Анализ литературного текста




Хорового концерта

М.С. Березовского

«Не отвержи мене во время старости»

Содержание:

 

I. Историко-стилистический анализ

1.1. Cведения об авторах музыки и текста……………………………3

1.2. Анализ литературного текста…..…………………………………5

1.3. Сведения об изучаемом произведении…………………………...7

II.Музыкально-теоретический анализ

2.1.Форма произведения ………………………………………………9

2.2.Ладотональный план ………………………………………………10

2.3.Анализ гармонического языка, фактура …………………………11

2.4.Анализ метроритмических особенностей, темп………………….14

III.Вокально-хоровой анализ

3.1.Тип и вид хора, диапазон хоровых партий……………………...16

3.2.Тесситурные условия ……………………………………………..17

3.3.Звукообразование …………………………………………………19

3.4.Звуковедение ……………………………………………………...19

3.5.Дыхание…………………………………………………………….20

3.6.Дикция ……………………………………………………………..21

3.7.Строй ……………………………………………………………….22

IV.Исполнительский анализ ………………………………………………...25

Литература…………………………………………………………………….29

Историко-стилистический анализ

Cведения об авторах музыки и текста

Хоровая музыка – наиболее древняя, устойчиво сложившаяся область русского музыкального искусства. Высокие традиции хорового исполнительства с давнего времени установились в древней Руси. В значительной степени это объясняется влиянием Православной церкви, в которой никакое инструментальное музицирование невозможно, разрешено и культивируется лишь хоровое пение. Этими историческими условиями в значительной степени был подготовлен высокий расцвет хоровой культуры в XVIII веке, в частности, в творчестве такого мастера, как М. Березовский.

Максим Сазонтович Березовский (1745 - 1777) – выдающийся русский композитор (по национальности украинец). Учился в Киевской академии и Придворной певческой капелле в Петербурге. По приезде в Петербург благодаря своему прекрасному голосу был определен в Придворную певческую капеллу, где занимался музыкой под руководством итальянца Цопписа.

В 1765 году Березовский был послан для совершенствования на казенный счет в Болонскую академию. Дарование Березовского и его музыкальные успехи доставили ему широкую популярность в Италии. Он удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий: многие музыкальные академии Италии избрали его своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. В Италии он написал на текст Метастазио оперу "Демофон" (1773), которая была поставлена в Ливорно и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени.

В 1774 году Березовский возвратился в Петербург и был зачислен в штат придворных музыкантов. В течение трех лет он не получал никакого определенного назначения. Неудачи, неопределенность положения и материальные невзгоды так повлияли на музыканта, что он, оскорбленный, униженный, терпя бедность и нужду, в 1777 году заболел и в одном из припадков покончил жизнь самоубийством.

Как композитор духовной музыки М.Березовский является представителем нового направления. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом. Вместе с тем в своих произведениях он умел соединить простоту с изяществом, чем и объясняется то умилительное впечатление, которое производит музыка Березовского. Из его сочинений очень немногие изданы, и большинство из них находятся в рукописях у любителей.

После смерти М.Березовского было издано его знаменитое "Верую". Из его 17 концертов самый известный - "Не отвержи мене во время старости". Большой известностью также пользуются его Литургия, причастные "Во всю землю", "Творяй ангелы своя духи", "Хвалите Господа с небес", "Блажени яже избра" и концерты "Милость и суд воспою Тебе, Господи", "Не имамы иныя помощи" и "Отрыгну сердце мое".

Забытый и отринутый современниками, М.Березовский лишь теперь восстанавливается в правах первого представителя национальной композиторской традиции Украины. Все новые и новые утерянные шедевры находят исследователи творчества композитора. Неоценим труд М.Степаненко и М.Юрченко - преданных его имени. Возвращение к жизни Сонаты для скрипки и чембало, Литургии, Хорового концерта «Бог ста в сонме богов», а также - подготовка и издание первого сборника произведений композитора - это жизнь через 220 лет после смерти.

Феномен М.Березовского уникален в истории российской духовной музыки. Никто из наших композиторов не воплощал в своем творчестве стилистику старинных школ в таком объеме синтеза и с такой глубиной проникновения. М.Березовский, несомненно – прирожденный мастер-полифонист, сакральный язык контрапункта был его родным языком. И если бы не ранний уход из жизни – возможно, развитие церковно-певческого искусства пошло бы несколько иным путем.

 

Анализ литературного текста

 

 

Концерт «Не отвержи мене во время старости» положен на стихи из псалма 70 и написан композитором до 1769.

Псалом – в переводе с греческого означает «хвалебная песня», это жанр и форма христианской молитвословной поэзии. 150 оригинальных образцов псалма составляют Псалтырь.

С тех пор как Псалтырь была переведена на греческий, а затем и на другие языки, псалмы стали составлять (и составляют поныне) «молитвословный» фундамент христианского богослужения.

Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровыми разновидностями: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца.

Хоровой концерт «Не отвержи мене» написан на стихи 9, 10, 11, 12 и 13 псалма 70:

«Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и изчезнут оклеветающии душу мою…».

Обращаясь к толкованиям книги Ветхого Завета, литературное содержание произведения можно увидеть на современном русском языке:

«9Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,

10ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою,

11говоря: "Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего".

12Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.

13Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: