ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ, 2018 г.
(преподаватель – к.м.н., доцент Абазова З.Х.)
Патологическая физиология – это наука о жизнедеятельности больного организма.
Задачи патологической физиологии:
¨ изучение общей нозологии (общего учения о болезни),
¨ изучение вопросов этиологии (причин и условий возникновения болезней),
¨ изучение вопросов патогенеза (механизмов развития болезней),
¨ изучение вопросов саногенеза (механизмов выздоровления),
¨ изучение реактивности (ответной реакции на различные раздражители) и резистентности (устойчивости) больного организма,
¨ разработка и обоснование методов профилактики и лечения болезней.
Связь патофизиологии с другими науками
Невозможно исследовать и понимать механизмы развития патологии без знания нормы – патологическая физиология опирается на знания общебиологических предметов (особенно нормальную физиологию и биохимию). С другой стороны невозможно диагностировать и лечить отдельные заболевания без понимания механизмов заболевания развития (патогенеза).
Таким образом, патофизиология относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология является базой для клинических предметов, ее обоснованно называют теоретической основой современной клинической медицины.
Разделы патофизиологии:
å â æ
Общая патофизиология: - общая нозология, | Частная патофизиология (п/ф): - п/ф кровообращения | Типовые патологические процессы: |
- общая этиология, | - п/ф дыхания, | - воспаление, |
- общий патогенез, | - п/ф пищеварения, | - лихорадка, |
- учение о наследственности, конституции и реактивности. | - п/ф эндокринной системы, - п/ф нервной системы, | - гипоксия, - отек, |
- п/ф почек и т.д. | - аллергия и др. |
Методы изучения патофизиологии
|
1. Патофизиология является экспериментальной дисциплиной, а ее основным методом служит патофизиологический эксперимент или моделирование, т.е. воспроизведение тех или иных заболеваний на подопытных животных. Это достигается путем использования следующих методов:
- метод выключения (например, при удалении щитовидной железы у животного развивается гипотиреоз);
- метод включения (например, при введении тиреоидных гормонов развивается клиника гипертиреоза (тиреотоксикоза); при введении какого-либо возбудителя развивается соответствующее инфекционное заболевание);
- метод раздражения (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия).
2. Клиническая патофизиология – (лабораторно-инструментальные исследования непосредственно на больных людях). Эта методика не связана с воспроизведением заболевания, а связана с детальным обследованием уже заболевшего пациента.
Общая нозология
Нозология – это учение о болезни, включающее в себя сущность болезни на разных этапах развития медицины, определение, номенклатуру и классификацию болезней, формы возникновения, развития и течения болезней.
Прежде, чем дать определение понятию «болезнь», следует определить, что такое «норма», «здоровье», «предболезнь».
|
Норма – среднестатистическая величина какого-либо признака, свойственная большинству особей данного вида, пола, возраста (например, нормы веса, роста, содержания в крови эритроцитов и т.д.).
Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Предболезнь – это состояние организма на грани здоровья и болезни, которое может перейти в выраженную форму какой-либо болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.
Болезнь – это качественно новый жизненный процесс, возникающий под влиянием действующих на организм вредоносных факторов и выражающийся в комплексе структурно-функциональных и метаболических изменений, снижении приспособительных (адаптационных) возможностей организма и ограничении работоспособности.
G Не путать понятие болезни с патологической реакцией, патологическим процессом и патологическим состоянием.
Патологическая реакция –
неадекватный или биологический нецелесообразный ответ организма или его систем на воздействие обычных или чрезвычайных раздражителей (например, аллергические реакции; неадекватные психо-эмоциональные и поведенческие реакции).
Типовой патологический процесс –
закономерно возникающий в организме процесс в ответ на повреждающее действие патогенного фактора и протекающий типично независимо от места локализации и причины. Один и тот же патологический процесс может быть вызван различными этиологическими факторами и являться компонентом различных заболеваний. Примеры типовых патологических процессов: лихорадка, аллергия, отек, воспаление, гипоксия и др. К примеру, воспаление может быть вызвано множеством причин, однако независимо от причины и пораженного органа, внешние проявления воспаления и механизм развития одинаковы.
|
Патологическое состояние –
это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма; нарушения, мало меняющиеся во времени.
Примеры патологических состояний
врожденные:приобретенные
(вследствие раннее перенесенного заболевания):
- дефект верхней губы и твердого неба, - последствия травм – рубцы, утрата конечности;
- полидактилия. - последствия рахита – искривленные конечности;
- последствия туберкулеза позвоночника – горб;
- культя после ампутации конечностей;
- атрофия альвеолярных отростков челюсти
в связи с удалением или выпадением зубов;
- слепота после ожога глаз.
Классификация заболеваний:
1) По этиологии:
- наследственные,
- инфекционные,
- травмы,
- лучевые болезни и др.
2) По патогенезу:
- болезни обмена веществ,
- воспалительные,
- опухоли,
- аллергические болезни
- шок и др.
3) По органному принципу:
- сердечно-сосудистые,
- бронхо-легочные,
- мочевыделительные,
- гепатобилиарные и др.
4) По возрастному принципу:
- болезни новорожденных (микропедиатрия),
- детские болезни (педиатрия),
- болезни старческого возраста (гериатрия).
5) Формы возникновения заболеваний:
å æ
острое (внезапное)постепенное (хроническое)
Стадии (периоды) развития болезней:
I. Начало болезни:
1) Латентный период (скрытый период). Никаких жалоб нет. Заболевание диагностируется как правило случайно, например, при профосмотре, диспансеризации. В случае инфекционных заболеваний этот период называется инкубационным.
2) Продромальный период (период предвестников). Для этого периода характерно наличие неспецифических симптомов болезни: слабость, снижение аппетита, бессонница, головная боль, повышение температуры, снижение массы тела. По этим симптомам выставить диагноз трудно.
II. Стадия разгара болезни (собственно болезни).
Характеризуется наиболее выраженными (специфическими) общими и местными проявлениями, характерными для каждого конкретного заболевания. По этим симптомам уже выставляется диагноз.
III. Исход болезни:
- выздоровление (полное, неполное),
- переход в хроническую форму (чередование ремиссий и обострений),
- смерть (мозговая, соматическая).
Общая этиология
Этиология – это учение о причинах и условиях возникновения болезней.
Причина или этиологический фактор –
это такой предмет или явление которые, непосредственно воздействуя на организм, вызывают при определенных условиях то или иное следствие, т.е. болезнь и сообщают ей специфические черты.
Классификация этиологических факторов:
По происхождению:
å æ
Внешние или экзогенные: Внутренние или эндогенные:
1) механические (удар, сдавление, растяжение, падение и др.); 1) наследственные;
2) физические (действие звука и шума, изменения 2) конституциональные.
барометрическог о давления, изменения температуры
окружающей среды, действие электрического тока,
ионизирующей радиации, факторов космического полета);
3) химические (яды, кислоты, щелочи, соли тяжелых
металлов, гормоны, лекарственные препараты, алкоголь,
недостаток витаминов, микроэлементов);
4) биологические (вирусы, бактерии, гельминты,
биологические препараты);
5) психогенные факторы – точкой приложения
этих факторов является кора головного мозга.
Вследствие неправильного этического поведения медицинских
работников развиваются ятрогенные заболевани я.
Условие – это такие факторы, которые, воздействуя на организм, сами по себе вызвать заболевание не могут, но они могут способствовать возникновению и развитию заболевания, усложнять его течение, а могут и препятствовать возникновению болезни. Например, микобактерии туберкулеза вызывают заболевание не у всех людей, а лишь при наличии неблагоприятных условий (переохлаждение, переутомление, недоедание и т.д.).
Классификация условий:
I. По происхождению:
å æ
внешние: внутренние:
- бытовые, - наследственная предрасположенность,
- социальные, - ранний детский возраст, старческий возраст,
- природные, - патологическая конституция.
II. По влиянию на организм:
å æ
благоприятные: неблагоприятные:
- хорошее питание, - утомление,
- здоровый образ жизни, - недостаточное питание,
- закаливание и др. - плохие жилищные условия,
- психо-эмоциональное напряжение и др.
Роль причин и условий в возникновении заболевания
Роль причинного фактора:
- необходим,
- незаменим,
- действует непосредственно на организм,
- обусловливает основные специфические черты заболевания (клиническую картину).
Роль условий:
- необходимы, однако, ни одно из условий не является абсолютно необходимым;
- условия широко взаимозаменяемы;
- действуют на организм непосредственно или опосредованно;
- внутренние условия могут влиять на специфические проявления болезни (например, в зависимости от внутренних условий стрептококки в одних случаях вызывают фурункул, в других - сепсис, в третьих - ревматизм). Внешние условия действуют в рамках только данного заболевания, отягощая заболевание или ослабляя.
Общий патогенез
Патогенез – это учение о механизмах развития, течения и исхода болезней, патологических процессов и патологических состояний.