Ответы, полученные на вопрос Как по-твоему мнению взрослые (старше 18 лет) должны защищать тебя от проявлений терроризма? можно условно разделить на 4 группы:
Милиция | 46% | |
Бдительность | 32% | |
Государство | 28% | |
Сам | 13% |
В группу «сам» попали те, кто решил, что взрослые не смогут ничем помочь детям, и школьникам самим нужно соблюдать бдительность. Таких ответов было примерно 13%. Больше всего так ответило школьников, учащихся 5, 4 и 9 классов.
Цитаты из анкет:
- Мне кажется, что защищать нас должны не только взрослые, но и мы сами. Все должны быть внимательными и осторожными
- Каждый человек должен защищать себя и других
- Надо иметь больше сильных, мужественных мальчиков
- Да, и не только меня, но и других людей. Он не должен существовать.
- <="" нас.="" от="" зависят="" судьбы="" Наши="">
Во вторую группу попали те, кто решил, что в первую очередь государство и правительство должно обеспечить безопасность не только школьникам, но и всем гражданам страны. Таких ответов было примерно 28%. Больше всего так ответило школьников, учащихся 11, 7 и 9 классов. Часть этих же школьников определили терроризм, как угрозу государству.
Наиболее распространённые ответы:
- Усилить меры безопасности, сами должны быть бдительными.
- Пытаться спорить с властями, выступать на митингах и писать в газеты.
- Нас должны защищать правительство и правоохранительные органы
- Пусть власти решают этот вопрос.
- Устанавливать всевозможные охранные системы, наем охранников, требование от властей круглосуточной работы федеральных служб.
- Взрослые должны носить оружие как в Израиле.
- Должны убивать, обмен давать.
- Найти способ спасения.
- Они не могут защищать, потому что теракт случается внезапно, когда никто ничего об этом не знает.
- Что подросток может сделать на войне? Только бешеные жертвы. Служить и воевать должны только знающие своё дело.
- Они обязаны приложить все усилия, что бы предотвратить их, чего бы им этого не стоило.
- Организовано.
- Это должны решать власти.
- Они не должны допускать проявлений терроризма, причем не все взрослые, а те, которые стоят у власти. А если допустили, то найти организаторов и уничтожить их, вместо оплаты их действий.
- Усилить безопасность школ и детских садов.
В группу «Милиция» попали те, кто написал, что милиция должна работать лучше. Таких ответов было примерно 44%. Больше всего так ответили учащиеся 7 класса - 63%, 4 и 10 классов – по 50%, 5 класса – 45%.
|
Наиболее распространённые ответы:
- В общественных местах должны поставить патрули.
- Подраться, убить
- Предупреждать о том, как себя вести (в случае чего), проверять приезжающих в Москву, не только самолетом или поездом, но и на машинах.
- Рассказывать, как спастись.
- Говорить о технике безопасности.
- Заступаться.
- Сражаться за детей.
- Потому что они должны помогать людям, которым нужна помощь
- Проводить предупреждающие меры.
- Нас должны защищать правительство и правоохранительные органы
- Разрешить взрослым носить оружие.
- Должны охранять общественные места, проверять паспорт у подозрительных лиц.
- если в метро, то меня вывести на улицу. Если в автобусе, то выйти на остановке.
- должны стараться защищать ребенка одновременно с этим защищать самих себя.
- Это должны делать милиционеры.
- Они должны спрятать меня. Если открыто окно, он не должен первым прыгать если хочет защитить меня. Прыгнуть спиной и прижать меня к животу, чтобы я не пострадала.
- Проводить меня и мою сестру в безопасное место.
В группу «бдительность» попали те, кто решил, что надо быть бдительнее, внимательнее и не ходить в места массового скопления людей. Таких ответов было примерно 32%. Больше всего так ответило школьников, учащихся 4 класса – 77%, 10 класса – 58% и 9 класса – 44%.
|
Наиболее распространённые ответы:
- Быть внимательным, быть бдительным.
- Быть осторожными, бдительным.
- Внимательно смотреть, если что-то подозрительное, пакет стоит без хозяина, то взрослый человек не должен нас к этому пакету подпускать и позвонить в милицию.
- Не ходить, где много людей.
- Внимательнее относиться к окружающим их вещам, предметам. Если обнаружены подозрительные вещи, предметы – должны обратиться к ближайшему милиционеру (водителю, если вы находитесь в транспорте).
- Больше охраны; не ходить в общественные места.
- Не пускать в незнакомые места.
- Не должны пить, курить, принимать наркотики. При теракте они должны помогать младшим выйти на улицу и поскорее уйти из здания.
- Смотреть, чтобы они не пострадали при теракте. И если младшие в заложниках, по возможности освобождения сначала помогать им.
- Не должны пускать туда, где большое скопление народа.
- Родители должны знать, где я, и что со мной.
- Взрослые должны рассказывать, как действовать в той или в иной ситуации.
- Не надо разговаривать с посторонними людьми.
- Сохранять спокойствие.
- Не ходить, где много людей.
- Усилить меры безопасности и предосторожности.
- Следить за всем, за всеми.
- Не находиться рядом с подозрительным лицом.
- Не ходить там, где много людей, но не по одному.
- Быть внимательным на улице и к тем, кто рядом.
- Чтобы с нами ходили взрослые, или не ходить с нами на большие праздники в театр, торговый центр.
- Бдительность и внимательность по отношению к себе и окружающим людям.
- Только родители смогут, а другие вряд ли.
- По мере сил и возможностей. Можно внимательно следить за поведением нерусских людей.
- Быть бдительными и внимательными в местах скопления большого количества людей. Избегать подозрительных лиц, оберегать детей, помогать пожилым в экстренной ситуации.
- Постоянное сопровождение.
Перед тем, как задать данный вопрос были прочитаны тексты Фонда «Общественное мнение», где задавался подобный вопрос (Преснякова Л. Террористический акт - атрибут повседневности?// Доминанты. Поле мнений. 2003. № 28, 17 июля https://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2003/842_142/1696_156/6532_171/d032827). «Опрос проводился всего через несколько дней после теракта в московском метро, когда событие и вызванные им переживания были еще очень свежи и остры. Следовательно, можно предполагать, что и связанные с терактом страхи были выражены в большей степени, чем в "спокойное" время. И в связи с этим возникает вопрос: насколько в действительности страх перед терактом и чувство незащищенности стали привычными в повседневной жизни россиян?
|
63% опрошенных, по их словам, боятся стать жертвами терактов, 31% – не боятся. Жители мегаполисов, и жители малых городов, и жители села в равной мере боятся стать жертвами терактов (при этом, как ни парадоксально, жители больших городов боятся этого чуть меньше)».
Таким образом, ответы взрослых и детей практически совпадают.
Выводы
Гипотеза, что школьники слабо себе представляют, что такое терроризм подтвердилась. Однако их ответы частично содержат слова (сочетания слов), которые содержатся в определении терроризма Федеральным законом и Уголовным кодексом. Часть ответов отражают эмоциональный настрой школьников:
- Взрывать, взрывают, угрожают взорвать
- Захват зданий, захват человека, захват людей
- Террористы (то есть люди, которые совершают теракты)
- Зло (эмоциональные характеристики)
- Убивают, убьют, убить
- Захват школ, школьников (то есть, связанное с терактом в Беслане)
- Угроза государственному строю и правительству
Наибольшее число опрошенных школьников узнают о терроризме из телевизионных программ и от родителей. Менее четверти – из газет и радиопрограмм.
Большинство школьников при получении информации о терактах интересует количество пострадавших, место и способ спасения пострадавших. Решения властей больше интересует старшеклассников.
Всего испытывают страх 67,7% опрошенных школьников. Причем, с увеличением возраста страх у школьников уменьшается.
Самой многочисленной группой, названной школьниками, среди тех, кто может их защитить является «милиция» – 46%. Немаловажно и «проявление бдительности» для 32% опрошенных. То, что «государство» должно защитить школьников считают – 28% и надеются только на себя – 13% школьников.
Политика государства должна быть направлена на предотвращение терактов и обучение школьников основам ОБЖ и граждановедения.
Список литературы
66. Федеральный закон Российской Федерации "О борьбе с терроризмом" (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 21.11.2002 № 144-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ). Основные понятия.
67. Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 205.
68. Волобуев А.Н. Уголовный кодекс для детей среднего и выше среднего роста и их родителей. Москва, 2003.
69. Как провести социологическое исследование. Москва, 1990.
70. Кравченко А.И. Введение в социологию 10-11. Москва, 1996.
71. Кравченко А.И. Задачник по социологии 10-11. Москва, 2002.
72. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Москва, 2001
73. Преснякова Л. Террористический акт - атрибут повседневности? // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 28, 17 июля
74. https://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2003/842_142/1696_156/6532_171/d032827