Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Долг»
215116 Смоленская область, г. Вязьма, ул. Комсомольская, 16
Тел/факс (48131) 6 11 63 smoldolg@mail.ru. www.centr-dolg.ru
Информационная справка
о проведении творческого конкурса «Листая страницы памяти», посвященного Году памяти и славы, среди дошкольных и образовательных Учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Конкурс проводится по Смоленской области в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ н
а 2016-2020 г.г.»
Сегодня, в период смены общественных формаций всё больше нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего в сфере, передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся работа была построена в этом направлении. Как известно, впечатления помогают сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается. Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощь, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
Младшие дошкольники должны знать ближайших родственников, кем работают их мама и папа, помогать взрослым по дому. Малыши учатся называть свой адрес, знать, в каком городе и в какой стране они живут.
Дети среднего дошкольного возраста уже знают и рассказывают об истории своей семьи, о профессиях родителей. Ребята понимают, что нужно беречь окружающую природу. Они знают уже некоторые достопримечательности своего родного края.
|
Старшие дошкольники больше знают о своей стране — могут назвать президента, знакомы с символикой государства, с праздниками, которые отмечают в стране. Детский сад знакомит с народным традициям, с выдающимися и значимыми людьми своего края.
По мере взросления детей учат более сложным вещам — знанию военной истории страны, готовности защищать Родину. С этой целью проводятся встречи с героями и ветеранами войн, экскурсии в музей, военно-исторические игры.
В рамках партийного проекта «Связь поколений» конкурс среди детских садов проводился второй год. В прошлом году жюри рассматривало творческие работы видеоконкурса «С чего начинается родина». Конкурс включал художественное чтение, хореографическое, вокальное и другие творческие формы.
Инициатором проведения творческого видеоконкурса «Листая страницы памяти» выступил СОГКУ «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Долг» во взаимодействии со Смоленским поисковым объединением «Долг». Идея была поддержана депутатом областной Думы, сопредседателем регионального штаба ОНФ в Смоленской области, членом координационного совета ООД «Поисковое движение России» от ЦФО ОНФ в Смоленской области, руководителем Смоленской областной общественной организации «Поисковое объединение «Долг» Куликовских Нины Германовны.
Конкурс проводился с 06 мая по 1 августа 2020 года на территории Смоленской области в виде презентаций/фото/видеоэкскурсий, отражающих концепцию музея/музейного уголка, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на территории Смоленской области.
|
Официальное подведение итогов было спланировано в октябре 2020 года.
В связи с угрозой распространения на территории Смоленской области коронавирусной инфекции (COVID-19) было решено выбрать форму онлайн.
В конкурсе приняли участие 15 детских садов Смоленской области и г.Смоленска (12 муниципальных образований).
Мы познакомились с 13-тью музейными уголками и с 2-мя музеями дошкольных образований. Из них 4 презентации (слайды), 3 видеопрезентации, 5 видеорассказов о музее, 3 видеоэкскурсии.
К сожалению, только 12 учреждений смогли принять участие в конкурсе, представив работу согласно критериям Положения.
2 участника конкурса имели стаж работы, они стали работать задолго до 75-летия Победы в Великой Отечественной войне: СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №, I» (2007г.); МБДОУ «Детский сад № 12» (2018г.) г.Ярцево.
Остальные музейные уголки были созданы к Году памяти и славы. Мы надеемся, что после участия в конкурсе, они не прекратят своего существования, а продолжат работу, и к следующему конкурсу у всех этих Учреждений будет стаж музейной работы в системе патриотического воспитания дошкольников.
В состав членов жюри конкурса вошли специалисты комитета культуры, СОГКУ «Центр «Долг», педагоги основного и дошкольного образования, - руководители школьных общественных музеев.
На конкурс были представлены видеоролики, снятые на заданную тематику и соответствующую дошкольному возрасту.
|
Участие в конкурса определялось как индивидуальное, так и коллективное (участниками могли быть как дети, так и воспитатели).
На конкурсе рассматривались работы, в которых руководитель или родитель подписал в обязательном порядке СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных.
К сожалению, не все работы прошли отбор.
В подаче заявок были замечены следующие недочёты:
- Не указана номинация, в которой принимают участие.
- Дети вписаны в заявку, но их участие заключалось только в нейтральном чтении стихов, не связанных с условиями Положения.
- Членами жюри отмечалось низкое владение авторов работ информационными технологиями: плохой звук, некачественная съёмка, которая больше показывала минусов, чем плюсов конкурсных работ.
- Презентации не листались, звука нет.
- В работах нет ссылок на СМИ, соцсети, где освещается работа в музее или музейном уголке дошкольного Учреждения.
При экспертизе работ члены жюри отмечали следующие ошибки и недоработки, чаще всего допущенные участниками:
· некачественная запись видео и звука, отчего не весь текст можно было разобрать;
· рассказ, не соответствующий восприятию детей дошкольного возраста;
· некорректный вид экспонатов и материалов, требующий обновлений;
· не соблюдающиеся правила света в музейном Уголке, от солнца плакаты выгорели и вид уже некорректный.
· допущены
нарушения театральной педагогики при работе с детьми дошкольного возраста в данном направлении;
использование стихотворений, тематически не соответствующих условиям конкурса;
· неэмоциональный рассказ или выступление как детей, так и взрослых;
· в экскурсионном рассказе не соблюдались правила смыслового различия «враг и защитник». Один из примеров - фраза: «Шла война между Россией и Германией…».
Одновременно у работ – призёров можно отметить и ряд положительных сторон:
- освещение портфолио музейного Уголка.(МБДОУ «Детский сад № 12» - г. Ярцево);
- в рассказе о музее чётко прослеживается не только сформированная система патриотического воспитания, но и место, и значение музейного уголка в этой системе (МБУДО «Детский садик №2» г.Вязьмы).
- среди музейных экспонатов были представлены поделки и рисунки воспитанников, работающих на занятиях с материалом музея. (МБУДО Детский садик «Флажок» г.Смоленск);
- приветствовалось освещение темы «Связь поколений» - это одно из самых главных направлений в патриотическом воспитании (МБУДО Детский садик «Чебурашка» Глинковский район, д. Болтутино; МБУДО Детский садик «Лучик» г.Гагарин)
- представлены
семейные истории, о которых можно сказать одной известной крылатой фразой: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой» (МБДОУ «Детский сад № 4» г. Починок);
авторские работы, созданные для сопровождения экскурсий музея: композиция одного из воспитателей детского сада МБДОУ «Детский сад «Лучик» - г. Гагарин);
Лучшие из присланных на конкурс видеороликов презентуются и размещаются для открытого просмотра
- на официальном сайте и в группе VK СОГКУ «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи «Долг»;
- на семинарах по работе общественных музеев.