Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины




ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет психолого-социальной работы/Факультет прикладной психологии

Кафедра общей, возрастной и дифференциальной психологии

 

 

Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу

«Общая психология. Часть 4»

 

 

Составитель: зав. кафедрой общей, возрастной и дифференциальной психологии, д. пс. н. Щукина М.А.

Санкт-Петербург

2018
Структура материалов для работы студентов

  1. Вопросы к итоговому контролю знаний (экзамену)

1. Общая характеристика психологии личности как части общей психологии.

2. Проблема определения личности. Множество определений личности как следствие многогранности проявлений личности.

3. Многомерность проявлений личности. Пространства проявления личности (В.А. Петровский).

4. Соотношение понятия «личность» с понятиями «индивид», «индивидуальность», «субъект», «человек», «социальный индивид».

5. Личностный подход в общепсихологической концепции С.Л. Рубинштейна.

6. Основные направления изучения личности: классический психоанализ.

7. Основные направления изучения личности: неопсихоанализ.

8. Основные направления изучения личности: современный психоанализ (теория объектных отношений и эго-психология).

9. Основные направления изучения личности: бихевиоризм.

10. Основные направления изучения личности: необихевиоризм.

11. Основные направления изучения личности: когнитивная психология.

12. Основные направления изучения личности: гуманистическая психология.

13. Основные направления изучения личности: экзистенциальная психология.

14. Основные направления изучения личности: отечественная психология.

15. Уровни психологического изучения человека (индивид – субъект – личность – индивидуальность) и структура личности в антропологической психологии Б.Г. Ананьева.

16. Отношения личности и характер в концепции В.Н. Мясищева.

17. Теория личности А.Н. Леонтьева.

18. Системный историко-эволюционный подход к психологии личности А.Г. Асмолова.

19. Современный субъектный подход к пониманию личности.

20. Функции личности.

21. Черты личности их формирование.

22. Развитие личности: основные проблемы и подходы (биогенетический подход).

23. Развитие личности: основные проблемы и подходы (социогенетический подход).

24. Развитие личности: основные проблемы и подходы (персоногенетический подход).

25. Периодизация развития личности (пять рождений личности).

26. Психологические критерии зрелой личности. Зрелость личности и личностный застой.

27. Социализация личности в культуре и в малых группах.

28. Саморазвитие как механизм развития личности.

29. Теория механизмов психологической защиты.

30. Типология защитных механизмов.

31. Представление о копинг-ресурсах и копинг-стратегиях личности.

32. Потребность быть личностью (В.А. Петровский).

33. Эволюционные и кризисные формы развития и их роль в становлении личности.

34. Жизненный путь личности. Стратегии жизни. Жизнетворчество.

35. «Я-концепция» и проблема идентичности личности.

36. Самосознание, самоотношение и самооценка личности.

37. «Я» как центральное понятие в психологии личности.

38. Уровни и виды смысловых образований по Б.С. Братусю.

39. Смысловые образования в структуре личности по Д.А.Леонтьеву.

40. Направленность личности.

41. Ценности как компонент структуры личности.

42. Организация личностью времени своей жизни.

43. Язык и речь. Теории порождения и понимания речи.

44. Психосемантика. Практическое применение подхода.

45. Виды и функции речи. Факторы развития речи.

46. Речь и сознание.

47. Значение и личностный смысл.

48. Социальные роли и социальные функции в структуре личности.

49. Я-реальное и Я-идеальное: понятие, взаимодействие, роль в развитии личности.

50. Локус контроля личности.

 

  1. Список основной и дополнительной литературы

Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2015. - 352 с.

3. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / О. П. Елисеев. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 390 с.

4. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2017. – 348 с. – Режим доступа: https://ibooks.ru/

5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Электронный ресурс]. – СПб.: Питер, 2014. - 608 с. Режим доступа: https://ibooks.ru/

Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник; Рекомендовано УМО / А. Г. Асмолов. - 4-е изд., испр. - М.: Смысл: Академия, 2010. - 448 с.
  2. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Иванников В.А. Понятие личности и психологии / В. А. Иванников // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С.125.
  4. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001.
  5. Гуревич П.С. Психология личности. - М.: Юнити-Дана, 2009.
  6. Змановская Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика [Текст] / Е. В. Змановская. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
  7. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
  8. Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2011.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. - М.: Смысл: Академия, 2005.

  1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007.

11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье. Институт Общегуманитарных Исследований: АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2009.

  1. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен; ред. Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004.

13. Психологическая защита: направления и методы: учебное пособие / Т. В. Маликова [и др.]. - СПб.: Речь, 2008. - 231 с.

  1. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / ред. Л. А. Михайлов. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
  2. Психологические типологии: учебное пособие / Ред. Ю. П. Платонов. - СПб.: Речь, 2004.
  3. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

17. Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Ред., сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2006.

18. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

  1. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009.
  2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008.
  4. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2005.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб.: Питер, 2008.
  6. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 2007.
  7. Фромм Э. Душа человека. – М., 2004.
  8. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.

 

  1. Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Изложите результаты анализа одного из первоисточников, анализ которых производился Вами на семинарских занятиях. Включите в анализ следующие пункты:

1) библиографическое описание источника по ГОСТ

3) подготовить краткие биографические сведения об авторе книги и об истории создания книги

3) три примера поведения или личностного проявления из своего опыта, жизненных наблюдений, литературы или кино, которые можно было бы объяснить с помощью изложенных в книге идей

5) авторский взгляд на решение отдельных проблем психологии личности (при наличии данной информации в тексте):

-определение автором личности

-критерии "личностности", которые выделяет автор

-содержание "личностной работы" (что "делает" личность, роль личности в жизнедеятельности)

-структура личности, по мнению автора

-точка зрения автора на развитие личности (источника, факторы, этапы развития)

-трудности/патологии в развитии личности в концепции автора

-психологическая помощь личности: что предлагает автор?

Сделанные выводы, обобщения и иные результаты анализа должны подкрепляться фрагментами текста.

Задание 2.

Используя модель логических уровней описания личности Р. Дилтса, опишите содержание личности одного из литературных персонажей (не менее 3 страниц) с приведением подтверждающих примеров из текста литературного произведения.

— 1) окружение (уровень реакции);

— 2) поведение (уровень действия);

— 3) способности (уровень источников и направления);

— 4) убеждения и ценности (уровень дозволения и мотивации);

— 5) идентичность (уровень социальной роли).

— 6) миссия: смыслы и духовные ценности

Задание 3.

Изложите содержание одной из статей, посвященных изучению проблем психологии ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРА ИЛИ СПОСОБНОСТЕЙ, в научном журнале. Для выполнения задания выберите один из номеров за два последних года следующих журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Консультативная психология и психотерапия», «Культурно-историческая психология», «Психология. Журнал Высшей Школы экономики», «Экспериментальная психология». Далее выберите заинтересовавшую Вас статью. Выполните ее описание по следующим пунктам.

· Библиографическое описание статьи по ГОСТ.

· Структура статьи (основные части, на которую делит статью автор).

· Определите, в рамках какого направления изучения личности выполнена работа автора статьи.

· Выделите имена ученых и их идеи, на которые опирается автор статьи в своих рассуждениях.

· Выделите имена ученых и их идеи, с которыми полемизирует автор статьи.

· Кратко сформулируйте позицию автора.

· Опишите кратко содержание проведенного автором исследования (теоретического или эмпирического) и его результаты.

· Оцените вклад изложенного в статье материала в решение проблем психологии личности (укажите каких именно и в какой мере).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: