V. Подведение итогов урока.




Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение новой темы.

1Работа со стихотворением.

Но есть ещ.. другая красота,

Которая (не)кажет(?)ся красивой.

К пр..меру,

Красота крота

Или пчелы труд..любивой.

Или змеи, лягушк.. и жука.

Или другого стра(н,нн)ого народа.

(Не)зря

Все бе(з,с)конеч(?)ные века

Ее ваяла

Мудрая пр..рода.

Вглядись в лицо

Любого существа –

И ты увидиш(?),

Как оно красиво.

1) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2) Каково лексическое значение слова ваять?

(Ваять (устар., высок.) – лепить из глины или высекать из камня художественное произведение.)

Устно ответьте на вопросы:

3) Красивый человек – какой он? Что означает, на ваш взгляд, это выражение?

4) Так ли важна внешняя красота?

5) Есть ли различие в значении слов красота и красивость?

(Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все прекрасное, красивое.

Красивость – мнимая красота, чисто внешнее украшение, принимаемые за красоту.)

6) Какой частью речи является слово не зря? А слово красиво? Почему?

7) Выполните фонетический разбор слова её.

8) Подчеркните грамматическую основу в предложениях:

К примеру,

Красота крота

Или пчелы трудолюбивой.

Или змеи, лягушки и жука.

Или другого странного народа.

– Может ли быть предложение без грамматической основы?

Перед нами парцелляция – расчленение высказывания на части соответственно их смысловой значимости. Эти части отделяются точками. Парцеллированным может быть любой член предложения.

– Перечислите союзы, стоящие в самостоятельных предложениях, не имеющих грамматических основ.

– Назовите в тексте союз, который связывает равноправные части предложения, и союз, связывающий зависимые части предложения.

– Слово которая является союзом или союзным словом? Почему?

3. Просмотреть презентацию к уроку

4.Составление таблицы.(в тетради)

СОЮЗЫ  
Сочинительные Подчинительные
Связывают однородные члены предложения (легко умело), равно-правные (не зависимые друг от друга) простые предложения в составе сложного (сложносочиненного) Связывают простые предложения в составе сложного, соединяют зависимую часть предложения с главной. Такие предложения называются сложноподчиненными
     

IV. Закрепление темы.

1. Устно.

Учащиеся определяют, какой союз использован в предложении (сочинительный или подчинительный); что он связывает: однородные члены предложения, части сложносочиненного или сложноподчиненного предложения.

1) Река точно засыпала, и холод старался сковать ее сонную (Мамин-Сибиряк).

2) То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов).

3) Проехал я версты две-три, и вот на бледном фоне зари стали вырастать один за другим стройные, рослые тополи; вслед за ними заблистала река, и передо мною вдруг, как по волшебству, раскинулась богатая картина (Чехов).

4) Я обязательно схожу или на Музгу, или на наше озеро (Паустовский).

5) Ветер то стихал, то поднимался с новой силой (Мамин-Сибиряк).

6) Утром, когда солнечный луч осветил висевшую на стене оранжевую хурму, Настя встала, оделась и пошла к морю (Паустовский).

7) Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной (Паустовский).

8) Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени (Паустовский).

9) Что это звенит в лесу, будто кто-то шевелит колокольчики. (Мамин-Сибиряк).

2. Объяснительный диктант.

– Спишите. Подчеркните грамматические основы предложений; поставьте вопросы в предложениях с подчинительными союзами.

Красота тела может привлечь поклонников, но для того чтобы удержать их, требуется красота души (Э. Кант). Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой (В. Гюго). Тонкость ума лучше, чем красота тела (Эзоп). Красота – единственное, что привязывает людей к жизни и заставляет ее ценить… (И. Ефремов).

3. Работа со словарным словом.

Кромешный.

– Объясните значение слова.

(Кромешный (разгов.) – беспросветная тьма.)

– Составьте с этим словом словосочетания, обозначив главное и зависимое слова.

– Запишите слово и запомните.

V. Подведение итогов урока.

– Какие союзы называются сочинительными, а какие – подчинительными?

– Могут ли сочинительные союзы употребляться в простом предложении?

– А подчинительные союзы могут употребляться в простом предложении?

– Как вы понимаете значение слова парцелляция?

Домашнее задание: составить по 3 предложения с сочинительными и подчинительными союзами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: