Троицкого краеведческого музея




Жертвы Гражданской войны в поселке Свято-Троицкий

Составитель: Сагиджанова Д.С.,

Экскурсовод

Троицкого краеведческого музея

Террор — спутник любой гражданской войны. В российской Гражданской войне его практиковали в разной степени все стороны. Но красный и белый террор по своим масштабам все же сопоставимы.

Красный террор был более централизованным, и под него пытались подвести некую теоретическую основу. Но у белых было то же самое. Рабочие воспринимались как подрывной элемент, с которым надо вести борьбу. В обоих случаях террор метил в конкретного противника, и жертвами его становились простые люди. Каждый из этих людей жил, верил, боролся и сражался за свои взгляды, ценности. О некоторых таких личностях Талицкого края, и в частности, поселка Троицкий (ранее – Свято-Троицкий), волею судеб оказавшихся по разные стороны баррикад, и пойдет речь.

Когда свершилась Октябрьская революция, на территории Камышловского уезда, в том числе на станции Поклевской и в поселке Свято-Троицком, началась борьба за установление советской власти. Из Камышлова приезжали представители большевиков и проводили агитационную работу. В мае 1918 г. против советской власти выступили белогвардейские отряды, и началась гражданская война. 2 августа Талицкий завод и станция Поклевская заняты белыми.

Целый год колчаковцы свирепствовали в поселке. За это время было расстреляно немало жителей. В этих условиях создавались красные партизанские отряды. Колчаковцы отступали, расстреливая по дороге заключенных. Так, под деревней Чупино были расстреляны организаторы Советской власти Белоусов Иван и Морозов Николай, им было по 17 лет. В поселке есть улицы: братьев Морозовых, Белоусова, братьев Лопатиных. Лопатин Алексей – начальник охраны ж/д дружины, расстрелян белыми по пути в Камышловскую тюрьму.

Весной 1919 г. белогвардейский фронт на Урале рухнул под ударами Красной Армии. Белогвардейцы стали отступать по Сибирскому тракту и железной дороге. 28 июля 1919 г. Красная армия освободила ст. Поклевскую от белогвардейцев. Началось восстановление советской власти.

Но в условиях продразверстки, когда у крестьян отбирали почти весь урожай, подчас не оставляя даже зерна на посев, в феврале 1921 г. на территории Западной Сибири вспыхнуло крестьянское восстание. К середине месяца оно охватило всю Тюменскую губернию, а также Камышловский и Шадринский уезды Екатеринбургской губернии. Одно из крупнейших, Ялуторовское, произошло в начале февраля 1921 г., когда 5 тысяч вооруженных охотничьими ружьями крестьян пришли в село Беляковское, чиня на своем пути зверские расправы. Двигались они на Ертарку. Для подавления мятежа из членов партии и местных активистов был создан отряд. Возглавляли его члены железнодорожной камышловской уездной Чрезвычайной комиссии, работавшие на станции Поклевской, Виноградов Михаил и Василий Вакуров. Вместе с железнодорожниками, прибывшими из Камышлова под руководством чекиста Колина, жителя Камышлова, отряд в составе 50 человек, принял сражение с противником в районе Катарача-Смолино.

О Виноградове и Вакурове известно очень мало. Работая в ЧК, ездили по деревням для сбора хлеба по продразверстке, списывали излишки, беседовали с крестьянами. Вакуров контролировал работу железнодорожного телеграфа. Доехав до станции Юшала и отправившись в разведку, под деревней Мостовой погибли чекисты-руководители. Погибших чекистов конюх ж/д буфета привез на ст. Поклевскую на санях. 19 февраля 1919 г. они были торжественно захоронены в центре поселка Святотроицкий. Памятник был изготовлен из дерева. Хоронили под звуки духового оркестра при большом скоплении народа. Решение о торжественном захоронении Виноградова и Вакурова было принято на заседании ответственных работников посёлка и станции 17 февраля, протокол этого собрания сохранился. Позже силами комсомольцев был заложен сквер, а затем сад. В 1957 г. был заложен бетонный обелиск. Деньги собирали учащиеся школы № 5, а строили рабочие фабрики валяной обуви. Именами героев-чекистов также были названы улицы посёлка.

Таким образом, мятеж был подавлен, но Поклевская партийная организация оставалась бдительной. Коммунисты и комсомольцы проводили агитационную разъяснительную работу среди населения.

Что же касается красного террора, то здесь особого внимания заслуживает массовая волна репрессий по отношению к духовенству. В феврале 1918 года правление приняло Декрет «Об отделение церкви от государства и школы», который лишал церковь права собственности и закрепил светский характер страны. 5 сентября Совет народных комиссаров РСФСР провозгласил декрет «О красном терроре».

На Урале волна репрессий началась еще весной 1918 г, когда были проведены локальные аресты, некоторые из заключенных священников были впоследствии расстреляны. Как таковой террор в Екатеринбургской епархии, которая почти совпадала с границами нынешней Свердловской области, начинается с лета — по мере отступления Красной армии во время Гражданской войны. Точкой отсчета можно считать Далматовский бой, который состоялся 10 июля 1918 года. После этого красноармейцы, уходя с занятых районов, берут священников в заложники или расстреливают их на месте.

В это крайне непростое время протоиерей Константин Лебедев из с. Уецкое Камышловского уезда продолжал смело служить на своем приходе. Село Уецкое (бывшая Уецкая слобода) расположилось в семидесяти километрах от Камышлова, недалеко от станции Поклевской, на левом берегу реки Пышмы. Название свое оно получило от находящегося поблизости озера Уецкого.

Константин Николаевич Лебедев родился в 1884 году. Два года учился в Пермской Духовной семинарии, в 1909 году был рукоположен в сан диакона, а в 1912-м — в сан священника. В сентябре этого же года отца Константина определили на священническое место при Пророко-Илиинской церкви Усть-Уткинской пристани Верхотурского уезда. Перед революцией отца Константина перевели на служение в Спасскую церковь села Уецкого.

Во время революции и гражданской войны отец Константин, несмотря на начавшиеся расправы, не пытался скрыться от грозящей опасности, и продолжал совершать богослужения. Вообще поводом для ареста могли послужить малейшее подозрение или слухи. По мнению жителей села, отец Константин стал жертвой доноса одного местного крестьянина-бедняка. Согласно этому доносу, отец Константин «нову власть не благословил и людей призывал, чтобы потерпели немного и хорошенько подумали о жизни». Красноармейцы пришли в храм и арестовали батюшку прямо за богослужением. Больше живым прихожане своего священника не видели. 21 июля 1918 года после литургии к отцу Константину явились красноармейцы и потребовали, чтобы он поехал с ними на станцию Поклевскую, в полевой штаб Красной армии. Доставленный туда, отец Константин был заперт в сторожке при пожарной охране. В ночь на 22 июля в сторожку пришли красноармейцы, чтобы совершить казнь. Перед смертью батюшка был подвергнут жестоким мучениям. Тело его закидали соломой и навозом, и лишь через несколько дней оно было погребено.

Решением Синода от 17 июля 2000 г. причислен к лику Святых. Летом 2011 г. на привокзальной площади поселка Троицкого (где находится станция Талица - бывшая Поклевская) был установлен поклонный крест, изготовленный Романом Стариковым, 18 ноября этого же года крест был освящен епископом Каменским и Алапаевским Серафимом. А через 2 года для местного храма во имя преподобного Сергия Радонежского написали икону отца Константина.

Гражданская война принесла нашей стране огромные разрушения и потери, и все жертвы той эпохи - красные, белые и те, кто был вообще далёк от какой-либо политики, заслуживают того, чтобы о них помнили.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: