделие включается в производственную программу в полном объеме и рассчитывается неиспользованный остаток по существующим производственным мощностям. Затем включается следующее по приоритету изделие и т.д. до тех пор, пока имеющийся ресурс производственных мощностей не будет исчерпан.

4) итоговая программа, как правило, должна быть несколько ниже производственной мощности. Резервирование позволит обеспечить полное и своевременное выполнение обязательств по поставке продукции при сбоях в производстве

5) в отдельных случаях лимитирующими факторами для оптимизации производственной программы могут оказаться недостаток квалифицированных кадров, слабый уровень НИР и ОКР, морально устаревшее оборудование или ограничения по закупкам материалов и комплектующих для различных видов изделий. В этих случаях программа должна быть проверена на потребность в дефицитных видах ресурсов.

В связи с большим число параметров, определяющих эффективность производственной деятельности, важнейшим аспектом управления производством является осуществление анализа и оценки эффективности производственной деятельности предприятия.

 

1.2 Основные направления оценки и анализа производственной деятельности

 

Процесс управления производственной деятельностью предприятия основывается на постоянном сопоставлении расходов и полученных результатов. Управление производственной деятельностью является самой сложной и ответственной сферой управления на производственных предприятиях, поскольку на эту сферу приходится основная часть затрат предприятия. В то же время именно в этой сфере создается основа жизнедеятельности предприятия. Поэтому выбор правильных направлений и соответствующих подходов к оценке и анализу производственной деятельности предприятия приобретает особое значение.

Производственная деятельность предприятий характеризуется обширной системой показателей. Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход. Состояние производства также характеризуется его эффективностью, психологическими параметрами, степенью использования достижений научно-технического прогресса, местом и ролью работника в производственных процессах. Ограничение ресурсов и достижение планируемой эффективности требуют постоянного сопоставления расходов и полученных результатов. Эта проблема усиливается под воздействием инфляции, когда данные о производственных затратах необходимо повседневно сверять с данными будущих затрат, которые зависят в большой степени от влияния внешней среды. Кроме того, администрация в целях управления затратами и доходами наблюдает за эффективностью работы каждого подразделения, за полученными результатами от производства каждого вида продукта.

Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Коренное свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом спроса, или кривой спроса.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по низкой. Равновесие между величиной и ценой достигается в точке пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В этой точке при равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и покупке продукции.

Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хотят приобрести, а производители предложить при соответствующей рыночной цене, действующей в данное время. Когда цены достигают равновесной величины, они определяют такой объем товаров, что все потребители, которые хотят их покупать по рыночной цене, получают к ним свободный доступ. В то же время производителя, которые хотят продать свой продукт или услугу по данной цене, также могут легко найти покупателя для своих товаров. Таким образом, точка равновесия отражает планы производителей товаров и запросы потребителей, которые совпадают при действующих ценах и соответствующих объемах производства и продажи товаров и услуг.

Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. При определении объемов выпуска конкретной продукции и включении ее в годовой план производства необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его роста, уровень рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние конкуренции, издержки производства, возможность снижения себестоимости единицы продукции и другие факторы и условия производства и сбыта изделий. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители продукции.

Натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры, и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов выпуска только одной продукции.

Трудовые измерители являются универсальными и наиболее распространены на производстве. Они характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой технико-экономического, социально-трудового, оперативно-производственного и многих других видов внутрифирменного планирования.

Стоимостные нормативы характеризуют объем производства продукции в денежном измерении. Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать, суммировать объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существующий уровень изменения рыночных цен при планировании и измерении объемов выпущенной в разное время продукции.

Поэтому сейчас в ходе планирования производства продукции предприятию предпочтительнее применять натуральные и трудовые нормативы, от которых легко перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой или выпущенной в соответствующем периоде времени.

Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства. Новой в мировом промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение одного – трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих зарубежных промышленных фирмах задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж.

Исходя из выявленных критериев, эффективность производственной деятельности может быть проанализирована по следующим аспектам:

– анализ объемов, ассортимента и структуры производства

– анализ выполнения производственной программы;

– анализ качества производимой продукции;

– анализ ритмичности производства;

– анализ эффективности использования производственных мощностей (маржинальный анализ "узких мест");

– анализ факторов производства

– оценка резервов роста объемов производства

– анализ затрат на производство

Целью анализа объема выпуска и реализации продукции является выявление резервов роста объема выпуска продукции, формирование ассортимента реализуемой продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственной мощности, составление прогноза развития производства.

Отраслевые особенности отдельных производств определяют выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов расчета.

Комплексный целевой анализ выпуска и реализации продукции необходимо осуществлять для анализа конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Этот общий анализ реализуется путем проведения следующих частных анализов: а нализ объема и структуры выпуска продукции, а нализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции, а нализ технического уровня и качества продукции, а нализ резервов роста объемов производства, а нализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности. Объекты анализа отражены на рисунке 1.2.

В качестве источников информации для проведения анализа объема выпуска и реализации продукции может быть использована статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета предприятия.

Анализ объема и структуры выпуска продукции проводится в несколько этапов:

1. Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции.

2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

 


Рис. 1.2. –Объекты анализа производственной деятельности

 

В процессе анализа и оценки производственной деятельности по характеристикам продукции прибегают к таким понятиям, как:

· валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство;

· товарная продукция - равна валовой за вычетом остатков незавершенного производства и продукции, произведенной для собственных нужд;

· реализованная продукция.

Целью анализа при этом является выявление динамики, т.е. определение абсолютного (в руб.) и относительного (в %) изменения объема продукции за какой-либо период (месяц) по сравнению с предыдущим периодом или началом года. Анализ динамики очень важен для выявления тенденций в развитии объема выпуска и реализации продукции.

Анализ выполнения производственной программы по ассортименту позволяет оценить:

· степень выполнения договорных обязательств;

· качество планирования;

· качество менеджмента.

Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.

Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включенным в номенклатуру.

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности, объем товарной продукции в стоимостном выражении. Объем товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.

В ходе структурного анализа обычно производится расчет влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении и расчет влияния структурных сдвигов на изменение средней цены.

При расчете влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении определяются и сравниваются между собой объем товарной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене и объем товарной продукции при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене. Полученная разница и будет показывать влияние структурных сдвигов на объем товарной продукции в стоимостном выражении.

Объем продукции в стоимостном выражении определяется как сумма произведений выпуска каждого вида продукции в натуральном выражении на его удельный вес в общем объеме и цену.

Расчет влияния структурных сдвигов на изменение средней цены основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск.

Оценка безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия включает:

· анализ выполнения договорных обязательств по реализации продукции

· анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции

· анализ технического уровня и качества продукции.

Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной продукции следующего вида:

 

Показатель Фактически, тыс. руб.
в действующих отпускных ценах по себестоимости
Остаток готовой продукции на складах и в товарах, отгруженных на начало отчетного года    
Выпуск товарной продукции    
Прочие поступления    
Реализация    
Остаток готовой продукции на складах и в товарах, отгруженных на конец года    

Рис. 1.3. – Форма для составления баланса товарной продукции

 

На изменение объема реализации продукции влияют следующие факторы: отгрузка продукции; остатки товаров отгруженных; остатки готовой продукции на складе на начало периода; выпуск товарной продукции; остатки товаров, отгруженных на начало периода; остатки товаров, отгруженных на конец периода; остатки готовой продукции на складе на конец периода. Факторы изменения объема реализации рассчитываются путем сравнения.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.

Применение информационных технологий позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки.

Анализ технического уровня осуществляется путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами аналогичной техники. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.

На этом же этапе осуществляется анализ использования производственных мощностей предприятия.

Производственная мощность напрямую влияет на объем продукции, который может выпустить предприятие, т.е. на производственную программу, и потому является мощным стратегическим средством в конкурентной борьбе.

В общем виде производственную мощность можно определить как максимально возможный выпуск продукции в соответствующий период времени при определенных условиях использования оборудования и производственных ресурсов (площадей, энергии, сырья, живого труда).

В практике различают несколько видов производственной мощности: проектная; пусковая; освоенная; фактическая; плановая; входная и выходная; вводимая и выводимая; балансовая.

Производственная мощность, как правило, измеряется в тех же единицах, в которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении (тонны, штуки, метры и т.д.).

Чем полнее во времени используется производственная мощность, тем больше продукции производится, тем ниже ее себестоимость, тем в более короткие сроки производитель накапливает средства для воспроизводства продукции и совершенствования самой производственной системы: замены оборудования и технологий, осуществления реконструкции производства и организационно-технических нововведений.

Величина производственной мощности обусловлена уровнем технологии производства продукции, ассортиментом и качеством продукции, а также особенностями организации труда, наличием необходимых ресурсов, уровнем специализации и кооперирования и т.д. Неустойчивость факторов, влияющих на величину производственной мощности, порождает множественность этого показателя, поэтому они подлежат периодическому пересмотру. Ведущим фактором, влияющим на производственную мощность и определяющим ее величину, является оборудование.

Производственная мощность может изменяться в течение каждого планируемого периода. Чем больше планируемый период, тем выше вероятность таких изменений. Выделяют следующие основные причины изменения производственной мощности:

· установка новых единиц оборудования взамен устаревших или аварийных;

· износ оборудования;

· ввод в действие новых мощностей;

· изменение производительности оборудования в связи с интенсификацией режима его работы или в связи с изменением качества сырья;

· модернизация оборудования (замена узлов, блоков и т.п.);

· изменения в структуре исходных материалов, состава сырья или полуфабрикатов;

· продолжительность работы оборудования в течение планового периода с учетом становок на ремонт, профилактику, технологические перерывы;

· специализация производства;

· режим работы оборудования;

· организация ремонтов и текущего эксплуатационного обслуживания.

Для расчета производственной мощности используют следующие исходные данные:

· перечень производственного оборудования и его количество по видам;

· режимы использования оборудования и площадей;

· прогрессивные нормы производительности оборудования и трудоемкости изделий;

· квалификация рабочих;

· намеченные номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.

При расчете производственной мощности следует придерживаться следующих правил:

· Учитывается все наличное оборудование независимо от его состояния: действует или бездействует из-за неисправности, находится в ремонте, в резерве или на реконструкции, простаивает из-за отсутствия сырья, энергии, а также монтируемое оборудование. Резервное оборудование, предназначенное для замены ремонтируемого, при расчете мощности учитывать не следует.

· При вводе новых мощностей предусматривается, что их эксплуатация начинается в следующем квартале после сдачи.

· Учитывается эффективный максимально возможный фонд времени работы оборудования при заданном режиме сменности.

· Применяются передовые технические нормы производительности оборудования, трудоемкости продукции, норм выхода продукции из сырья.

· Ориентирование на наиболее совершенные способы организации производства и сопоставимые измерители работы оборудования и баланса мощностей.

· При расчете производственных мощностей на планируемый период исходят из возможности обеспечения их полной загрузки.

· Предусматриваются необходимые резервы мощностей для быстрого реагирования на изменения товарного рыночного спроса.

· При расчете величины мощности не принимаются во внимание простои оборудования, которые могут быть вызваны недостатками рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени, связанные с ликвидацией брака.

За основу расчета производственной мощности принимают проектные или паспортные нормы производительности оборудования и технически обоснованные нормы времени. Когда же установленные нормы работниками превзойдены, то расчет мощности производится по передовым достигнутым нормам, учитывающим устойчивые достижения.

В общем случае производственная мощность М определяется как произведение паспортной производительности оборудования в единицу времени Н и планового (эффективного) фонда времени его работы Тэф:

 

(2)

 

ёВ свою очередь эффективный фонд рабочего времени оборудования Тэф определяется как календарный фонд времени Ткал (длительность года - 365 дней) за вычетом выходных и праздничных дней и времени между сменами Тнераб, а также времени простоя оборудования в планово-предупредительных ремонтах Тппр .и времени простоя оборудования по технологическим причинам (загрузка, выгрузка, чистка, промывка и т.д.) Ттехн:

 

(3)

 

Определение конкретных значений производственной мощности осуществляется по каждой производственной единице (участок, цех) с учетом планируемых мероприятий. По мощности ведущей группы оборудования устанавливается производственная мощность участка, по ведущему участку - производственная мощность цеха, по ведущему цеху - производственная мощность предприятия. При установке производственной мощности разрабатываются мероприятия по выявлению "узких мест" с целью достижения наилучшей сбалансированности производственных мощностей производственных структур предприятия, в т.ч. с помощью параллельно-последовательных методов обработки продукции.

Для определения наиболее оптимальной величины производственной мощности необходимо ее обосновать. Самым распространенным методом экономического обоснования производственной мощности является анализ критической точки. Этот метод успешно применяется при планировании производственных мощностей. При использовании этого метода необходимо построить график зависимости затрат и доходов от объема выпускаемой продукции на основе производственных данных предприятия:

Целью анализа является нахождение точки (в денежных единицах или единицах продукции), в которой затраты равны доходу. Эта точка является критической точкой (точкой безубыточности), от которой область прибыли лежит справа, а область убытков слева. Анализ критической точки предназначен для обоснования мощности путем отбора того объема выпуска продукции, который, с одной стороны, будет оптимальным с точки зрения его реализации на рынке, а, с другой стороны, будет обеспечивать наименьшие общие затраты при достижении наибольшего результата.

Многие владельцы производственных предприятий располагают достаточно ограниченными финансовыми ресурсами и просто не могут себе позволить регулярно приобретать новое, более мощное и современное оборудование. Тем не менее, вопросы увеличения производственных мощностей необходимо решать и желательно с минимальными затратами.

Анализ качества продукции осуществляется с помощью показателей качества. В процессе анализа используют следующие показатели качества:

А) Обобщающие. Характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес: новой продукции в общем ее выпуске; сертифицированной и не сертифицированной продукции; продукции, соответствующей мировым стандартам; экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.

Б) Индивидуальные (единичные). Характеризуют одно из свойств качества: полезность (например, жирность молока); надежность (долговечность, безотказность в работе); технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.); эстетичность изделий.

В) Косвенные. Это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции необходимо:

· оценить технический уровень продукции;

· выявить отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

· проанализировать структуру выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

· выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

· обосновать возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Источниками информации для анализа могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

Для оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы:

– балльный метод: з десь определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

– при оценке выполнения плана по сорту фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

– оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Данный анализ осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных не только с данными предыдущих отчетных периодов и планом предприятия, но и с аналогичными данными других родственных предприятий.

Помимо перечисленных методов оценки на производственных предприятиях, как правило, используются различные инструменты контроля качества.

Большое значение при анализе производственной деятельности имеет оценка фактического выпуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах "минимальный - максимальный" объем производства. Безубыточный объем производства - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек. Сопоставление фактического объема с минимальным (безубыточным, критическим) объемом позволит оценить зону "безопасности" предприятия и при отрицательном значении "безопасности" снять с производства отдельные виды продукции или изменить условия производства.

Сравнение достигнутого объема выпуска с максимальным объемом, определяемым производственным потенциалом предприятия, позволяет оценить возможности роста прибыли при увеличении объемов производства, если увеличатся спрос или доля предприятия на рынке.

В ходе анализа безубыточности необходимо провести:

· сравнение безубыточного объема за несколько периодов (или сравнение с планом);

· оценку степени "безопасности" предприятия в динамике;

· количественную оценку влияния факторов на безубыточный объем производства;

· расчет планового объема производства для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли.

(4)
Величину безубыточного объема производства можно рассчитать по формуле, основанной на равенстве выручки от реализации продукции и суммы постоянных и переменных издержек, вытекающем из определения безубыточности:

 

 

где р - цена единицы продукции;

Q -количество единиц произведенной (реализованной) продукции;

СF - постоянные издержки в затратах на единицу продукции;

СV - переменные издержки в затратах на единицу продукции.

1. Безубыточный объем выпуска в натуральном выражении рассчитывается по формуле:

 

(5)

 

2. Для расчета безубыточного объема выпуска в стоимостном выражении левая и правая части выражения умножаются на цену.

3. Безубыточный объем продаж может быть рассчитан с использованием величины маржинального дохода. Маржинальный доход МД определяется как разность между выручкой и переменными издержками. Отсюда:

 

(6)

 

С понятием "безубыточный объем" тесно связано понятие "запас финансовой прочности" (зона безопасности), представляющее собой разность между фактическим и безубыточным объемами.

Одним из важнейших направлений анализа и оценки производственной деятельности также является оценка и анализ затрат на производство продукции и определение ее себестоимости.

 

1.3 Резервы повышения эффективности производственной деятельности

 

Резервы повышения эффективности производственной деятельности - это количественно измеримые возможности увеличения объемов производства за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Структура резервов представлена на рисунке 1.4.

Рассмотрим порядок расчета прироста объема выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резервов).

 

Рис. 1.4. – Структура резервов производства

 

1. Приращение продукции в результате создания дополнительных рабочих мест:

 

(7)

 

где DМ - дополнительные рабочие места;

В0 - среднегодовая выработка рабочего, руб.

2. Приращение объема продукции от ввода нового оборудования:


(8)

 

где n - количество единиц вновь вводимого оборудования;

Т1Фi - полезное время работы каждого вида оборудования, машино-час;

ВФi - выработка продукции за 1 машино-час каждого вида оборудования, руб.

3. Приращение продукции от ликвидации потерь рабочего времени:

 

(9)

 

где ТПОТ - количество потерянных часов рабочего времени;

В - среднечасовая выработка.

5. Приращение продукции от ликвидации потери времени работы оборудования рассчитывается аналогично п.З.

 

(10)

 

5. Приращение продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда:

где Т1i - время работы в отчетном периоде i-го вида оборудования;

В0, В1 - выработка продукции до и после внедрения новых технологий.

6. Приращение выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда (по трудовым ресурсам):

 

(11)


где DВЧ - прирост среднечасовой выработки в результате улучшения организации производства и труда;

ТS - количество часов, отработанное всеми рабочими.

7. Приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий:

 

(12)

 

где Н1, Н0 - нормы расхода сырья и материалов соответственно до внедрения i-го мероприятия по плану с учетом предполагаемого внедрения этого мероприятия;

р0 - плановая цена единицы сырья и материалов;

Q1 - планируемый выпуск продукции.

Полученные результаты резервов роста выпуска продукции могут быть объединены в таблицу следующего вида:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: