Личность В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 4 глава




Сфера жизненных интересов у человека шире, чем у животных, и ему для выживания нужны не только физические, но и психические условия. Круг же последних непомерно широк, начиная от объектов почитания, идеологии и кончая религией и художественно-эстетическими ценностями. Поэтому поводов для проявления оборонительной агрессии у человека множество. Любое покушение на объект привязанности обычно вызывает такую же реакцию, как если бы речь шла о покушении на саму жизнь.

На разных этапах жизни каждого человека встречается много потаенных желаний или влечений, которые по разным причинам не могут быть не только реализованы, но даже преданы гласности. Чаще это желания личного характера, связанные с интимными отношениями. Возможно, в случае их оглашения человека страшат унижения или возможные наказания или он боится потерять чью-то любовь или уважение. Более того, он сам себе часто не хочет признаться в этих влечениях, боясь снизить свою самооценку. В результате они из области сознания попадают в подсознательную сферу и глубоко запечатлеваются там. Когда кто-то пытается вытащить «на свет Божий» вышеназванные влечения, то это становится серьезным источником оборонительной агрессии. Человек может уклониться от обсуждения болезненной для него темы, почувствовать усталость, сонливость, он может не явиться на встречу или даже «выйти из себя», во всю силу проявив свой гнев.

В обыденной жизни мы встречаемся с массой таких примеров. Все знают, сколь гневной бывает реакция матери, когда ей говорят, что она держит своих детей под крылом не из любви, а ради своего чувства обладателя и повелителя. Или если политическому деятелю заявить, что за его политическими убеждениями стоят корыстные цели. Чаще всего затрагивание вопроса о мотивационной сфере поведения других людей ведет к нарушению правил вежливости — очень важной функции, предназначенной для сдерживания агрессивности. Во все времена те, кто говорил правду об определенном режиме, подвергались преследованиям разгневанных властей, причем даже в тех случаях, когда они не представляли реальной угрозы для существующего строя. Только тот человек, который сам пережил процесс осознания потаенных, ранее вытесненных в подсознание влечений или желаний, знает, какое при этом возникает в душе чувство смятения.

Поскольку оборонительная агрессия — это реакция на угрозу жизненным интересам человека, то изменить ее биологическую природу невозможно, а можно только смягчить путем уменьшения числа реально провоцирующих ее факторов. Главное условие состоит в том, чтобы устранить из жизни взаимные угрозы как отдельных лиц, так и групп и целых народов. Последнее зависит от материальных условий жизни: они должны обеспечивать людям достойное существование и исключать, или, во всяком случае, делать непривлекательным стремление к господству одних групп людей над другими. В современном мире такая задача настолько сложна, что самые лучшие намерения разбиваются о стену преград.

Человек — единственное живое существо, способное уничтожать себе подобных без всякой для себя пользы и выгоды. Только человек подвержен влечению мучить и убивать и при этом способен испытывать удовольствие. Это одна из страстей, которая в отдельных культурах или у отдельных индивидов доминирует, а у других отсутствует вовсе. Природа этого феномена достаточно сложна.

Начиная с древних времен было принято думать, что в человеке есть нечто такое, что составляет его сущность, его природу. Однако совсем недавно эти традиционные воззрения были поставлены под сомнение, поскольку изучение истории показало, что современный человек чрезвычайно отличается от человека более ранних эпох. Сейчас доказано, что человек рождается как чистый лист бумаги, на котором культура наносит свои отметины. Мнение о неизменности человеческой природы отвергнуто еще и потому, что этой позицией часто злоупотребляют для оправдания неблаговидных деяний: защита рабства в средние века, стремление представить жадность, соперничество, эгоизм, ложь, насилие и даже убийство как врожденные черты характера.

Одной из форм деструктивной агрессивности является садизм, основу которого составляет страсть или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом. Заставить кого-то испытать боль и унижения, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, — это проявления абсолютного господства. Если у человека в обыденной жизни нет радости, то ощущение абсолютной власти над живым существом, чувство своего могущества создает иллюзию возможности преодоления преград. По своей сущности садизм — это превращение немощи в иллюзию всемогущества, иными словами — это духовное уродство.

Однако, не надо думать, что любая ситуация, где человек облечен неограниченной властью над другими, обязательно дает проявление садизма. Даже при благоприятных условиях сама структура личности многих людей препятствует его формированию. Все дело в интенсивности садистских наклонностей в характере каждого человека. В частности, человека с жизнеутверждающим характером трудно совратить властью.

Есть много людей, в характере которых можно обнаружить садистские черты, но которые тем не менее сохраняют уравновешенность в большинстве жизненных ситуаций. Нередко внутренний конфликт между двумя альтернативными тенденциями — жаждой власти и стремлением к жизнеутверждению — приводит к особо острому неприятию садизма, к формированию «аллергической» реакции на любые виды насилия и жестокости.

Садистские черты характера нельзя понять, если рассматривать их изолированно от всей личности. Для садиста все живое должно быть под контролем. Живые существа становятся вещами. Вернее говоря, живые существа превращаются в дрожащие, пульсирующие от страха объекты обладания. Их реакции навязываются им теми, кто ими управляет. Садист хочет стать хозяином жизни других и поэтому для него важно, чтобы его жертва сохранилась живой. Именно это отличает садистов от некрофильно-деструктивных людей, которые стремятся растоптать саму жизнь и умертвить свою жертву.

Другая черта характера садиста состоит в том, что для него стимулом бывает всегда только слабое существо и никогда — сильное. Он боготворит могущественного и в то же время презирает слабого, не умеющего защищаться, и требует от него абсолютного повиновения.

Садистский характер боится всего того, что ненадежно и непредсказуемо, что сулит неожиданности, которые потребуют от него нестандартных решений и действий. И поэтому он боится самой жизни. Поскольку любовь тоже непредсказуема, садист способен «любить» только при условии своего господства над другим человеком, то есть будучи уверенным в неограниченной власти над предметом своей любви. Все чужое, новое представляет для него некоторый интерес, но одновременно вызывает страх, подозрительность и отрицание, ибо требует живых человеческих реакций и неординарных решений.

Еще один важный элемент синдрома садизма — трусость и готовность подчиняться. Это вполне закономерно, поскольку человек становится садистом оттого, что чувствует себя неспособным к настоящей жизни. Он пытается компенсировать этот дефект тем, что приобретает огромную власть над людьми и тем самым превращается в кумира того червя, каковым сам себя чувствует. Он мучит других, но в сущности сам остается несчастным, одиноким и полным страхов человеком, который испытывает потребность в том, чтобы подчиняться более мощной власти.

Факторы, способствующие развитию садизма, — это все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности. Ребенок, не склонный к насилию, способен стать садистским подростком или взрослым, если появятся новые обстоятельства, вызывающие страх. В зависимости от темперамента ребенка страх перед наказанием может стать доминирующим моментом в его жизни. Его чувство целостности способно постепенно надломиться, а чувство собственного достоинства — рухнуть.

Другой фактор, приводящий к утрате жизненных сил, связан с ситуацией душевного обнищания. Если ребенок не получает положительных стимулов, если живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, то он внутренне «замирает». И тогда в его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия, ведущее к формированию садистского характера.

Деструктивная агрессивность проявляется в людях непрофильного характера. Понятие «некрофилия» (любовь к мертвому) распространяется на два типа явлений. Сексуальная некрофилия — страсть к совокуплению или иному сексуальному контакту с трупом. Несексуальная некрофилия — желание находиться вблизи трупа, разглядывать его, прикасаться к нему и, наконец, специфическая страсть к расчленению мертвого тела.

Влечение к мертвому наиболее ясно обнаруживается в снах некрофилов. Специфические действия людей, свидетельствующие о наличии у них черт некрофильного характера, выражаются, например, в желании ломать или рвать на мелкие кусочки то, что попадается под руку: цветы, карандаши, черновики и т. п. Еще более ярко эта черта проявляется, когда человек обращает свой гнев на какое-либо творение рук человеческих (мебель, посуду, драгоценные украшения). Самые крайние случаи такого вандализма случаются в музеях, когда человек вонзает нож в холст или в самого себя перед картиной соответствующего содержания. Некрофильный характер способен проявляться в убеждении, что единственный путь разрешения проблем и конфликтов — насилие.

Некрофил реально воспринимает только прошлое, но не настоящее, а тем более будущее. Некрофила можно распознать и по мимике: он практически не умеет смеяться, имеет маскообразное лицо. Ему недоступен нормальный, свободный, облегчающий душу смех, его улыбка вымучена, безжизненна. Такие люди не умеют одновременно говорить и улыбаться, ибо их внимание сосредоточено на чем-то одном. Они отличаются также серым цветом лица.

Патологически некрофильные личности представляют большую опасность для окружающих. Это — человеконенавистники, расисты, поджигатели войны, убийцы, потрошители, сексуальные маньяки. Из их рядов выходят палачи и киллеры. Без них не могла бы возникнуть ни одна террористическая группировка.

 

Часть вторая

личность В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

 

Глава третья

СТУПЕНИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

 

ЭНЕРГИЯ МЫСЛИ

Всякая мысль, которая появляется в человеческом мозгу, представляет собой силу большего или меньшего напряжения, изменяющуюся во времени по величине и скорости. Когда мы думаем, то. посылаем в окружающее пространство тончайшие импульсы, которые влияют на умы других людей. На нас воздействуют мысли других людей, причем гораздо сильнее, чем мы предполагаем. Если мы не поймем, что это действительно так, то всегда будем находиться в плену непонятной нам силы, природу которой мы не можем объяснить. Напротив, поняв законы, управляющие ею, мы в состоянии подчинить ее и сделать своим союзником и помощником.

Мы все — продукт нашего собственного духовного творчества. Все прекрасно знают, что каждый человек может представить себя в «розовом свете» или, наоборот, ввергнуть в глубокую депрессию в зависимости от характера его мыслей. Однако не все знают, что направленная на один и тот же предмет мысль проглядывает не только в характере, но и во внешности человека. Если кому-то приходится изменять область своей деятельности, то его характер меняется так же, как и внешность. Новые занятия привносят новый образ мыслей, а последние реализуют себя в действиях.

Человек обязан мыслить категориями «Я хочу» и «Я могу». Слова «Я хочу» являются исключительно емкими: они служат величайшим стимулом жизни, составляют основу человеческого «Я», его истоки. По сути дела, стремление к достойному самоутверждению в жизниэто стремление к реализации «Я хочу». Человек, отказывающийся от «Я хочу», отказывается тем самым от самой жизни, а жизнь, в свою очередь, отказывает ему в своей благодати.

Человек, энергично думающий, проявит такую же энергию и на практике. Тот, кто мужествен в собственных мыслях, проявит мужество и в конкретных жизненных ситуациях. Человек, думающий по принципу «Я могу» и «Я хочу», на деле сумеет воплотить в жизнь свое желание, между тем как тот, кто думает о себе «Я не могу», едва ли предпримет что-либо. Причина подобного различия — только в повседневном образе мыслей. А за мыслью чаще всего следует и само действие, потому что действие является естественным результатом настойчивого мышления. Раз вы думаете настойчиво, то и исполнение не замедлит.

Человеческие мысли обладают двумя замечательными свойствами. Во-первых, мысли притягивают к себе подобные же мысли. Во-вторых, ваша мысль, привлекая к себе соответствующие мысли других людей, тем самым увеличивает ваш собственный запас. Если, к примеру, у вас появилась боязливая мысль и вы настойчиво будете думать о своем страхе, то появится большой поток мыслей подобного рода. Но скажите себе: «Я не боюсь», и каждая новая смелая мысль в окружающем вас пространстве устремится к вам и станет помогать.

Страх и ненавистьродственники всех дурных мыслей. Вырвите их вместе с мыслями печали, сомнения, самоунижения, ревности, злобы, клеветы и скоро вы почувствуете, что именно эта вредные мысли мешали вашему жизненному успеху.

Имея прогрессивные мысли, вы сможете притягивать к себе мысли и убеждения такого же рода из окружающей вас среды. Это свойство — одно из величайших в природе: оно позволяет получать помощь из самых неожиданных источников. Знание законов мыслительных процессов будет способствовать тому, что вы сможете решительно оказывать духовное сопротивление нежелательным мыслительным волнам, исходящим от других людей.

Закон духовного превосходства выражается в глубокой убежденности в способности исполнить свое желание и достичь поставленной цели благодаря использованию силы мысли и силы воли, а также в умении заставить других людей принять вашу точку зрения и подчиниться вашему влиянию.

Владение законом духовного превосходства станет вашим могучим союзником, ибо ваши «Я могу» и «Я хочу» преодолеют все недостатки вашего характера. Вы приобретете новые качества точно так же, как ранее развивали и закрепляли те, которыми владеете сегодня. Притягательное свойство мысли, возникшее как следствие вашего настойчивого мыслительного процесса, будет действовать независимо от вас самих.

Разум обладает двумя функциями деятельности — активной и пассивной. Активная функция выражается в сознательном мышлении, а также проявляется в том, что мы называем силой воли. Именно эта функция разума чаще всего реализуется в деловой жизни деятельными, энергичными и бодрыми людьми. Пассивная же функция разума проявляется в инстинктивном, автоматическом, безотчетном мышлении, где нет места проявлению силы воли. Она является полной противоположностью активной функции.

Пассивная функция важна для человека тем, что контролирует большую часть его умственного труда, причем самую трудоемкую часть. Активная же функция, наоборот, реализуется только по волевому принуждению и при этом тратится больше нервных усилий, чем в пассивной фазе. Активная функция выполняет деятельную работу ума, поэтому после затраченных больших усилий требуется отдых.

Многие люди практически всю мыслительную работу проводят с помощью пассивной функции. Они считают для себя слишком трудным мыслить самостоятельно и предпочитают «готовые» мысли других людей своим собственным. Такие люди зачастую крайне доверчивы: они примут на веру практически любое утверждение, лишь бы оно было выражено в настойчивой утвердительной форме. Эти люди очень восприимчивы к внушению, с большим трудом могут сказать себе «нет» и склонны ответить «да», если только это удобно для них и требует меньшего обдумывания.

Другие же люди не вполне склонны и внушению, а кое-кого можно назвать совершенно к нему невосприимчивым, разве что только в исключительных случаях, когда они утомлены и дают отдых активной функции своего головного мозга.

Представим активную и пассивную функции нашего ума в виде двух братьев-близнецов. С виду они поразительно похожи друг на друга, но обладают разными качествами. К примеру, ведя общее коммерческое дело, пассивный брат способен заниматься приемкой товара, выполнением заказов, упаковкой и тому подобными неответственными делами. Активный же брат занят продажей товаров, общим ведением дела, финансовыми операциями, то есть является руководителем предприятия, его душой.

Пассивный брат — это добродушный, покладистый, легко уступающий человек. Он работает автоматически, как машина. В его представлениях о жизни есть что-то застывшее. Хотя он суеверен и слепо предан своему брату, все-таки очень доверчив и склонен верить почти всему, что ему говорят, лишь бы новое утверждение не было прямо противоположно его предвзятым мнениям. Чтобы ввести в его сознание новую идею, необходимо ее постепенно и долго вталкивать. Он привык полагаться на мнения других людей и готов оказать вам любую услугу, дать почти все, что вы просите, лишь бы ваше требование было выражено в твердой и уверенной форме. Он боится оскорбить ваши чувства и будет обещать все, что угодно, только бы отвязаться от вас и избежать отказа. Вы сможете продать ему почти все, если только его брат не следит за ним. Всего, чего вы желаете, с пассивным братом можно достичь простым способом — облечь свое- предложение в смелую и уверенную форму, как будто соглашение уже достигнуто в действительности.

Активный брат — человек совершенно другого типа. Он подозрителен, осторожен, бодр, для него не существует пустяков. Он считает необходимым тайно, но зорко следить за своим братом, чтобы интересы фирмы не пострадали. Пассивного брата всегда можно поймать на удочку, ибо он постоянно нуждается в няньке. Если его активный брат замешкается или прекратит контроль, то наверняка с пассивным случится какая-нибудь неприятность. Вот почему активный брат не особенно склонен, чтобы кто-то знакомился с его пассивным родственником, разве только он знает этого человека или думает, что тот не станет воздействовать на пассивного брата.

Активный брат зорко наблюдает за всем, с кем контактирует, осведомляется об их делах, старается угадать, что у них на уме, прежде чем согласится на встречу в своей фирме. Если же он думает, что вы имеете какие-то нехорошие виды на его слабого брата, то всеми силами постарается предотвратить эту встречу.

Когда он привыкнет к вашему присутствию, подозрение его уменьшится. Со временем он даже может почувствовать к вам определенное доверие. Если хотя бы раз вам удастся рассеять его подозрения и поговорить с другим братом наедине, это для вас будет значительным успехом, потому что сговорчивый брат, познакомившись с вами, сам уже захочет встречаться без свидетелей. Он чувствует свое одиночество и в душе возмущается насильственной опекой своего активного брата.

Ум каждого человека является как бы товарищеским союзом функций, представляющих два разных характера, как в примере с братьями. Пассивный участник почти всегда и везде обладает сходными свойствами, а вот среди активных участников может быть множество различных вариантов. Некоторые из них являются настоящими образцами осторожности, бдительности и рассудительности, тогда как другие владеют этими качествами в меньшей мере, а иногда так слабо, что их трудно отличить от пассивных компаньонов.

Одних активных можно поймать врасплох, других уговорить, используя лесть, кто-то поддается из-за усталости. Бывает, что активные так увлекаются чем-то, что не замечают, как посетители знакомятся с их пассивными родственниками, и позволяют тем заниматься делом по собственному усмотрению.

У каждого есть свои особенности, свои слабости. И так как ни один человек не может быть сильнее абсолютно всех своих слабостей, вам следует найти самое слабое звено активного брата и повести атаку прямо на него. Никогда не принимайте за окончательный ответ слово «нет». Придерживайтесь этого правила точно так же, как если бы вы ухаживали за любимой девушкой. Ведь в этом случае даже дюжина «нет» в расчет не принимается.

Внушения приобретают силу только путем повторения. Человек может отвергнуть какое-нибудь предложение, если оно сделано только один раз, но слушая одно и то же два, три, пять раз, он, наконец, сам проникнется данной идеей. В этом нет никакого чуда. Внушение может не произвести заметного действия в тот момент, когда оно делается. Но способно, подобно семени, брошенному в землю, со временем произрасти.

Поговорив, как следует, с активным братом и заинтересовав его, вы подготовили и пассивного брата к тому, чтобы он, побуждаемый любопытством, которого у него хоть отбавляй, постарался подойти поближе и послушать ваш разговор. Он будет долго обдумывать то, что услышал от вас, и когда вы вновь придете, уже сам заведет с вами разговор вопреки запрещениям своего брата.

Запомните это сравнение, изображающее две функции мозга как взаимодействие братьев-близнецов -активного и пассивного. Это поможет вам научиться с. большой пользой для себя умению внушать, а также предохранит от излишней самовнушаемости.

Желая повлиять на человека, с которым вам предстоит вступить в непосредственный деловой контакт, вы не должны зависеть исключительно от необходимости внушением сломить активную часть его разума. У вас будет еще один могучий союзник — мыслительные волны, сознательно вами излучаемые и обладающие большой притягательной силой.

Если бы мысли имели форму, то мы увидели бы, что наши трусливые или нехорошие мысли повисли над самой землей в виде тяжелых туч. Ясные же, счастливые и уверенные мысли (типа «Я могу», «Я хочу») мы бы увидели как светлые перистые облака.

Наша мыслительная деятельность всегда производит. известное влияние как на нас самих, так и на окружающих. Если мы распространяем дурные мысли, то сами становимся предметом их воздействия. И наша единственная надежда нейтрализовать их вредные последствия — изменить образ мыслей. Иначе мы будем страдать не только от тяжелых мыслей, созданных своим собственным умом, но и от подобных же мыслей других людей. И чем дольше мы будем мыслить в таком духе, тем хуже будет наше собственное состояние.

С другой стороны, наши светлые, веселые и счастливые мысли притянут к себе подобные им. И мы будем чувствовать себя еще лучше от их совместного воздействия. Это абсолютная истина, в которой каждый может убедиться на собственном опыте.

Если вы питаете к человеку ненависть и посылаете ему мысли, полные ненависти, вы получите ненависть обратно и вокруг вас сформируется ненавидящий мир. Таким образом, в мире мыслей вы получаете обратно то, что даете другим.

Вы всегда будете чувствовать себя хорошо в обществе доброжелательно относящихся к вам людей и благодаря этому только выиграете. Достаточно хотя бы один месяц мыслить подобным образом, и вы увидите не только огромную перемену в самом себе, но и почувствуете изменение в отношении к вам со стороны окружающих.

Существует два типа мыслей, которые способны нанести самый большой вред и от которых нужно избавляться в первую очередь — это ненависть и страх. Печаль представляет собой разновидность страха, а зависть, недоброжелательность и злоба — многочисленные проявления ненависти.

Что же необходимо для достижения жизненного успеха с помощью энергии мысли? Во-первых, нужно иметь непреодолимое желание (а не пустую прихоть); во-вторых, полную уверенность в своих способностях реализовать это желание; в-третьих, твердое решение достичь своей цели, а не только намерение «Я попытаюсь». Если вы сумеете думать именно так, то успех вам гарантирован. Мысли подобного рода разовьют ваш. характер и выработают способность достигать цели, так как концентрированные мысли имеют обыкновение воплощаться в действия. Они дадут вам твердую силу для влияния на других. Если же вы будете думать «Я не могу», то на самом деле почувствуете, что не можете.

Притягательная сила мысли привлечет к вам людей, которые интересуются одним с вами делом или бизнесом, которым нужны ваши услуги и помощь. Эти люди почувствуют влечение к вам, а вы — к ним. И они и вы получите обоюдную выгоду и психологическое удовлетворение.

СИЛА ВОЛИ

Сила воли представляет собой способность человека к осуществлению таких видов деятельности, которые необходимы для достижения определенных целей. Причем, как правило, эти виды деятельности связаны с преодолением известных препятствий и потому не доставляют человеку приятных ощущений.

Сила воли — одна из могущественных сил человеческой природы и в то же время нам наименее известная. На бессознательном уровне она в определенных рамках реализуется всеми людьми. Некоторые сознают ее действие, не понимая четко законов ее возникновения и развития. Тем не менее, если приложить известные старания, можно развить силу воли.

Каждый человек в чем-то уникален, но редкие люди заинтересованы в том, чтобы осознать свою уникальность и жить в соответствии с этим осознанием. Часто человек сознает, чего он не хочет, чему стремится воспрепятствовать, чего опасается. Но только тот, кто знает, чего он хочет сам, превращается в личность.

Люди, не имеющие собственной воли, удобны и легко приспосабливаются к окружению. Они позволяют эксплуатировать себя, использовать даже с недобрыми целями, но вот уважают и ценят их редко.

Большинство людей проявляет интерес к судьбам других, но не верит в то, что может формировать свою собственную судьбу. Хороший человек часто неохотно вступает в борьбу, ему кажется, что все должно быть само по себе хорошо. Но само по себе вообще ничего не происходит. Кто хочет действовать и оказывать влияние на других, тот обязан обладать твердой и постоянной волей. Фридрих Шиллер очень метко заметил по этому поводу, что «маленьким и большим человека делает его воля».

Решающим фактором является не то, что мы есть при рождении, а то, что мы делаем из своей жизни. Каждому из нас наверняка приходилось наблюдать, что слабовольные люди даже при наилучших условиях ничего не достигали в жизни. «Только не напрягаться»,таков их девиз, и они позволяют управлять собой и плывут по течению. «Я хочу найти свою собственную цель, такую цель, ради которой стоило бы отдавать все свои силы», — такова должна быть установка каждой уважающей себя личности.

Родители, учителя, друзья, руководители по службе могут давать советы, но стремиться нужно только к цели, выбранной самостоятельно. Только тот, кто нашел свою собственную цель и работает над ее осуществлением, выделяется из общей массы. Правильные цели должны удовлетворять двум требованиям: представлять собой определенное достижение для общества; способствовать развитию личности.

То, что мы живем, — это поначалу единственное, в чем мы уверены. Из этой уверенности рождается сознание «Я есть». Из осознания своего существования формируется «Я хочу». Из ощущения власти воли рождается «Я могу». А поскольку мы стремимся не просто жить, а жить все более осознанно, свободно, содержательно, полнокровно, разносторонне, из «Я могу» вырастает в конце концов «Я совершил».

Если же человек говорит «Я не могу», по существу это означает «Я не хочу», так как тот, кто действительно хочет, тот и может: динамическая активизация воли эквивалентна раскрытию способности. Кто хочет чего-либо достичь в жизни, должен знать или сознавать корни силы воли. Таких корней пять.

Первый корень силы воли — желание. Желания всегда указывают нам путь, они сотворцы нашего будущего. Но желания могут быть ценные, никчемные, связанные с профессиональной деятельностью, финансовые, желания любви, счастья, исполнения чего-либо.

Наши желания — самое личное, индивидуальное, что есть у человека. Распознавая свои желания, мы можем узнать и понять самого себя. Они отражают богатство нашего внутреннего мира. Не существует счастья без предваряющего его желания. В желании заложена власть. Как в зерне, которое стремится сформироваться в растение, в нем живет магическая сила исполнения. Так как же может человек достичь в жизни чего-то особенного, не желая этого?

В душе человека, с одной стороны, кроются опасения, а с другойжелания. Нужно выяснить и понять, что больше принимает во внимание, к чему больше прислушивается человек — к своим опасениям или своим желаниям. Человеческий организм изо дня в день, двадцать четыре часа в сутки производит энергию. Чем больше у человека желаний и интересов, тем больше он расщепляет свою энергию. А чем больше истощается энергия, тем меньше человек достигает в жизни, тем раньше сгорает.

Сила воли, напротив, обусловливает концентрацию желаний. Чем меньше желаний, тем сильнее возможность проведения их в жизнь, тем гарантированнее их исполнение, тем больше энергия, направленная на их осуществление. Великие желания определяют судьбу.

Второй корень силы воли — смелость. Не обладая смелостью, мы не смогли бы принять ни одного важного решения. Как только отшлифовались самые ценные и самые важные желания, человек готов к принятию решения. Поскольку, однако, никогда не удается реализовать все наши желания, необходимо уяснить, от каких желаний нужно отказаться. И если мы не научимся добровольно отказываться от части желаний, то рано или поздно нас принудит к этому судьба посредством неудач. Кроме того, при осуществлении одного большого желания сотни мелких автоматически выполняются как сопутствующие или же отпадают как лишние. В свете этого отказ от выполнения более мелких желаний можно рассматривать как инвестиции в осуществление желаний более значимых и ценных. Точно так же, как собирающая линза способна концентрировать лучи солнца, так и наши большие желания способны сосредоточивать в себе нашу энергию. Рассуждения по этому вопросу удачно завершит известная пословица: «Собака, которая гонится за несколькими зайцами, не поймает ни одного».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: