Основные методы финансового анализа и подходы к его проведению




Содержание, цели, виды анализа финансового состояния предприятия и его информационная база

 

Анализ финансового состояния предприятия – одно из важнейших условий успешного управления финансами организации. Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.

В рыночной экономике финансовое состояние организации отражает конечные результаты ее деятельности, которые интересуют не только собственников (акционеров) организации, ее работников, но и ее деловых партнеров, государственные, финансовые и налоговые органы.

Каждый из них изучает специфическую информацию, исходя из своих целей и интересов. Так, собственникам важно установить эффективность использования активов, собственного и заемного капитала, прибыльность и рентабельность предприятия; финансовых менеджеров интересуют финансово-экокномические показатели, на основании которых принимаются управленческие и финансовые решения; кредиторы и инвесторы стремятся получить информацию о доходности и риске осуществляемых или потенциальных вложений, способности предприятия генерировать прибыль и выплачивать дивиденды; банки заинтересованы в информации, позволяющей оценить целесообразность предоставления фирме кредитов и определить условия их выдачи; поставщикам и подрядчикам важно оценить финансовую устойчивость предприятия, его способность своевременно рассчитываться по своим обязательствам; налоговым органам важна информация, позволяющая произвести расчет налогов, которые предприятие должно платить в бюджет. Все это определяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.

Анализ финансового состояния предприятия является составной частью комплексной диагностики компании и представляет собой эффективный метод, позволяющий осуществить не только оценку ее финансового состояния, но и провести определенную работу по его улучшению.

Основными целями финансового анализа являются:

· выявление изменений показателей финансового состояния;

· выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

· оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;

· оценка финансового положения предприятия на определенную дату;

· определение тенденций изменения финансового состояния предприятия

· составление прогноза развития финансово-экономических показателей предприятия на ближайшее будущее.

Заключительной фазой такого анализа является получение информации о финансовом состоянии фирмы, ее платежеспособности и доходности.

Традиционно такой анализ проводится при помощи системы финансово – экономических показателей, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности фирмы, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия.

Принято различать несколько видов финансового анализа:

· перспективный (прогнозный, предварительный) - анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем;

· оперативный анализ - основывается на данных первичного учёта, который позволяет отслеживать выполнение плановых заданий и при необходимости оперативно вмешиваться в процесс производства с целью обеспечения эффективности функционирования предприятия;

· текущий (ретроспективный) анализ – наиболее полный анализ, он включает в себя результаты оперативного анализа и служит базой перспективного анализа. С его помощью можно оценить работу предприятия за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

Информационной базой для проведения анализа финансового состояния является финансовая отчетность (стандартная форма предоставления финансовых результатов деятельности компании, дающая достоверное и полное представление о ее имущественном и финансовом положении) и данные о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, данные оперативного, статистического учета, внутрихозяйственной отчетности, информация производственных совещаний. Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.

Основными документами, дающие достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, являются «Бухгалтерский баланс» – Форма № 1, «Отчет о прибылях и убытках»– Форма № 2, приложения к ним, Пояснительная записка, учетная политика.

Баланс представляет собой сводную таблицу всех активных и пассивных счетов, отражающую состояние фирмы на день ее составления (обычно на последний день года). В активе баланса фиксируются те средства, которыми располагает фирма, и их размещение. В пассиве баланса отражаются источники этих средств. Важнейшее условие составления баланса – это совпадение по стоимости пассивных и активных счетов. Таким образом, баланс – важнейший финансовый документ, который используется как для внешних, так и для внутренних нужд фирмы, позволяющий определить состояние дел и возможные пути развития фирмы.

Отчет о прибылях и убытках (Форма №2) – документ, являющийся важнейшим показателем деловой активности организации, который отражает величину финансового результата от предпринимательской, инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Сведения о прибылях и убытках рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерской отчетности организации. Составляющими элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, являются доходы и расходы. Цель данной формы - показать, как сформировалась чистая прибыль (убыток) организации за отчетный период.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация. Одной из таких форм является Форма №5 – Приложение к бухгалтерскому балансу. Эта форма состоит из отдельных таблиц, раскрывающих состав и движение отдельных видов активов и обязательств.

Существует ряд других дополнительных форм, таких как Отчет об изменениях капитала (форма №3), в котором приводится информация о формировании уставного, добавочного и резервного капитала организации, о величине нераспределенной прибыли и создаваемых организацией резервах; Отчет о движении денежных средств (форма №4), характеризующий изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Пояснительная записка - это самостоятельная форма бухгалтерской отчетности, ее важнейшая и наиболее объемная часть. Пояснительная записка входит в состав пояснений к бухгалтерской отчетности наряду с приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках Это текстовая часть отчетности, которая дополняет и уточняет цифровую информацию, приведенную в основных формах отчетности (бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, и приложениях к ним).

Учетная политика является одним из наиболее важных внутренних документов, в соответствии с которым формируется бухгалтерская и налоговая отчетность организации. Кроме того, этот документ имеет большое значение и для внешних пользователей. Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

 

Основные методы финансового анализа и подходы к его проведению

 

Под методом финансового анализа понимается совокупность приемов, подходов, способов изучения хозяйственных процессов в их динамике и статике. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними. Существуют основные методы финансового анализа:

Горизонтальный анализ основан на изучении абсолютных показателей статей отчетности предприятия за определенный отчетный период, расчете темпов их изменения и оценку. Для этого строятся аналитические таблицы, аналогичные бухгалтерскому балансу. В них абсолютные показатели отчетности дополняются относительными, то есть просчитывается изменение абсолютных показателей как в сумме, так и в процентах. При этом сравнивается, анализируется количество на конец года с суммой на начала года по каждой строке. Горизонтальный анализ используется также для дополнения вертикального анализа финансовых показателей. Его целью является выявление изменений по каждой статье имущества и обязательств баланса или другой отчетности за определенный период. Он предоставляет возможность дать оценку этим изменениям.

Вертикальный (процентный) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. При его составлении сумма актива берется равной 100% и рассчитываются удельные веса каждой статьи активов по отношению к итогу. Аналогично происходит с пассивами. Более глубокие выводы можно сделать, составив таблицу на основании данных отчетности в процентной форме за несколько лет, поскольку это позволяет проследить динамику структурных изменений (темп прироста структурных изменений). Вертикальный анализ позволяет оценить структурные изменения, происходящие в составе активов, пассивов, других показателей отчетности, динамику удельного веса основных элементов доходов предприятия, коэффициентов рентабельности продукции и т.п.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга и на их основе строится сравнительный аналитический баланс. Все показатели такого баланса можно разбить на три группы:

1) показатели структуры баланса;

2) показатели динамики баланса;

3) показатели структурной динамики баланса.

Трендовый анализ – один из вариантов горизонтального анализа, направленного на перспективу, который заключается в сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определении тренда, т.е. основная повторяющаяся тенденция развития показателя, свободная от влияния случайных факторов и индивидуальных особенностей периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ, позволяющий оценить качественные сдвиги в финансовом положении предприятия.

Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными, с нормативами, планами и базами.

Анализ абсолютных показателей предполагает:

· чтение отчетности, оценку по статьям исходного отчетного баланса на начало и конец периода;

· оценку их изменений в абсолютных величинах;

· оценку удельных весов статей баланса — структурных характеристик;

· оценку динамики структурных изменений (удельных весов);

оценку изменений в процентах к величинам на начало периода (темп прироста статей баланса).

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей. Такой анализ позволит произвести расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов предприятия, видов рентабельности. Обычно, он используется при изучении финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия, ликвидности его баланса.

В зависимости от поставленных целей различаются разные методики финансового анализа. Как правило, среди таких целей – получение ответов на вопросы, касающиеся имущественного потенциала предприятия и изменений в нем, структуры активов и источников средств, финансовых результатов хозяйственной деятельности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, перспектив финансово – хозяйственной деятельности.

Существует два этапа исследования: экспресс – анализ и углубленный анализ финансовой деятельности.

Экспресс – анализ дает общее представление о предприятии на основе просмотра отчетов по формальным признакам, ознакомления с учетной политикой предприятия, выявления «больных» статей в отчетности, общей оценке имущественного и финансового состояния по данным баланса.

Углубленный анализ дает более подробную оценку имущественного и финансового состояния, результатов деятельности предприятия. Основными показателями, для углубленного анализа предприятия являются показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.

Ликвидность в общем виде характеризует способность предприятия быстро и с минимальным уровнем потерь преобразовать свои активы в денежные средства. Термин «ликвидность» может использоваться в приложении к определенному активу, балансу, предприятию в целом.

Под ликвидностью предприятия понимают наличие оборотных средств, в размере, достаточном для погашения краткосрочных обязательств. Ликвидность баланса предприятия отражает его способность своевременно рассчитываться по долговым обязательствам.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Этот показатель непосредственно влияет на условия и формы осуществления предприятием коммерческих сделок.

Данные показатели сходны, однако ликвидность является менее формальной и более динамичной характеристикой предприятия, чем платежеспособность; она лучше отражает практическое положение дел. Показатели ликвидности относительно стабильны, поскольку в процессе функционирования предприятия складывается определенная структура активов и источников средств, резкие изменения которых происходят значительно редко. По этой причине и значения коэффициентов ликвидности обычно находятся в некоторых предсказуемых границах. Показатели платежеспособности, напротив изменчивы. В процессе деятельности предприятия нередко возникают задержки в поступлении средств от дебиторов именно в то время, когда приходит время расчета с кредиторами. Подобные ситуации могут длиться короткие сроки и носить случайный характер, и тогда по завершении их действия платежеспособность вновь восстанавливается до нормального для предприятия уровня; если же в основе проблем лежат нерациональная структура оборотных средств, постоянная нехватка финансовых ресурсов и невыполнение плана реализации продукции, то может возникнуть длительная, хроническая неплатежеспособность.

Финансовая устойчивость предприятия заключается в обеспеченности его запасов и затрат источниками их формирования и в целом характеризует финансовое положение с позиции долгосрочной перспективы.

Кроме вышеуказанных показателей, также важную роль в проведении углубленного финансового анализа играют показатели кредитоспособности предприятия, ликвидность его баланса, анализ прибыли, рентабельности и анализ эффективности использования оборотных активов.

 


Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДИДЖИКОМ»

 

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Одним из ведущих производителей на российском обувном рынке является Общество с ограниченной ответственностью ООО «Диджиком». Непосредственно в области производства обуви фирма работает с 1995 года. За это время фирма успешно преодолела трудности роста и вошла в фазу устойчивого развития. Начиная с 1999 года, вся продукция производится на фабрике в городе Мытищи Московской области. Фабрика была построена в 1998 году, после принятия руководством стратегического решения, касающегося дальнейшей деятельности фирмы в сложившейся после августовского кризиса обстановке. Руководству необходимо было решить: либо продать все оставшиеся после колоссальных потерь активы, либо найти средства и наладить собственное производство. Таким образом, фабрика является филиалом ООО «Диджиком» в Мытищах. Соответственно ООО «Диджиком» является балансодержателем фабрики, на которой выпускается обувь как по заказам со стороны (оказание услуг), так и по собственным разработкам фирмы.

ООО «Диджиком» выпускает преимущественно недорогую экономичную «массовую» обувь, с некоторым количеством более дорогой «модельной обуви». Часть обуви выпускается по лекалам своей разработки, другие по лицензиям зарубежных производителей. Путем диверсификации ассортимента ООО «Диджиком» добивается максимальной прибыльности при полной загрузке производственных мощностей. Наибольшей статьёй дохода предприятия была выручка от реализации так называемой «массовой» обуви, которая занимает ведущее место в производственной деятельности. «Массовую» обувь можно производить в достаточно крупных объёмах, обеспечивая при этом необходимую загрузку фабрики. Существование в ассортименте выпускаемой продукции небольшого числа моделей массовой обуви позволяет осуществлять выпуск другой, более дорогой и модельной обуви, но маленькими объемами и с большим процентом заложенной прибыли. Таким образом, находясь на рынке в нише качественной «массовой» обуви можно пытаться осваивать другие ниши более дорогой и элитной обуви, постепенно зарабатывая авторитет в обувном мире в производстве эксклюзивных моделей.

В области материалов и комплектации ООО «Диджиком» работает с отечественными и с зарубежными (Италия, Германия, Португалия) поставщиками. Среди отечественных поставщиков можно выделить такие компании как: ООО «Шеврет»-лидер легкой промышленности Украины, ЗАО «МОККОН», компания «AMIG», ООО «Прима-Бут», компания «МАКРО». Собственных магазинов и торговых точек ООО «Диджиком» не имеет, а реализует произведенную продукцию оптом со склада через сеть магазинов и отдельных торговых агентов в Москве и регионах.

ООО «Диджиком» активно участвует на межотраслевых выставках: «Мосшуз», «Обувь. Мир кожи». Работа фирмы была отмечена дипломами Южно-российского Экспоцентра, ОАО «Ростекстиль», а в ноябре 2007 года ООО «Диджиком» удостоена диплома Всероссийского выставочного центра за коллекцию, предоставленную на XVII Федеральной оптовой ярмарке товаров народного потребления.

Организационная структура ООО «Диджиком» представлена общим собранием учредителей, которое назначает генерального директора, осуществляющего руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью общества, а также филиалом (фабрика). Генеральный директор курирует деятельность руководителей трех направлений: финансового директора, руководящего бухгалтерией; коммерческого директора, руководящего складом, отделом снабжения и закупок, специалистом по таможне, экспедиторами, отделом продаж, менеджерами по работе с магазинами и товароведом; директора по маркетингу, руководящего отделом исследования и разработок и отделом дизайна.

Предварительная (общая) оценка финансового состояния ООО «Диджиком» предназначена для общей характеристики финансовых показателей ООО «Диджиком», определения их динамики и отклонений за отчетный период. В целях проведения такого анализа рекомендуется составление аналитического баланса, в который включаются основные показатели бухгалтерского баланса (табл. 2.1.).

Структура актива баланса за исследуемый период изменилась, и характеризуется в начале отчётного периода резким ростом оборотных средств – в начале 2001 года они составляли 12,2 % от всего имущества предприятия, а в конце года уже 19 %. В составе оборотных средств при общем увеличении их удельного веса на 6,8 % обращает на себя внимание увеличение (на 318,3 %) запасов, удельный вес которых увеличился на 9,9 %, составив на конец года 13,5 % от всего имущества.

За анализируемый период имущество предприятия увеличилось с 46045 тыс.руб. на 5828 тыс.руб. составив на конец года 51873 тыс.руб. Это изменение вызвано увеличением основных средств с 39900 тыс.руб. до 42000 тыс.руб. и увеличением запасов с 1680 тыс.руб. до 7028 тыс.руб и денежных средств с 78 тыс.руб. до 1066 тыс.руб., при одновременном снижении дебиторской задолженности с 3842 тыс.руб. до 1779 тыс.руб. Иными словами, увеличение иммобилизованных активов на 5,3% и увеличение мобильных активов на 76,3 % и вызвало увеличение имущества предприятия на 12,6%. Доля имущества, приобретаемого за счет собственных источников средств увеличилась на 22,3% (с 41% до 63,3%).

 


Таблица 2.1. Сравнительный аналитический баланс ООО «Диджиком» за 2008год

Показатели баланса Абсолютные Величины, тыс. руб. Удельные веса Изменения
На начало 2008г. На конец 2008г На начало 2008г На конец 2008г В абсолютных величинах В удельных весах В % к велич. на начало периода В % к изменению итога баланса
1. Внеоборотные активы       86,6       --5,6   5,3  
2. Оборотные активы, в том числе: запасы дебиторская задолженость денежные средства                   12,2   3,6   8,3   0,2     13,5   3,4   2,1       --2063     6,8   9,9   --4,9   1,9   76,3   318,3   --53,7   1266,7   73,3   91,8   --35,4   16,9
3. Убытки   ----- 1,2 ----- --545 --1,2 --100 --9,3
БАЛАНС             12,6  
Пассив                
3. Капитал и резервы         63,3     22,3     239,7
4. Краткосрочные пассивы, в том числе: кредиты банков (заёмные ср-ва) кредиторская 1.2 задолженность                           16,9     42,1   36,7     5,8     30,9     --8141     --4800     --3341   --22,3     --1,1     --11,2   --30     --61,5     --17,2   --139,7     --82,4     --57,3
БАЛАНС             12,6  

 


2.2 Анализ финансово-экономического состояния ООО «Диджиком»

 

Любой финансовый анализ предприятия начинается с оценки платежеспособности и финансовой устойчивости.

Платёжеспособность является внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия. Предприятие считается платёжеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчёты (расчёты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства. Платёжеспособность можно выразить в виде следующего неравенства:

 

Д > М + Н

 

где Д – денежные средства плюс краткосрочные финансовые вложения плюс активные расчёты;

М – краткосрочные кредиты и займы;

Н – кредиторская задолженность.

Анализируя данные из сравнительного аналитического баланса за 2007-2008г.г. (приложение 1), можно оценить платежеспособность ООО «Диджиком» (табл. 2.2.).

 

Таблица 2.2 Оценка платежеспособности предприятия

Отчетный период На начало периода На конец периода
2007 год 1110 + 91 < 15515 78 + 3842 < 7800 + 19369
2008 год 78 + 3842 < 7800 + 19369 1066 +1779 < 3000 + 16028

 

Получившиеся неравенства свидетельствуют о том, что фактически ООО «Диджиком» является неплатёжеспособной. Однако, учитывая то, что деятельность фирмы ведётся в настоящее время в посткризисных условиях производственного бизнеса в России в целом, то следует обращать внимание на динамику показателей. Фирма с позитивной динамикой коэффициентов, характеризующих платёжеспособность, является перспективной в своём развитии, естественно при наличии долгосрочной стратегии развития.

Экономической сущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность его запасов и затрат источниками их формирования.

Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитать такой показатель, как излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат, который рассчитывается как разница между величиной источников средств и величиной запасов и затрат. Поэтому, для анализа, прежде всего надо определить размеры источников средств, имеющихся у предприятия для формирования его запасов и затрат.

А. Расчёт источников средств. Для характеристики источников средств, формирования запасов и затрат, необходимо определить следующие показатели, отражающие различную степень охвата видов источников:

1. Наличие собственных оборотных средств рассчитывается по следующей формуле:

 

Е(с) = К + П(д) – А(в)

 

где К – капитал и резервы;

П(д) – долгосрочные займы;

А(в) – внеоборотные активы.

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат:

 

Е(о) = Е(с) + М

 

где М – краткосрочные кредиты и займы.

Б. Расчёт обеспеченности запасов и затрат средствами. На основании вышеперечисленных показателей рассчитываются следующие показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:

 

Е(с) = Е(с) – З

 

где З – запасы.

2. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:

 

Е(о) = Е(о) – З

 

Результаты расчетов финансовой устойчивости ООО «Диджиком» представлены в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: