Содержание работы на уроках письма в подготовительный период ОГ
Освоение гигиенических правил
Правила посадки
1. ровно держать корпус и голову;
2. опираться спиной на спинку стула;
3. ноги должны быть согнуты под прямым углом, стопы на полу;
4. между грудью и столом должна помещаться ладонь, нельзя опираться грудью о край стола;
5. обе руки должны лежать на столе, локти могут немного свисать;
6. леворукий ребенок должен сидеть слева! от праворукого (или два леворуких за одной партой).
Прием для проверки осанки: плечи поднять, отвести назад, опустить.
Если ребенок неправильно сидит:
- незаметно поправить посадку (взять за плечи, шепнуть на ухо);
- красный кружок положить на парту;
- напомнить о посадке всему классу;
- хвалить вслух за правильную посадку.
Для выработки навыка правильной посадки задача педагога - ежедневно контролировать правильность позы учащихся во время занятий. В классе полезно иметь плакат «Сиди правильно».
Правила положения тетради
ü придерживать тетрадь левой рукой (для правши – правой);
ü тетрадь кладем под углом 25 градусов по отношению к краю парты (для правши),
для левши:
ü расстояние от тетради до глаз - 25-35 см (длина предплечья от локтя до конца пальцев);
ü нижний левый угол страницы тетради смотрит в середину груди (для левши – нижний правый угол, тетрадь сдвинута влево).
Для того чтобы помочь ребенку соблюдать правильный наклон тетради, желательно начертить на парте опорную линию. Постоянно контролировать положение тетради.
Правила положения ручки
ü ручка лежит на среднем пальце, слева её придерживает большой, а сверху – указательный;
ü расстояние до начала ручки (1,5–2 см); для левшей: держать ручку на расстоянии примерно 4 см от кончика стержня (при неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено);
|
ü конец ручки смотрит в правое плечо (у левши – в левое; рука при письме располагается под линией письма);
ü ручку сильно не зажимать.
Для определения правильного расстояния пальцев от нижнего конца пишущего инструмента следует покупать первоклассникам шариковые ручки со специальными насечками.
Есть специальные ручки для правшей и левшей.
Правила выбора ручки
ü Цвет пасты должен быть тёмно-синим или тёмно-фиолетовым.
ü Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать.
ü Слишком твёрдый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.
ü Ручка не должна быть сильно яркой и иметь лишние детали (шнурки, украшения и т.п.).
ü Писать только шариковой ручкой.
Правила для левшей М.М. Безруких "Как научить ребенка писать красиво"
Упражнения для развития мелких мышц руки, плавности перемещения кисти, пространственного восприятия, зрительно-двигательной памяти, глазомера
1. Штриховка
Важнейшее упражнение - штриховка. В процессе штриховки происходит развитие мускульной памяти, развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
Можно предложить четыре вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений:
|
а) штриховка короткими частыми параллельными отрезками;
б) штриховка длинными параллельными отрезками;
в) центрическая штриховка (штриховка от центра);
г) штриховка с возвратом.
Важное условие работы: карандаш или ручку ученик должен держать как орудие письма.
Штрихуя, ребенок не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя рука его проделывает те же движения, что и при письме букв. Поскольку это действие не затрудняет ученика, он может сосредоточить свои усилия на отработке гигиенических правил письма.
Виды штриховки наклонными линиями
- Вертикальная штриховка сверху вниз.
- Вертикальная штриховка снизу вверх.
- Горизонтальная штриховка слева направо.
- Горизонтальная штриховка справа налево.
- Наклонная штриховка (сверху вниз и снизу вверх) слева направо и справа налево.
Правила штриховки прямыми линиями
ü Не выходи за контур.
ü Доводи штрихи до контура.
ü Соблюдай одинаковое направление.
ü Соблюдай одинаковое расстояние между штрихами.
ü Штрихи должны быть ровными.
2. Раскрашивание. Правила раскрашивания
ü Не выходи за контур. Для этого сначала раскрашивай вдоль контура.
ü Не оставляй пробелов.
ü Раскрашивай в одном направлении. При раскрашивании выбирай направление в соответствии с формой фигуры.
ü Не нажимай сильно на карандаш. Чтобы элемент рисунок стал ярче, пройдись по одному месту несколько раз.
3. Знакомство с разлиновкой прописи
4. Подготовительные к письму упражнения в прописи: письмо узоров, бордюров, плавных линий, фигур. Можно давать такие задания и дополнительно на листах в клетку и без разлиновки.