Понятие формы государства




Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Термин «устройство государства» в общей теории государства и права понимается в различных смыслах. Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно-территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации государственной власти), но только в разных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно-территориальном. Государство – это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права.

Форма государства неразрывно связана с его сущностью. Однако последняя предопределяет форму государства не непосредственно, а через его содержание, обусловливаемое уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.

Форма государства – это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства – это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия.

О многообразии форм государства говорил и Аристотель – ученик Платона и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Цицерон, например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму.

В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

В настоящее время в юридической и политологической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления).

Некоторые авторы, например, помимо названных элементов, выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент – отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая). При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления. Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между различными институтами государственной власти по управлению обществом. Эта форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма государства существует в таких странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко и др.

Поликратическая государственная форма характеризуется демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением властей, системой взаимных сдержек и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных органов местного самоуправления. Это такие развитые страны, как США, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др.

На сегодняшний день конституция каждой страны четко закрепляет и регламентирует структуру, способы формирования и правовое положение высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 устанавливает, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что Россия по форме государственного устройства – федерация, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления – республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других статьях Конституции. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства.

5) Формы государственного устройства

ПЛАН
1. Введение
2. Унитарное государство
3. Федерация:
а) территориальная
б) национальная
4. Конфедерация
3. Заключение

При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо уяснить, что форма государственного
устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.
Форма государственного устройства это административно- территориальное и национальное строение
государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между
центральными и местными органами государственной власти.
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру
государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют: - унитарные государства; -
федерации; - конфедерации.
Хотя конфедерацию нельзя отнести однозначно к формам государственного устройства, так как
конфедерация - есть союз нескольких государств, суверенных, которые объединились на время для решения
какой- нибудь общей проблемы. Я считаю, что вопрос с конфедерацией спорный, поэтому перейдем к
рассмотрению унитарного государства, а конфедерацию опишем ниже.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
- это единое цельное государственное образование, состоящее административно- территориальных
единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не
обладают.
У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.
На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства,
одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех
административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные
и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного
самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым
законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената.
Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть
осуществляется президентом.
Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они
не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов
государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По
степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство
подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным если во
главе местных органов власти стает назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы. (например
Финляндия). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти
избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония), где глав администраций частично
назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и
законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по
численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который
официально представляет страну на международной арене.
Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно
финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.
Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в
унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.
На этом закончим рассмотрение унитарного государства и перейдем к федерации.
ФЕДЕРАЦИЯ
- это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно
союзное государство.
Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых,
разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого
населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на
это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.
1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам
государственной власти.
2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.
3. Территория федерации состоит их: а) Субъектов, которые по-разному называются.
б) Соответственно субъекты из административно- территориальных единиц.
4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-
правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти,
которые действуют только на территории субъекта данной федерации.
5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его
территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому
получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.
6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами
представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган
федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.
7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, Они
выступают на международной арене от имени федерации.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.
I. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Такая федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта
федерации.
Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами,
так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти.
Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется
конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые
подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции
вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов
совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по
согласованию.
Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.
Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает
выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.
Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными
государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не
должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия).
II. НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме
них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт: 1) Субъектами такой
федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые
отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями,
религией и верованиями.
2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.
3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов
федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности,
проживающей на территории федерации.
4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими
словами их свобода и самостоятельное развитие.
5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В такого рода
федерации есть понятие - “Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему
усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами
федерации. Причем согласие субъектов федерации на это как правило не требуется.
Отличия территориальной и национальной федерации.
Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в
территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам
членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных
образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений
с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.
КОНФЕДЕРАЦИЯ
-это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих
интересов.
ПРИЗНАКИ: a) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных
органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных,
оборонных вопросов, но не для управления конфедерацией.
б) Конфедерация не затрачивает гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе.
в) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой
системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти.
г) Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также
единой межгосударственной кредитной политике на период существования.
д) Обычно в конфедерациях создается “прозрачные” границы, для пересечения которой не требуется
специальных документов.
е) Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в
федерации.
ВЫВОД: при конфедеративном устройстве государства- члены конфедерации сохраняют свои суверенные
права как во внутренних, так и во внешних делах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: