Развитие и поддержка умения анализировать




психолого-педагогическими средствами:

Объясните ребёнку, что одной из трудностей в принятии решений является выбор между правильным поступком, могущим вызвать негативную реакцию у сверстников, и нехорошим поведением, одобряемым группой. В подобных ситуациях дети опасаются оказаться в изоляции. Важно рассказать ребёнку о том, что, не идя на поводу у других, человек способен заработать гораздо больше уважения. Главное — выдержать давление со стороны, аргументируя свою точку зрения. После этого авторитет в коллективе не только сохранится, но и окрепнет. Чтобы и вы, и ребёнок смогли оценить его способность принимать решения, предложите ему несколько проблемных ситуаций.

Например, такие: 1.

«Ты договорился с мамой, что будешь гулять только во дворе дома. Во время прогулки к тебе подошли друзья и сказали, что в соседнем дворе установили игровую площадку. Они предложили пойти туда вместе с ними, а в ответ на отказ сказали, что будут считать тебя «маменькиным сынком/дочкой», если ты не составишь им компанию. Как ты поступишь?»

2. «У твоей младшей сестры/брата разболелся живот. В шкафчике с лекарствами ты нашёл таблетки, которые когда-то мама давала тебе от боли в животе. Предложишь ли ты малышу принять их?» Благодаря этим примерам ребёнок сможет убедиться в том, что далеко не всегда возможно принять абсолютно верное решение. Довольно часто приходится довольствоваться вариантом, имеющим наименьшее число негативных последствий.

Как же научить ребенка анализировать сложившуюся ситуацию? 1. Играем по правилам. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему опираться на какие-либо правила.

2. Ставим цель. Для того, чтобы принять верное решение, нужно иметь в голове представление о желаемом результате. Постарайтесь использовать ежедневные бытовые ситуации для того, чтобы ребёнок мог потренироваться в формулировке своих желаний.

3. Ищем плюсы и минусы. Если вы видите, что ребёнок затрудняется сделать выбор, спросите его, помогите сформулировать плюсы, минусы каждого из них.

4. Разбиваем реализацию решения на этапы. Научите ребенка составлять план своих действий в той или иной ситуации. Стимулировать его размышления можно простым вопросом: «Что придётся сделать для этого?»

5. Проявляем настойчивость. Чтобы ребёнок не отказывался от воплощения своего решения в жизнь, ему необходимо уметь проявлять упорство в случае возникновения каких-либо трудностей. Не запрещайте ему проявлять негативные эмоции в случае неудачи, а используйте их в качестве стимула к дальнейшим попыткам.

6. Стимулируем делать выбор. Приобщайте ребёнка к семейным делам: интересуйтесь его мнением при выборе покупок, устраивайте «генеральные уборки», во время которых ребёнку будут отведены функции «главного завхоза», чаще просите его о помощи в повседневной работе по дому. Давайте возможность ребёнку выбирать себе друзей и самостоятельно решать конфликты. Ваша помощь должна заключаться лишь в обсуждении возможных выходов из ситуации. Окончательное решение должно остаться за ребёнком. обстоятельствам.

Принять – это: Согласиться, что ситуация уже создана и что дальше нужно двигаться исходя из наличия данного факта.

Согласиться, что изменить события невозможно, но можно по-другому понять их. Отыскать причину почему эта ситуация возникла в вашей жизни, и понять как поступать, чтобы подобного с вами не происходило. Постарайтесь донести до ребёнка мысль о том, что за принятое решение нужно нести ответственность. Если уж он сделал выбор, то никаких отговорок («так получилось» или «а что я ещё мог сделать?») быть не должно.

Каждая ошибка – это результат неправильно принятого решения. Попробуйте анализировать вместе с ребёнком те оплошности, которые он допускает, делая тот или иной выбор. Не забывайте о том, что дети мыслят конкретно, поэтому им нужно помогать делать обобщения на основе полученного опыта. Например, малыш может не понимать, что, если уж он решил помириться с приятелем, то не следует выдавать его, когда воспитатель спрашивает, кто кидался подушками. Ребёнок полагает, что их давняя ссора и сегодняшнее «предательство» - ситуации, которые никак не связаны друг с другом. Видя, что ребёнок допускает ошибки, не спешите ругать за них. Постарайтесь использовать их как стимул к размышлениям о причинах неудачи.

1. После каждой ошибки интересуйтесь мнением ребёнка, задавая вопрос: «Как ты думаешь, почему так получилось?» Если он будет настаивать на том, что так сошлись звёзды на небе или сваливать вину на кого-то из друзей, не возражайте, а конкретизируйте вопрос: «А ты всё сделал правильно или можно было сделать по-другому?»

2. Минимизируйте своё участие в выполнении заданий. Если ребёнок решил, что он успеет выучить всё, что нужно, после того, как полдня играл в конструктор, не переубеждайте его. А вот когда он получит плохую оценку, обсудите причины, по которым это произошло и попросите предложить на будущее более верный алгоритм действий.

3. Давайте возможность ребёнку самому исправлять допущенные ошибки. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребёнок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы купить фломастеры, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг, и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом тяжёлом периоде творчества будут мотивировать ребёнка следить за состоянием своих вещей.

4. Приучайте ребёнка экономить время. Очень часто люди совершают ошибки, потому что забывают, что «промедление подобно смерти». Обращайте внимание ребёнка на эпизоды нерационально потраченного времени и рассказывайте ему о том, сколько всего интересного можно было бы успеть сделать за этот промежуток: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: