Студент должен знать:
- этиологию и патогенез распрастраненных травматоло-ортопедических заболеваний;
-классификацию, клинику, течение, осложнение и прогноз патологии ОДС
- современные методы клинико-лабараторных и инструментальных исследований;
- современные принципы консервативного и хирургического лечения распрастраненных травматологических и ортопедических заболеваний, показание к их применению;
- введение предоперационного и послеоперационного периода, реабилитацию травматологических и ортопедических больных.
Уметь:
- собрать анамнез у травматологических и ортопедических больных;
- провести физикальное обследование больного у травматологических и ортопедических больных;
- определить вид и объемы клинико-лабараторных и инструментальных методов исследования при наиболее распрастраненных травматолого-ортопедических состояниях;
- составить план лечения и реабилитации больного;
- установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
- работать в команде.
Владеть навыками:
-первичной хирургической обработки ран при травмах ОДС;
-наложение и снятие кожных швов;
- временная и кратковременная остановка кровотечения;
-транспортной иммобилизацией при переломах костей конечностей, позвоночника, таза;
-владения реанимационными пособияит при остановке дыхания, сердечной деятельности, шока у травматологических больных.
Иметь представление:
· о предмете травматология и ортопедия;
· методах профилактики травматизма;
· принципах лечения ОДС;
· об этапном оказании лечебно-профилактической помощи пострадавшим при угрозе на здоровье и жизни (кровотечение, шок, асфиксия, травмы и т.д.);
|
· анатомо-физиологические и патофизиологические, биохимические особенности человеческого организма, его возможности в обычных и экстремальных условиях;
о фармакологической и клинической защите и поддержке приспособительно-защитных сил организма при угрозе для них, уметь диагностировать начало и развитие таких угроз, как повреждение ОДС, применительно к случаям ЧС встречающихся повсеместно.
2.7. Пререквизиты дисциплины. К началу изучения предмета травматология и ортопедия студенты обязаны пройти полный курс обучения таких дисциплин как: патологическая анатомия, гистология, патологическая физиология, фармакология, общая хирургия, введение в клинику, коммуникативные навыки, основы доказательной медицины.
2.8. Постреквизиты дисциплины: скорая неотложная медицинская помощь, общая врачебная практика, интернатура.
2.9. Тематический план лекций, практических занятий, СРСП, СРС
2.9.1 Тематический план лекций
№ | Наименование | Объем в часах |
1. | Введение в травматологию и ортопедию. Организация травматологической помощи в республике Казахстан. Травматизм. Виды травматизма. Реабилитация и протезирование. | |
4. | Визуальная диагностика в травматологии и ортопедии. | |
Всего часов: 4 |
2.9.2 Тематический план практических занятий
№ | Темы практических занятий | Форма проведения | часы |
1. | Повреждение грудной клетки и надплечья. Повреждение плечевого сустава и плеча, локтевого сустава. Классификация повреждений грудной клетки. Вивихи и переломы ключицы. Диагностика. Техника ручной репозиции и иммобилизации. Переломы лопатки, классификация. Классификация повреждений проксимального метаэпифиза плеча. Переломы диафиза плечевой кости. Надмышелковые переломы плеча. Повреждение плечевого сустава. Травматические и первичные вывихи плеча. Методы закрытого вправления плеча. Принципы оперативного лечения привычного вывиха плеча. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | |
2. | Повреждения костей предплечья, запястья и кисти. Вывихи и переломы костей предплечья, запястья и кисти. Механизм повреждения, клиника, диагностика, лечение. Перелом лучевой кости в типичном месте- механизм травмы, диагностика, оценка положения отломков по рентгенограммам, лечение. Сроки сращения и восстановления трудоспособности. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | |
Повреждения позвоночника. Повреждения таза. Классификация повреждений позвоночника. Механизм повреждения, диагностика, методы лечения. Методы лечения не осложненных переломов тел позвоночников: консервативный и оперативный. Способы лечебной иммобилизации при переломах тел позвонков. Сроки сращения тел позвонков. Диагностика осложненных переломов позвоночника. Контрактура суставов. Ортопедическое лечение и протезирование спинальных больных. Классификация повреждений таза. Клиническая картина повреждений таза. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | ||
4. | Повреждения тазобедренного сустава, бедра. Классификация переломов проксимального отдела бедра. Медиальные переломы шейки бедра-вальгусные и варусные переломы, особенности регенерации, диагностика, клиника, осложнения. Методы лечения. Переломы надколенника, варианты перелома и механизм травмирования. Сроки консолидации внутрисуставных переломов коленного сустава. Повреждение менисков. Классификация. Повреждение связочного аппарата коленного сустава: боковые, крестообразные и собственной связки надколенника. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | |
5. | Повреждении голени, голеностопного сустава и стопы. Повреждение мягких тканей голени (мышц, ахиллова сухожилия, малоберцового и большеберцового нервов, сосудов)- клиника, диагностика, методы лечения. Переломы лодыжек, классификация, диагностика и лечение. Подтаранный вывих стопы. Перелом пяточной кости. Переломы плюсневых костей и фаланг пальцев. Вывихи пальцев стопы. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | |
Всего часов: |
|
|
2.9.3 Темы для самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Темы для СРС | Форма проведения | часы |
Курация больного с оформлением кураторского листка | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Участие в работе травмпункта | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Описание локального статуса травматологического больного | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Посттравматический и гематогенный остеомиелит: классификация, клиника и современные методы лечения | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Травматические вывихи суставов | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Всего часов: |
Сдача СРС по травматологии: по 1 теме на каждом занятии.
2.10. Методы преподавания:
· Лекции:тематические
· практические занятия в учебных группах, включающие в себя устный опрос; демонстрация видеофильмов для обсуждения, анализа и оценки обстановки при травмах ОДС (примеры правильной и неправильной оценки), решение тестовых заданий
· Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:консультации по вопросам темы; самостоятельное освоение выделенных тем в виде выполнения практических работ, подготовки презентаций и рефератов, решения ситуационных задач и тестовых заданий разной степени сложности, работы с таблицами, учебниками, работы с интерактивными обучающими программами, работы в малых группах, рубежный контроль
· Самостоятельная работа студентов: работа с учебной и дополнительной литературой; с электронной базой данных; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
2.11. Методы оценки знаний:
Текущий контроль: - решение тестовых занятий.
Рубежный контроль: - решение тестовых занятий
Итоговый контроль: - зачет, включающий тестирование.
2.12. Система оценки знаний студента:
Уровень учебных достижений обучающихся по каждой дисциплине определяется:
1. ИО=ОРДх0,6 +ОИКх0,4 где ОИ – итоговая оценка,
ОИ – итоговая оценка,
ОРД- оценка рейтинга допуска,
ОИК- оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине, дифференцированный зачет),
ОРД – составляет 60% ИО знаний по дисциплине,
- ОИК– составляет 40% ИО знаний по дисциплине,
Оценка рейтинга допуска определяется следующим образом,
ОРД=(ОТКх0,3=ОРКх0,5+СРСх0,2) где:
ОТК-средняя оценка за практические занятия и СРСП,
ОРК- средняя оценка рубежного контроля,
СРС –средняя оценка,
Процент рейтинга допуска определяется следующим образом
ОРД х 100%
где -5-максимальная оценка контроля знания обучающихся,
при рейтинге допуска ниже 50% итоговая оценка не подсчитывается.
Оценка рейтинга допуска определяется следующим образом:
ОРД = (4х0,3+3,5х0,5+4х0,2) = 3,75, где –
4 - средняя оценка за практические занятия и СРСП;
3,5 – средняя оценка рубежного контроля;
4 – средняя оценка СРС.
Критерии:
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчет по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» ставится в том случае, если студент освоил
материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил материал не менее на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и непринципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.