Страховая премия. Расчет страховой премии.




Страховая премия – цена страховой услуги, устанавливается при подписании договора страхования и остается неизменной в течение срока его действия, если иное не оговорено условиями договора. Величина страховой премии зависит от состава и уровня значимости факторов страхового события, которое клиент представляет страховщику. Поэтому страховая организация при построении тарифной политики использует модель, учитывающую различные факторы страхового события, и тарифная ставка определяется наличием или отсутствием тех или иных факторов. На некоторые из них клиент-страхователь может влиять, например, владелец имущества может установить сигнализацию, поставить на двери и окна решетки и т.д. Страховая премия должна быть достаточна, чтобы обеспечить финансирование всех функций страховщика. Расчет страховой премии по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, осуществляется актуарными методами с применением залицензированных таблиц смертности.

Структура страховой премии выглядит следующим образом:

(1) нетто-премия по риску;

(2) надбавка на покрытие расходов страховой организации;

(3) надбавка на прибыль.

(1) Нетто-премия по риску (рисковая премия) – главная часть страховой премии, которая служит для покрытия ущерба при наступлении страхового случая и формирования страховых резервов. Расчет нетто-премии ведется по отдельным рискам, даже если они объединяются в одном страховом договоре. Методика расчета нетто-премии основана на определении следующих характеристик калькулируемого риска: вероятностного распределения ущерба, его средней величины и рассеяния.К нетто-премии делают страховую надбавку, чтобы гарантировать клиентам страховую защиту. Страховая надбавка предназначена для того, чтобы финансировать чисто случайные отклонения реального ущерба от его ожидаемых значений. Включение страховой надбавки в состав премии снижает случайный риск для страховой организации. Размеры страховой надбавки устанавливаются в зависимости от меры риска, пропорционально отдельным моментам распределения калькулируемого ущерба (ожидаемой оценке риска, стандартного отклонения, коэффициента вариации). (2)Надбавка в структуре страховой премии предназначена для покрытия издержек страховщика, включая оплату труда персонала, аренду помещения, издержки по содержанию офиса, рекламу, комиссионные и т.д.

(3) Надбавка на прибыль является источником формирования прибыли от страховой деятельности. Часть страховой премии, которая служит для покрытия расходов и формирования плановой прибыли страховщика, в практике страхования называется нагрузкой.

 

При исчислении тарифной ставки к нетто-премии делаются соответствующие надбавки, связанные с развитием риска. Главная статья этих надбавок – расходы на ведение дела страховщика, сюда включаются расходы, связанные с заключением и обслуживанием договора страхования. Имеется множество факторов, влияющих на величину расходов на ведение дела, нет общих рекомендаций по нормированию этих расходов.

В страховой практике принято различать расходы на ведение дела внутренней службы страховой организации и расходы на ведение дела внешней сети. Расходы можно разделить на постоянные и переменные. Постоянные расходы не могут быть отнесены на отдельное страхование, они должны быть разложены на весь страховой портфель заключенных договоров страхования. Переменные расходы на ведение дела могут быть отнесены на отдельное страхование (вид страхования, отдельный страховой полис).

Понятие постоянных и переменных расходов используется в актуарных расчетах по договорам страхования, имеющим срок действия более одного года. Относительно постоянные расходы не подвержены колебаниям в страховой деятельности, то есть не зависят от степени занятости персонала. При расчете страхового тарифа следует учитывать, что страховые взносы должны покрывать не только страховые суммы и страховые возмещения, но и расходы на содержание страховой организации. В связи с этим расходы на ведение дела можно классифицировать следующим образом:

– организационные;

–аквизиционные;

–инкассационные;

– ликвидационные;

– управленческие.

Организационные расходы связаны с учреждением страховой организации, они относятся к активам страховщика. Аквизиционные расходы – производственные расходы страховой организации, связанные с привлечением новых страхователей и заключением новых страховых договоров при посредничестве страхового агента. Инкассационные расходы связаны с обслуживанием наличного денежного оборота поступления страховых платежей, расходами на изготовление бланков квитанций о приеме страховых платежей и учетных регистров. Ликвидационные расходы связаны с ликвидацией ущерба, причиненного страховым случаем. К ним относятся расходы на оплату труда ликвидаторам (лицам, занимающимся ликвидацией ущерба), понятым, судебные издержки, почтово-телеграфные расходы, расходы по выплате страхового возмещения. Управленческие расходы могут быть разделены на общие расходы управления и расходы по управлению имуществом, большая их часть зависит от уровня занятости в данной страховой организации.

Страховщику выгодно, когда принимаются предупредительные меры, так как это снижает его риск, а для этого необходимо побудить страхователя к принятию мер по предотвращению страховых событий. Сделать это можно с помощью страховых тарифов, поэтому страховые организации применяют поправочные коэффициенты, учитывающие факторы страхового события, на которые может влиять клиент-страхователь. Эта мера либо отталкивает нежелательных клиентов, либо заставляет принимать предупредительные меры, что означает их переход в категорию желательных для страховщика клиентов.

Наряду со специфическими особенностями на формирование цены страховой продукции влияет франшиза – определенная часть убытка страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком в соответствии с условиями договора страхования. Переменные, которые необходимо учитывать при построении модели цены на страховой продукт, связаны между собой соотношениями, которые могут быть представлены следующим образом:

 

Страховая премия = Страховая сумма x Тарифная ставка

 

Страховая выплата = Страховая сумма - Франшиза

 

Страховая стоимость >= Страховая сумма

 

Потребительская ценность страховой продукции представляет страховую выплату, которую страхователь фактически покупает. Для страхователя ценой страховой продукции является сумма страховой выплаты, которую есть все основания назвать фактической тарифной ставкой. Взаимосвязь между номинальной и фактической тарифными ставками выражается формулой:

 

Т = (1 + (Ф / (С - Ф)) x Т,

фс с нс

 

где Т - фактическая тарифная ставка;

фс

Т - номинальная тарифная ставка;

нс

С - страховая сумма;

с

Ф - франшиза.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: