Сеййид Муджтаба Мусави Лари




 

 

ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНИНА


Оглавление

 

 

ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНИНА.. 1

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ... 5

ЧАСТЬ I. 8

ГЛАВА 1. 9

ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ.. 9

ГЛАВА 2. 11

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.. 11

ГЛАВА 3. 12

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ... 12

ГЛАВА 4. 14

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЕВРОПЫ... 14

ГЛАВА 5. 15

ИРАНЕЦ В ЕВРОПЕ.. 15

ГЛАВА 6. 16

ПРИЧИНЫРАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА.. 16

ГЛАВА 7. 16

РЕСУРСЫЦЕРКВИ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ.. 16

ГЛАВА 8. 19

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ В АФРИКЕ.. 19

ГЛАВА 9. 21

АНТИИСЛАМСКАЯ пропаганда.. 21

ГЛАВА 10. 23

НРАВЫНА ЗАПАДЕ.. 23

ГЛАВА 11. 24

СЕКС НА ЗАПАДЕ.. 24

ГЛАВА 12. 26

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ.. 26

ГЛАВА 13. 27

БОГОСЛУЖЕНИЕ.. 27

ГЛАВА 14. 28

АЛКОГОЛЬ. 28

ГЛАВА 15. 30

НУЖДА И МИЛОСЕРДИЕ.. 30

ГЛАВА 16. 31

ЖЕСТОКОСТЬ В ЦИВИЛИЗОВАННУЮ ЭРУ.. 31

ГЛАВА 17. 33

АПАРТЕИД.. 33

ГЛАВА 18. 34

ОБВАЛ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.. 34

ГЛАВА 19. 36

ЛЮБОВЬ К ЖИВОТНЫМ... 36

ГЛАВА 20. 37

ТРАВМЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ДЕТСТВЕ.. 37

ГЛАВА 21. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ЧАСТИ.. 39

ЧАСТЬ II. 41

ГЛАВА 1. 42

ИСЛАМ... 42

ГЛАВА 2. 43

ИСЛАМ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.. 43

ГЛАВА 3. 45

ИСЛАМ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.. 45

ГЛАВА 4. 46

ИСЛАМ И ИДЕОЛОГИЯ.. 46

ГЛАВА 5. 48

ИСЛАМ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ.. 48

ГЛАВА 6. 49

ИСЛАМ И ЭКОНОМИКА (1) 49

ГЛАВА 7. 52

ИСЛАМ И ЭКОНОМИКА (2) 52

ГЛАВА 8. 54

ИСЛАМ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС.. 54

ГЛАВА 9. 55

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.. 55

ГЛАВА 10. 57

МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА.. 57

ГЛАВА 11. 58

ФАРМАКОЛОГИЯ.. 58

ГЛАВА 12. 59

БОЛЬНИЦЫ... 59

ГЛАВА 13. 59

ХИМИЯ.. 59

ГЛАВА 14. 60

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. 60

ГЛАВА 15. 61

МАТЕМАТИКА.. 61

ГЛАВА 16. 61

ГЕОГРАФИЯ.. 61

ГЛАВА 17. 62

ИСКУССТВО.. 62

ГЛАВА 18. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ЧАСТИ II. 62

ЧАСТЬ III. 64

ГЛАВА 1. 65

ИСЛАМ И АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ.. 65

ГЛАВА 2. 67

ИСЛАМ И СЕМЬЯ.. 67

ГЛАВА 3. 71

ИСЛАМ И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН.. 71

ГЛАВА 4. 73

ИСЛАМ И РАЗВОД.. 73

ГЛАВА 5. 77

ВРЕМЕННЫЕ БРАКИ.. 77

ГЛАВА 6. 81

ПОЛИГАМНЫЕ БРАКИ.. 81

ГЛАВА 7. 85

ИСЛАМ И РАСИЗМ... 85

ГЛАВА 8. 86

ИСЛАМ, СВОБОДА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ. 86

ГЛАВА 9. 88

ИСЛАМ И КЛАССЫ... 88

ГЛАВА 10. 88

ИЛЛЮСТРАЦИИ К УСТАНОВЛЕННОМУ В ИСЛАМЕ ПОРЯДКУ.. 88

ГЛАВА 11. 90

РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОНОМ... 90

ГЛАВА 12. 91

ДЖИХАД — СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА.. 91

ГЛАВА 13. 96

ИСЛАМ И МИР ВО ВСЕМ МИРЕ.. 96

ГЛАВА 14. 97

А ИСЛАМ СЕГОДНЯ?. 97

ГЛАВА 15. 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 98

 


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ

 

Сейид Муджтаба Мусави Лари родился в 1314 г. хиджры (1934 год н. э.) в Ларе, столице южно иранской провинции Ларистан. И его отец Сейид Али Аскар Муса­ви, и его дед Хаджи Сейид Абдул-Хусейн Мусави были одними из наиболее выдающихся ученых в исламской те­ологии. Сейид Абдул-Хусейн был также одним из крупных революционеров, стоявших у истоков борьбы Ирана за свержение тирании Каджаров и начало его прогрессивного движения к свободе и процветанию.

Наш автор обучался в школах Лара по классической программе обучения, а также занимался специальными исламскими исследованиями. В 18 лет он переехал в свя­щенный город Кум, известный своей мечетью с золотым куполом, в которой помещается гробница дочери имама Мусы Казима, Фатимы Масуме, которая умерла там в 816 году н. э. на пути к своему брату имаму Али Реза в Туе. В Куме он продолжал изучение исламской теологии в течение десяти лет, достигнув к тому времени очень высокой степени совершенства.

К сожалению, вода в Ларе, которая в то время была неочищенной и несла с собой высокий уровень загрязне­ния, заразила его серьезными расстройствами органов пищеварения, не поддающимися всем попыткам лечения в Иране. В конце концов в возрасте двадцати девяти лет, по рекомендации врачей, он уехал в госпиталь в Герма­нию. Продолжительное пребывание в этой стране под медицинским наблюдением не смогло искоренить его не­дугов. Но с отвагой, которую проявляют многие страдаю­щие от частичной физической нетрудоспособности, он поднялся над немощью и посвятил свои огромные интеллектуальные способности, патриотизм и самоотвержен­ность служению своей стране.

Среди уже опубликованных на персидском языке его работ следующие:

1. "Обзор нравственных и духовных проблем".

2. "Западная цивилизация глазами мусульманина".

3. "Роль морального фактора в человеческой эволю­ции".

Эти книги были восприняты с таким энтузиазмом, что появилось уже по три издания каждой.

Он был постоянным автором ежемесячного обозре­ния, публикуемого исламскими религиозными деятелями Кума, под названием "Мактаб-и ислам", как и многих других периодических изданий, связанных с исламскими законами. Он заложил основы ряда общественных инсти­тутов и пользуется таким огромным доверием людей, что собирались большие суммы для помощи ему при созда­нии этих фондов. Они включают школы, оз­доровительные клиники, центры религиозной подготовки и мечети, причем большая их часть находится в его родном городе Лар. Он организовал также благо­творительный трест для помощи нуждающимся, больным, сиротам и бедным студентам. Многие жизни были спасе­ны этими его усилиями, и многим людям была оказана помощь для поддержания их жизни и жизни тех людей, за которых они несли ответственность, благодаря под­держке, оказанной им этим трестом.

Семья вела происхождение из Дезфула в юго-запад­ной иранской провинции Хузестан. Дед Сейида Муджтабы, Хаджи Сейид Абдул-Хусейн, начал борьбу за свобо­ду Ирана, которая брала начало в этих районах страны. Это движение вынудило каджарского правителя Музаффар-уд-Дина принять демократическую конституцию в декабре 1905 г. Национальное собрание открылось в первый раз в октябре 1906 г. и составило Конституцию, которая была подписана и ратифицирована и шахом Музаффар-уд-Дином, и его сыном и наследником Мухаммад Али - шахом, сменившим своего отца в январе 1907 г. Новый шах, однако, был далек от того, чтобы приветствовать прогрессивное движение своего народа к свободе, и неблагоразумно проявил свою власть при коронации, отказавшись пригласить депутатов

Национального собрания. Он также поддержал своих ви­зирей в их отказе предстать перед собранием и ответить на вопросы. Вновь воспламененный огонь свободы вспыхнул в толпе воинствующей ярости.

Хаджи Сейид Абдул-Хусейн, являющийся уже вдох­новителем многочисленных последователей не только в Хузистане, но и в Ларистане и Фарсе, в этих двух сосед­них провинциях поднял на борьбу тысячу партизан, при­чем многие из них были из моего родного города Джахром, и вместе с ними присоединился к маршу на Тегеран против деспотии, стремящейся в собственных интересах удержать иранский народ в оковах феодализма. После­довала кровавая бойня, в которой шах, не колеблясь, ис­пользовал пулеметы и пушки против собственных под­данных. 12 ноября 1907 г. Мухаммад Али - шах в четвер­тый раз поклялся в верности Конституции в Национальном собрании, но 15 декабря он бросил в тюрьму премьер-министра Насер-уль-Мулька, откуда его вскоре освободила британская дипломатическая миссия. Народный гнев заставил шаха принести самую торжест­венную клятву, какая только имелась, ниспослав скреп­ленному печатью Корану клятву соблюдать Конституцию и, таким образом, выставив себя юридически утвержден­ным клятвопреступником. Но он все же не был свергнут с трона — факт, который сэр Перси Сайке относит за счет недавно подписанного англо-русского соглашения, где каждая держава поручала другой "сферу влияния" в Иране. Однако, в феврале 1908 г. в машине шаха была взорвана бомба. В июне он установил военное положе­ние и 23 июня приказал своей наемной казачьей бригаде атаковать лидеров свободы, собравшихся в здании Национального собрания, позади мечети Сенах-Салар и с площади Бехаристан перед ним. Однако в июле 1909 г. крупные силы с юго-запада, возглавляемые бахтиарами, захватили Тегеран и заставили Мухаммада Али-шаха от­речься от престола 16 июля. В этом триумфе партизан­ские силы из Фарса, возглавляемые Хаджи Сейидом Абдул - Хусейном, сыграли героическую роль.

Огромное влияние Сейида Абдул - Хусейна было обус­ловлено не только его образованностью и набожностью, которые завоевали ему положение муджтахида, высшую ступень в иерархии шиитских улемов, но и его гражданской службой. Ибо вскоре после начала века он учредил местное правительство в Ларистане, контролируемое ис­полнительным органом, среди членов которого были вы­дающиеся религиозные деятели, и под его председатель­ством этот орган защищал граждан от несправедливо­стей, творимых руками надменных феодальных землевла­дельцев. Он запретил людям платить налоги, которые тре­бовало центральное правительство или официальное про­винциальное руководство. Люди с радостью делали вкла­ды для поддержки любых расходов, какие только требо­вались его новой независимой администрации. Он даже печатал специальные почтовые марки от имени "прави­тельства Ларистана". Сейчас они являются большими ра­ритетами, высоко оцениваемыми коллекционерами.

После успешного государственного переворота 1909 г. и отречения от престола Мухаммада Али-шаха в пользу его сына двенадцатилетнего Султана Ахмад - шаха Сейид Абдул-Хусейн вернулся к своей ближайшей задаче, свя­занной с правительством Ларистана, и сделал еще много услуг своему народу.

Местная феодальная оппозиция против него возросла до неистовой злобы. В разгаре этого люди из города Джахром попросили Хаджи Сейида Абдул - Хусейна уехать из Лара, который он избрал своим административ­ным центром, и переехать в их город, являющийся также и моим родным домом. Он принял приглашение, удалился из Лара, и ему был дан самый теплый и уважительный прием в Джахроме. Там он стал признанным религиоз­ным лидером. Он воодушевил большую группу молодежи на то, чтобы осуществить все, что бы не потребовали глу­бокая вера в Бога и желание служить своей стране. Он поощрил многих на занятие теологией. Его публичные бо­гослужения в мечети по пятницам привлекали тысячи же­лающих услышать его проникновенную проповедь и объ­единиться в его пламенных молитвах.

Ребенком я был одним из тех, кто очень охотно уча­ствовал в этих богослужениях. Я все еще вижу огромные толпы, которые собирались на них, и помню большое ко­личество людей, провожающих его до дома, чтобы побе­седовать за завтраком, за едой, которой с раннего утра продолжают заниматься несколько поваров в огромной кухне, чтобы приготовить ее для такого большого количе­ства людей.

Когда он умер, не было никого в Джахроме, кто не смог бы присутствовать на траурных и поминальных бо­гослужениях, проводимых во всех мечетях и теологиче­ских колледжах. В течение трех дней базар был закрыт, и бизнес совсем остановился из уважения к его памяти.

Он оставил трех сыновей: Сейид Абдул - Мухаммада, Сейид Али Акбара и Сейид Али Аскара Мусави, отца на­шего автора, родившегося в 1907 г. в Ларе. Сейид Али Аскар посещал теологический колледж в городе Наджаф, месте мученичества сыновей имама Али в Ира­ке, где он достиг высшей ученой степени по теологии. Оттуда он возвратился в Лар, где и остался.

Второй брат, Сейид Али Акбар, сопровождал своего отца в Джароме и построил свой дом там. Старший сын, Сейид Абдул - Мухаммад построил свой дом в Ширазе, где он умер, оплакиваемый всеми, в 1973 г.

Сейид Али Аскар был крупным деятелем — не только в религиозной сфере, но также и в общественно-полити­ческой жизни. Преданный руководитель, мудрый лидер, умелый организатор благотворительных организаций, он оказывал большую помощь нуждающимся и был смелым борцом против несправедливости. Он обучал своих уче­ников, руководил многими благотворительными заведени­ями, написал ряд ценных работ, наиболее важной из них была, возможно, "Потребность человечества в пророках и религиозных лидерах", за которую я имел честь взять­ся для публикации как раз после того, как меня впервые избрали представителем народа Джахрома в парламенте Ирана около 30 лет тому назад. Он делал честь моей же­не и мне, останавливаясь в нашем доме, когда он приезжал из Джахрома в Тегеран на некоторое время. Он был человеком такой непреодолимой веры, заразительной целостности и щедрости жизни, что мы всегда любили быть с ним и очень горевали, когда он умер. Сейчас он лежит погребенный рядом со своим от­цом в Джахроме. Но он оставил нам бесценное наследие не только в наших воспоминаниях о нем и в своих собст­венных сочинениях, но также и в плодах чудесного вос­питания, которое он дал своим детям, из которых автор представляемой книги Сейид Муджтаба является старшим. Читатели этой книги увидят широту образованности Сейида Муджтабы, дотошность его на­блюдений, глубину его суждений, остроту его понимания проблем человека и общества, а также мудрость его со­ветов для будущего благоденствия людей и народов.

Эта книга является достойным вкладом, и она, я уверен, привлечет такое же внимание, как та дань ува­жения, которая отдается толпами людей, стекающимися по вечерам каждый четверг и по утрам в пятницу, чтобы засвидетельствовать свое почтение к гробнице его деда и отца, туда, где они погребены в Джахроме. Эти могилы и их святилища охраняются вакфом, или благо­творительным учреждением, которому вверены денеж­ные средства для поддержания гробницы в идеальном порядке для совершающих к ней паломничество.

Именно по личной просьбе Сейида Муджтабы госпо­дин Фрэнсис Гулдинг, чье знакомство с Ираном насчиты­вает 47 лет, должен был перевести эту книгу и таким образом сделать ее доступной читателям, принадлежащим той западной цивилизации, черты ко­торой так артистически, часто занимательно и всегда ин­тересно обрисованы этим выдающимся автором.

ХАДЖИ АБУЛФАЗЛ ХАЗЕХИ

Тегеран


 

ЧАСТЬ I

ЛИК ЗАПАДА


 

 

ГЛАВА 1

ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Каждое достижение в научном исследовании происхождения жизни на нашей планете отодвигает дату ее первого появления все дальше в более отдаленные эпохи, увеличивая при этом число загадок, требующих ответа, и головоломок, требующих решений.

Несмотря на сравнительно недавнее появление собственно человеческой жизни — это бесконечно малый отрезок времени, в течение которого планета взрастила живую материю, — много неопределенного затемняет ее становление. Тем не менее, ученые и палеонтологи производят раскопки и, обнаруживая останки материальной культуры древнего человека, зерно и другие следы человеческой деятельности, смогли проследить ход человеческого прогресса через цепочку ступеней в его истории:

1. Палеолитическая эпоха — характеризуется использованием простых орудий для убийства животных в целях самозащиты или ради добывания пищи — камней, палок и подобного охотничьего снаряжения; свирепостью и звероподобием от постоянного страха нападения диких зверей; использованием пещер и ям, вырытых в земле, как укрытия от прожорливых плотоядных животных и от темноты. Первенство переходило к наиболее способному охотнику; все человеческие усилия были подчинены покорению врагов — будь то враждебная человеку природа, животные или люди.

2. Позднепалеолитическая эпоха — первый шаг человека вперед от использования существующих объектов в качестве орудий к изготовлению их самому, к примеру, привязав палку к камню, чтобы сделать молоток, или ударяя друг о друга два кремня, чтобы заострить их; отсюда его вела дорога к открытию искусства разжигать огонь и далее к приготовлению пищи и преодоление страха перед ночью и тьмой. Долгие века были потрачены на этот путь развития, пока палеолитическая стадия не была в конечном итоге преодолена и тогда:

3. Неолитическая эпоха — увидела многочисленные и разнообразные перемены в жизни человека, орудия труда все еще делались из камня и дерева, но грубые, топорные изделия палеолитической эпохи сменились красивыми, функциональными, точными и гладкими инструментами. Строились хижины, в которых жили, где соединяемые бревна скреплялись глиной. Глина отливалась в форму кувшинов и горшков, подсыхая сначала на солнце, а затем на огне. Выращивались зерновые, и почва обрабатывалась примитивным образом, некоторые животные одомашнивались. Человек узнал, какое зерно сажать для пищи, какие деревья оберегать ради фруктов, а какие использовать как строительный материал. Он изобрел лук и стрелу и так избавился от некоторых видов опасных зверей; и остроги, чтобы поймать рыбу, наконечники стрел, острог и топоры были все еще из заостренных камней. Но с веками мастерство людей росло (оно оставило нам свои следы, которые мы находим и таким образом восстанавливаем их жизнь) и в конечном итоге вывело их из каменного века в:

4. В Бронзовую эпоху — с использованием металлов пришло рождение так называемой цивилизации. Слово '"цивилизация" происходит из того же корня, что и слово "city" (город), и означает "социальное существование". То же самое относится к арабскому слову "тамаддун" от корня м-д-н, что означает "город" или "общинная жизнь", а также к словам "роlicy" (полиция), происходящих от греческого слова "роlis"; слово "urbane" (вежливый) — от слова "urbs" и т.п. С цивилизацией человеческая жизнь приобрела новый аспект и вступила в новую фазу. Человек больше не является просто голодным животным, всегда занятым поисками пищи. От сосредоточения на своем желудке и его потребностях он перешел к мечтам и видениям и к объективному осознанию мира вокруг себя. Чем больше побед он одерживал в своей борьбе с природой, тем больше росли его желания и потребности. Выйдя из варварства, он обнаружил дорогу, ведущую к цивилизации; освободившись из сетей невежества и тупоумия, навязанных условиями его существования, он отправился на поиски знания и науки.

Прогресс человека-животного отличался от стагнации других видов духовным фактором. Внутреннее качество, которое мы называем интеллектом или разумом, — наиболее поразительное из всех явлений, — дало человеку взгляд в прошлое и способность предвидения, чтобы оценивать прошлое и совершенствоваться на нем, живо реагировать на новые методы и инновации. Каждый шаг вперед он делал, отпечатав его в памяти рода. Чувство неудовлетворенности несовершенствами побуждало его корректировать их. Так разворачивалось действие этого невидимого, неописуемого, чудесного явления, называемого "ум". Его заставлял человек наблюдать объекты и события, размышлять о них, узнавать нечто из опыта и хранить информацию для будущего использования в этом чудесном компьютере, называемом "мозг", в виде "памяти", где она доступна для использования в построении новых гипотез, видений, экспериментов и усовершенствований.

Еще два продукта человеческой изобретательности, которые произвели переворот в науке, появились в тумане доисторической древности:

1. Изобретение колеса для передвижения — сначала простое перекатывание тяжелых предметов на бревнах, затем колесный вал между двумя кругляшками, наконец, усовершенствованная повозка, помещенная между настоящих колес с осью, ступицей, спицами, ободами и колесным бандажем; и

2. Язык — шумы, воспринимаемые как средство выражения импульсов, возникающих в одном человеческом разуме для передачи другому, взаимное согласие интерпретировать определенные звуки, постоянно произносимые как имеющие одинаковое значение, — ворчание от страха или как предостережение, рев ярости, любовное воркование — и дали названия предметов, фразы, приказы типа "приходи", '"иди", "принеси", "беги", и, наконец, абстракции, понятия, идеи, проекты, поклонение силам, контролирующим капризную природу. При наличии языка родилось общественное существование и истинная цивилизация. Когда знаки стали восприниматься как представляющие определенные звуки, которые представляли идеи, предыстория вступила в фазу письменной истории.

Предыстория прослеживается на материале выкопанных из земли и идентифицируемых остатков и свидетельств прошлого. История начинается там, где есть принимаемые во внимание письменные памятники. Изобретение письменности было самым гениальным открытием, сделавшим переворот в науке. Она началась с описей имущества, векселей, составленных в виде рисунков объектов (овцы, крупный рогатый скот, сосуды, меры зерна), затем с ряда черточек, обозначающих число, затем с символов, обозначающих характер сделки, имена и адреса ее участников — и так постепенно переходили к символам для обозначения каждого наблюдаемого явления для взаимоотношений между ними и, наконец, для обозначения таких абстракций, как цвет, форма и понятие. Некоторые расы, наподобие китайцев, остались на пиктографической стадии, напоминающей древнеегипетские иероглифы. Другие расы пошли дальше по пути анализа звуков, которые составляют слова, и установления знаков, представляющих всегда один и тот же звук, независимо от значения. Именно эти знаки несут в себе все, что мы знаем о прошедших шести тысячелетиях истории человечества.

Тем временем делало большие успехи и строительство из камня. Стали возможны точные измерения. Люди научились извлекать руду из горной породы, расплавляя ее, а затем отливать в формы; сначала это были мягкие металлы, как олово и медь, и их сплав — бронза. Когда те же самые умения были применены к более твердому железу, бронзовая эпоха уступила место "веку железа" — а это истинное начало современности.

Четыре тысячи лет тому назад впервые зародилась подлинная религия в виде повиновения патриарха Ибрахима (Авраама) призыву Всемогущего Бога на территории Вавилона. Создатель мира поставил перед Ибрагимом задачу вывести вавилонское общество из тьмы. Именно его апостольство было первым в качестве представителя Бога, стремящегося сплотить человечество ради избавления от суеверий и грехов. Естественно, он встретился с враждебностью и противодействием со стороны тех, которые имели освященные законами интересы во лжи и зле. Но пророческое послание о монотеизме и этническом культе увеличило влияние его последователей, намного превосходящее объединенный фронт его врагов, сторонников Ахримана и деспотических тиранов, домогающихся власти над духом человека. Ибрахим повиновался призыву покинуть дом своих предков и, в конце концов, прокочевав много тысяч миль, нашел приют в Хиджазе, где вместе со своим сыном Исмаилом он установил центральный храм монотеизма.

За семь с четвертью столетий до Христа был основан Рим, и в последующие века его власть распространялась вглубь и вширь. Незадолго после основания Рима в Иране появился Зороастр (Зардушт) и заменил магию волшебства рациональными и моральными взаимоотношениями между человеком и Богом Добра в вечной борьбе против Зла. Почти в том же веке Конфуций и Лао-Цзы в Китае и Гаутама Будда в Индии заложили основу философии, которая была развита Сократом, Платоном и Аристотелем в Греции в последующие века. Все это нашло завершение в рождении и жизни Иисуса Христа, который провозгласил призыв к реформированию человеческого общества, к спасению человечества от развращения иудаистским материализмом, к искоренению коррупции и междоусобной борьбы и воззвал человечество к этическому и духовному очищению. Эта эпоха была отмечена ростом общения, а также ремесленного производства, строительного и лекарского мастерства.

476 год н. э, положил начало Средневековому периоду в Европе. Церковь добавила мирскую власть к своей духовной власти и стала господствовать в мышлении и жизни общества, в то время как Европа погрузилась в мрачные времена варварские нашествий, невежества, кровопролития, националистического и племенного соперничества.

В то же время на Востоке установила свою власть и влияние исламская цивилизация (см. Часть 2). В 1453 году н. э. султан Мухаммад Фатих завоевал Стамбул, и началась новая эра. В Европе новые независимые государства — Англия, Франция, Германия, Австрия — соперничали друг с другом ради экспансии. Магнитный компас дал кораблям возможность пересечь Атлантический океан и открыть Америку. Ренессанс мысли и науки пронесся по Европе и учредил более организованные международные отношения, вплоть до Французской революции 1789 года н. э., когда закончилась эта эпоха; и Индустриальная эра приняла эстафету XIX века, изменив лик Европы. Изобретение следовало за изобретением. Открытие наступало на каблуки открытию. Европейская история вступила в свою новейшую, современную фазу.

 

 

ГЛАВА 2

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Мир, в котором мы живем, делает громадные успехи, влекущие за собой революцию в мышлении, и все это благодаря ежедневным достижениям науки в сфере фундаментальных исследований и удовлетворении потребностей людей. Наука и производство раскрепостили труд, который еще вчера заключал человека в темницу тяжелого труда у станка. Они освободили человека, чтобы он наслаждался жизнью, проводимой в достатке и праздности. Они освободили его разум и душу от оков принудительного труда для того, чтобы он мог перейти к беспредельному постижению тайн Творения.

Этот прогресс был таким стремительным, что изменения, которые происходили за века в старые "времена", измеряемые "днями и ночами", занимают только минуты или даже секунды современного "времени". Корабли, у которых уходили месяцы и годы, чтобы пересечь океан под парусами, используя силу ветра, теперь, используя силу пара или электричества, покрывают то же расстояние за дни. Наземный транспорт, когда-то зависимый от вьючных животных, теперь передвигается на грузовиках, поездах и самолетах со скоростью джинна, выпущенного из бутылки. Взор человека, больше не привязанный к земле, исследует нашу Галактику и космос, проникает в морские глубины и прорывается к земному ядру. Старое невежество, неведение тайн этой чудесной планеты уступает место пленительному, новому знанию фактов природы, от бесконечно больших пространств до бесконечно малых составляющих атома, увеличенных в миллион раз и сделанных видимыми посредством электронного микроскопа. Продуктивность современной западной цивилизации, ее богатство, комфорт и свободу нельзя отрицать или хулить. Достижения в области здравоохранения и благосостояния, забота о материнстве и младенчестве снизили детскую смертность, увеличили долголетие, дали лекарства от болезней, считавшихся неизлечимыми, предали забвению бедствия и эпидемии прошлого.

Тем не менее, хотя наука и техника в последнем столетии продвинули человечество дальше и быстрее, чем за десять предшествующих тысячелетий, вместе взятых, мы — люди века реактивных скоростей, атома и космоса — знаем, что только начали изучать азбуку в письменах могущественной Книги Истины природы, которая ожидает внимательного прочтения.

Следует с сожалением признать, что недостатков и слабостей у западной цивилизации не меньше, чем достоинств. Несмотря на свободу и достаток, которые обеспечивают обществу знания и культура, несмотря на новые, перевернутые страницы истории, человеческое счастье не увеличилось, не уменьшились и социальные язвы.

Технология и индустриализация достигли зенита, тогда как моральная и духовная жизнь опустилась до самого надира. В то время как наука поднимается ввысь, мысль приходит в упадок, разногласия увеличиваются, и Запад, отвергающий духовные и моральные ценности, согнул свою шею под ярмом поклонения машине. Те, кто поклоняется машине, никогда не завладеют радостью, покоем или счастьем. Наука навязывает жизни порядок, который обеспечивает богатство, но не счастье, так как счастье находится вне ее компетенции. Наука не отличает пользу от вреда, как и уродливое от красивого, но лишь истинное от ложного. Порядок, навязанный человеческому существованию одной лишь наукой, способен поджечь и ад, и ему следует сопротивляться любой ценой. Поскольку цивилизация в цепи своих бесценных даров тащит и пагубную, смертельную опасность, питательную почву для преступления и извращения. Она воспламеняет огонь вожделений и желаний, который сжигает ткань души и духа. Она предает анафеме спокойствие ума, духа, веры. Далеко не способная возжечь лампаду, освещающую человеческое поведение, наука погрузила ее в еще более глубокую тьму и мрак.

Завоевания и победы науки, как завоевания и победы в войне, оставляют после себя разрушения и ущерб, печаль и страдания без надежды на излечение. Рядом с каждым цветком, цветущим в саду цивилизации, растет шип, который ранит почву. Блага от использования машин, самолетов, фабрик, от хирургии, чудо лекарств и изобилия уравновешивают проклятия от применения бомб, газа, реактивных двигателей и ракет, смертоносных лучей, от преступлений и насилия. В своих собственных пределах интеллект — добрый слуга. Но он не может ухватить нематериальное. Потому с падением добродетели многие аксиомы этики были преданы безвозвратному забвению.

Исламский мир, хотя он и не находится в эпицентре тревог и активности науки, не избегает их проявлений в личной, общественной жизни, в сфере образования или культуры, и поток "цивилизации" обрушивается на нас. Поскольку идеи и этика не знают национальных границ, они проникают из одной страны в другую — хорошие и плохие в одинаковой степени. Наклонности человека таковы, что злое и разлагающее проникает быстрее и глубже. Потому, хотя наше общество и не может сравниться с западными в научных или технических достижениях, оно демонстрирует совершенный образец западного упадка.

Ни одно общество не может пережить худшей катастрофы, чем потеря способности отличать хорошее от дурного; ни одно общество, пережившее эту потерю, не может достичь благосостояния или благополучия.

Слишком многие видят только пленительные внешние черты "цивилизации", но слепы к мучительным трагедиям и кризису морали современной эпохи. "Цивилизованный" мир выставляет напоказ свои поверхностные чары, что люди, которые недолго живут там, охотно отказываются от своей способности понимать и судить и закрывают глаза на неприятные факты и проступки, чувствуя, что небольшое отличие от собственных манер одежды или разговора от тех, которые существуют на Западе, позорно, и вместо того, чтобы искать причины западного прогресса и средства достижения поставленных там целей они привозят домой в качестве даров груз морального упадка и духовной деградации. Такой самообман есть наихудший из недостатков, ведущий к потере индивидуальности, самостоятельности мышления и правильной оценки сокровищ национальной культуры, религии и национального сознания.

Это уводит мысль прочь от религиозных убеждений. Это лишает людей способности оценивать и анализировать события с помощью глубокой и универсальной доктрины, которая отличает хорошее от дурного. Этим путем затемняется множество истин.

 

 

ГЛАВА 3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

 

Страны Европы смогли достичь своего современного состояния благоденствия, не отвергая своей религии и обычаев.

Япония тоже сделала значительный прогресс, сохраняя свои верования, обычаи и характерные особенности, и со скоростью молнии воспарила к высшему уровню цивилизации. Япония, будучи в течение веков одной из отсталых стран мира, за какие-нибудь 60 лет вступила в ряды прогрессивных государств. Япония никогда не склонялась к Западу, не навостряла она и глаза и уши на Европу как модель для подражания. Она фанатически придерживалась своего наследия и национального самосознания. Храня в памяти традиции великих людей своей истории, она продолжала действовать, как в прошедшие века, все еще сохраняя верность синто и буддизму и неистово следуя собственным формам поклонения, — каким бы легкомысленным не показалось это поклонение здравомыслящему человеку,

Но революционное свободомыслие не дает оснований для диагностики. Оно не может анализировать или объяснять даже наиболее очевидные из социальных проблем. Однако оно приветствует любую форму протеста или критики религии, с чувством уважения и радостью, как будто это признаки "просвещенности". Такое пренебрежение никогда не сможет свободно смотреть в лицо жизненным реалиям.

Обширные масштабы научных исследований всех аспектов материальной жизни дали возможность человечеству сделать поразительный рывок вперед. Но, в то время как ученые занимают себя тем, что энергично берутся за голые силы природы и пробивают дорогу своим открытиям в сферу промышленной технологии, они не могут заметить, что занимают только один угол огромной лаборатории и не обращают внимания ни на что, кроме физической стороны человеческой природы. Может ли это быть глубинной причиной усиливающегося потока распущенности и невоздержанности?

Совершенствование материальной науки не сопровождалось все более глубокими этическими проникновениями. Фактически две эти отрасли знания следуют различным курсам — настолько различным, что прогресс, достигнутый в одной сфере, может даже ускорить прогресс в другой от абсолютного пресыщения.

Недавно один европейский профессор сказал на научной конференции, проводимой в Тегеране: "В области морали Запад завидует Востоку. Поскольку моральные достижения Востока богаче и прекраснее, чем на Западе. В то время как Восток извлекает пользу из западной науки и производства. Западу необходимо извлекать пользу из этических достижений Востока".

Для того, чтобы выжить, человеческое общество, наряду с промышленной и технической культурой, нуждается и в других принципах. Когда социально-политическое устройство отсекает человеческое общество от его базовой философии существования, так что жизнь лишается альтруистических идей взаимной помощи и превращается в монотонную беспрестанную погоню за тем, чтобы достаточно поесть, массы делаются жертвой того типа насилия, которое поэт назвал "бесчеловечностью человека по отношению к человеку".

К сожалению, человечество сегодня находится все еще в стадии детского сада. Нам все еще необходимо достигнуть интеллектуального уровня взрослого человека, если мы призваны полностью воспользоваться бесценными резервами, спрятанными в тайниках природы, и в то же время вложить наш духовный капитал так, чтобы он принес дивиденды сердечного счастья и подъем духа. Инфантильное человечество по-ребячески находится во власти преходящих настроений и страстей вместо того, чтобы подчиниться диктату зрелого здравого смысла. Большая часть человечества не умеет признать идолами свои предрассудки и суеверия, но поклоняется им так же, как поклоняются "науке" "прогрессивные" люди.

Тысячелетия горького опыта и постоянные новые несчастья должны, наконец, подвести человека к тому, чтобы он понял, что единственной альтернативой неизбежному уничтожению является предание себе Пути Справедливости и Божественного Руководства.

Ставуд Кобб, социолог, пишет в своей книге "Господь двух Кааб" (с. 1); "Каждая живая грань жизни западного общества, его организации и культуры искажена каким-нибудь экстраординарным кризисом. Все его политическое тело и душа больны. Его нервы на пределе, потому что мир качается на краю водораздела, который отделяет умирающий век материалистической научной славы от нарождающегося века моральной культуры завтрашнего дня. Мы переживаем мысли, и поступки последних минут шести вековой истории материалистической цивилизации, и видим мелькание первых слабых лучей нового. Они пока еще слишком слабы, чтобы поддержать надежду наверняка. Длинные темные тени, отбрасываемые старым, когда оно погружается за горизонт, затемняют нарождающуюся яркость, делая дорогу к новому еще труднее. Человеческая культура переживает эту самую длинную ночь зимнего солнцестояния, когда она нависает над н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: