Галогены относятся к типичным неметаллам, поэтому, следуя общему плану изучения элементов, вначале надо рассмотреть положение галогенов в (Таблица Менделеева) периодической системе, отметить особенности строения их атомов, в частности наличие одного неспаренного электрона на наружном уровне.
Внимание учащихся фиксируется на том, что большое сходство свойств разных галогенов и образуемых ими соединений в значительной мере обусловливается подобным строением наружного электронного слоя их атомов, а качественные различия в свойствах – различной удаленностью от ядра валентных электронов. Привлекая знания о механизме образования связи, учащиеся могут сделать вывод, что атомы галогенов способны образовать двухатомные молекулы, для которых характерна ковалентная неполярная связь. Как вещества молекулярного строения, они имеют низкие температуры плавления и кипения. Вследствие увеличения молекулярной массы в ряду галогенов, а значит, уменьшения подвижности молекул, межмолекулярное взаимодействие увеличивается, что приводит к упрочнению кристаллической решетки.
Cl2, Br2, I2, F2. Подвижность ионов в этом ряду увеличивается, электроотрицательность уменьшается.
Таблица 2. Сравнительная характеристика галогенов
Давая общую характеристику подгруппы галогенов, исходя из особенностей строения их атомов, учащиеся должны усвоить, что галогены, кроме фтора, могут проявлять и положительную степень окисления, причем ее максимальное значение должно быть равно числу электронов в наружном электронном слое (семи). Учащиеся также должны заключить на основании положения этих элементов в периодической системе и их свойств, что полярность связи в оксидах галогенов должна быть меньше, чем в галогенидах металлов и галогеноводородах.
|
8.Средства обучения химии в общеобразовательной школе, их классификация и роль в интенсификации и оптимизации учебного процесса. В первые очередь средства обучения (СО) по любой учебным дисциплине связаны с принципом наглядности – общедидактическим принципам обучения средств обучения: материальные объекты – парта, мел, таблицы, графики, схемы, тетради учебные, реактивы и др.. СО (Шаповаленко С.Е.) обеспечивает: 1. Формирование представлений о предметах и явлениях объективной действительности.2. Усвоение структуры предметов и явление мира, их сложного состава связи компонентов м/у собой. 3. Изучение необходимых существенных и знамерных связей и отношение с другими объектами действительности. 4. Формирование и усвоение конкретных научных понятий, законов и др. теоретических знаний. 5. Формирование навыков и умений познавательной и предметно-преобразующей деятельности, ознакомление с методами науки. 6. Воспит. культуры труда, общение, уч-го мировоззрения. С.О. по химии: Учебно-методические пособия (УМП): учебник, книги для чтения, методические журналы для учителя. Методические пособия: 1) пособия для проверки знаний учащихся. 2) пособия для проведения практических и лаб. работ. 3) рабочие тетради для учащихся. 4) задачники, сборники и упражнения. 5) сборники тестов. Средства обучения -это материальные объекты,при помощи кот-х преподаватель и обучающийся, используя содержание и м-ды обучения, достигают поставленные перед ними цели.К средствам обучения относится учебная книга (учебник, пособие) как инструмент познания и носитель учебной информации, научное и учебное оборудование лабораторного практикума, демонстрационные модели и приборы, технические средства обучения (кодоскоп, эпипроектор, диапроектор, кинопроектор, слайды, транспаранты, кинофрагменты), ЭВМ, персональный компьютер, микрокалькулятор и т.п. Все попытки провести класс-цию средств обучения по какому-либо одному основанию оказались безуспешными.
|
13. Метод ОХ, класс-я. М-ды хим-го иссл-я. К основным разделам МОХ отн-ся м-ды, формы, средства обучения. Главной задачей учителя явл-ся оптимальный выбор м-дов обучения, чтобы они обеспечивали обр-ние, воспитание и развитие учащихся. М-д обучения - это вид (способ) целенаправленной совместной деят-сти учителя и руководимых им учащихся. Главное в этом опр-нии - деят-сть личности. Это очень важно, т.к. задача совр-й системы обр-ния – сделать обучение личностно- ориентированным. Не случайно ведущий методологический подход в обучении назван личностно-деятельностным. Специфика м-дов обучения химии кроется, во-первых, в специфике содержания и м-дов химии как эксп-но-теор-й науки и, во-вторых, в особенностях познав-ной деят- сти учащихся, необходимости объяснять реально ощутимые св-ва и изменения в-в состоянием и изменениями в невидимом микромире, понять кот-е можно, пользуясь теор- кими, модельными представлениями. Следует помнить, что каждый м-д нужно применять там, где он наиболее эффективно выполняет образ-ную, восп-щую и разв-щую ф- ии. Любой м-д может и должен выполнять все три ф- ии и выполняет их, если применен правильно, выбран адекватно содержанию и возрастным особенностям учащихся и исп-ся не изолированно, а в сочетании с др. м-дами обучения. М-ды обучения выбирает и применяет учитель, а воздействие личности учителя - чрезвычайно важный фактор обучения, и особенно воспитания, учащихся. Поэтому, выбирая метод, учитель должен быть уверен, что в данных конкретных условиях именно он будет оказывать наибольшее образное, восп-щее, разв-щее действие. М-ды обучения химии в учебном пр-ссе тесно взаим-ют, интегрируют друг с другом. Поэтому принято говорить не об исп-нии того или иного м-да, а об эффективном сочетании их, кот-е опр-ся дидактической целью, хим-м содержанием, возрастными особенностями, подготовленностью класса и др. менее знач-ми факторами. При изучении м-дов обучения химии затрагивается проблема оптимального их выбора При этом учит-ся след-ее: - закономерности и принципы обучения; - цели и задачи обучения; —содержание и м-ды данной науки вообще и данного предмета, темы в частности; - учебные возм-сти школьников (возрастные, уровень подготов-сти, особенности классного коллектива); - специфика внешних условий (географических, произв- венного окружения и пр.); — возможности самих учителей. Четкая класс-ция м-дов обучения по след-м признакам: 1. Характер познав-ной деят-сти учащихся (общие м- ды): объяснительно- иллюстративный, эвристический, исслед- ский. 2. Вид источников знаний (частные методы): словесные, словесно- наглядные, словесно- наглядно-практические. 3. Формы совместной деят-сти учителя и учащихся (конкретные м- ды): лекция, рассказ, объяснение, беседа, описание, семинары, лабораторные опыты, контрольные работы и т. д. В данной класс-ции также имеются спорные вопросы, кот-е свидетельствуют о сложности задачи класс-ции м-дов обучения, однако она удобна для практического пользования. М-ды хим-го иссл-я отн-ся к специфическим м-дам обучения химии. Они отличаются от м-дов обучения других предметов, т.к. тесно связаны со спецификой объектов химии (в-вами и их превращениями). К специфическим м-дам обучения химии отн-ся наблюдение хим-х объектов и их изображений, хим-й эксп-нт, а также стр-рное и динамическое моделирование в-в и хим-х пр-ссов. Характерными для обучения химии явл-ся теор-кие научные м-ды описания, объяснения и предсказания хим-х фактов и явлений. Наблюдение - один из простейших познав-ных м- дов, исп-мых в обучении химии. Наблюдение дает знание некот-х св-в в-в и внешних сторон хим-х пр- ссов, создает их наглядные индив-ные образы. Под наблюдением в пр-ссе обучения химии понимают целенаправленное восприятие натуральных и искус-х объектов или специально приготовленных изобразительных средств обучения. Наблюдение – это активный м-д познав-ной деят-сти учащихся, опирающийся прежде всего на работу органов чувств. К спец-м м-дам обучения химии отн-ся хим-й эксперимент, кот-й отличает преподавание химии от преподавания др. естественнонаучных дисциплин. Эксп-т как источник приобретения знаний служит средством предупреждения ошибок учащихся и коррекции их знаний. Его исп-ют для проверки истинности выдвигаемых гипотез, для решения учебных проблем. Моделирование. Это один из основных и наиболее исп- мых м-дов познания в обучении химии. Сущность моделирования закл-ся в том, что при изучении какого-либо хим-го явления создается идеальная или материальная модель, кот-я служит для учащихся объектом рассмотрения. Пр-сс моделирования состоит из след-х этапов: 1) выделение характерной совокупности св- в иссл-мого объекта; 2) создание модели; 3) всестороннее иссл-ние модели; 4) перенос знаний с модели на оригинал со строгим учетом границ применимости данной модели к иссл-нию данного объекта; 5) опытная проворна рез-тов иссл-ния.МОХ, как любая наука, имеет свою стр-ру, теор-ую основу,проблематику и достаточно сложную систему понятий. Рассм-м стр-ру методики с позиций единства трех ф-й обучения. Обучение в соотв- вии с социальным заказом общества должно выполнять три важнейших ф-ии: образ-ную (О), воспит-щую (В) и разв-щую (Р). Каждая из этих ф-й явл-ся предметом изучения отдельных систем научных знаний. О ф-ия изучается дидактикой (Д), В - теорией воспитания (ТВ), Р -психологией (Пс). Одновременно" сложной системой понятий явл-ся и сама химия. В пр-ссе обучения все эти системы взаим-ют м-у собой. Это взаим-вие настолько глубоко, что переходит в их взаимную интеграцию - возникает новая система знаний, исп-щая понятия всех четырех систем, но уже в несколько измененной форме. Эта система и есть МОХ. Все 4 системы м. рассм-ться как естественные стр-рные элементы МОХ как науки. След-но, МОХ в средней школе - это педагогическая наука об обр-нии, воспитании и развитии учащихся в пр-ссе изучения химии. Названные четыре системы, с одной стороны, порождают методику химии как науку, с др. - входят в ее состав как стр-рные элементы. Такова диалектика МОХ. Перед МОХ, как и перед любой другой наукой, стоят свои проблемы:1. Опр-ние целей, стоящих перед учителем при обучении учащихся предмету. Методика должна в первую очередь ответить на вопрос: для чего учить? 2. Опр-ние сод-ния учебного предмета химии в соотв-ии с поставленными целями и дидактическими требованиями. Это требует ответа на вопрос: чему учить? 3. Разработка адекватных содержанию м-дов, средств, форм обучения. Решение этой проблемы позволит ответить на вопрос: как учить? 4. Изучение пр-сса усвоения предмета учащимися. Эта проблема требует ответа на вопрос: как учатся учащиеся? Все эти проблемы должны решаться с позиции трех ф-й обучения: образ-ной, восп-ной и разв-щей. Такое разностороннее рассм-ние проблем характерно для системно-стр-рного подхода. Учебная дисциплина «МОХ» в педагогическом вузе обесп-ет професс-ную подготовку учителя химии. От того, в какой мере учитель владеет методикой, зависят успех урока, совершенствование мастерства учителя, его авторитет среди учеников.МОХ нах-ся на стыке психолого-педагогических, хим-х, общественных и др.дисциплин, будучи прочно связана с ними межпредметными связями. Главная задача МОХ как учебной дисциплины вооружить будущего учителя знаниями и умениями, необх-ми для работы в средней школе. Для студентов важна не только стр-ра науки, но и построение учебной дисциплины. 9. Специфические. М-ды хим-го иссл-я отн-ся к специфическим м-дам обучения химии. Они отличаются от м-дов обучения других предметов, т.к. тесно связаны со спецификой объектов химии (в-вами и их превращениями). К специфическим м-дам обучения химии отн-ся наблюдение хим-х объектов и их изображений, хим-й эксп- нт, а также стр-рное и динамическое моделирование в-в и хим-х пр-ссов.Характерными для обучения химии явл-ся теор-кие научные м-ды описания, объяснения и предсказания хим-х фактов и явлений.Общепед-ким отн-ся методы изложения, беседы, самост-ной работы учащихся.М-ды изложения - это рассказ и лекция.
|
18. ГОС образоват области «Химия», хар-ка, место его в базисном уч.плане. Осн. содержат. линии. Обязат минимум сод-ния осн. общего образования.Государственный общеобраз-ый стандарт – главный содер-ый документ регламентирующий деят-ть общеобразовательных учреждений на территории РФ. В ГОСте основного общего обр-ия по химии содержится инф-ии для осн-х школ (8летнее обр-ие), средних (полных) школ и для классов (10-11) с профильным обучением. В ГОСте содер-ся инф-ия о целях изучения предмета, обязательный минимум содер-ия образовательных программ, требование к уровни подготовки выпускников основной школы, (треб-ия к уровни обученности и умений к развитию выпускников и их воспитанию). Цели: освоение осн. хим. знаний в виде понятий, фактов, з-ов и теорий хим-го языка, истории и развитие химии. Овладение методами познания природы: наблюдение, анализ, синтез хим. эксперимент, моделирование, а также производит расчеты на основе хим-х формул вещ-в и урав-ий хим. реак-ц. Формирование умений применять полученные знания на практике для объяснения и использование вещ-в наносящих вред здоровью чел-ка и окр-ей среде. Развитие интересов и способностей, необходимых для успешного освоения хим. знаний и применение их в жизни. Воспитание потребностей в постоянном совер-ии хим-х знаний, уважения к инструкциям прилагаемым к хим. препаратом, исполь-м в с/х, быту и на произ-ве. Достижение указанных целей осущ-ся в рез-те освоение след-го содер-ия. Обязательный минимум содер-ия образовательных программ. Содержит основной перечень знаний, кот-ми должен владеть выпускник того или иного учебного заведения, по каждому разделу химии. Н-р, при окончании основной школы на базовом уровне уч-ся должен знать: состав и строение вещества, хим. реакция, основы неорг. химии, первонач-ые предстваления об орг-х вещ-х. В каждом разделе перечисляются основные понятия необх-ые для усвоения опред-го раздела. Н-р, по основам теорет-ой химии, выпускник д/знать о соврем-х представлениях о строении атома: понятия – атом, изотопы, атомные орбитали итд в треб-ях к уровню подготовки выпускников основной школы перечисляются требования к уровню умений называть знаки хим. элементов и соед-ий, опр-ть состав вещ-ва, составлять хим. формулы, распознавать осн. хим. вещ-ва (кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот итд), хар-ть хим. элементы на основе их положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, объяснить смысл, закономерности, сущ-сть хим. реакций, обращаться хим-ой посудой и оборудованием, испол-ть полученные знания. В требованиях к развитию уч-ся перечисляются умения выпускников: формулировать, сравнивать, наблюдать, анализ-ть, классифицировать, высказыв-ть суждение, выявлять, устан-ть. Учебник химии. Гузей – для общеобр-х школ.
4. Составьте план урока на тему «Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов». В 9 классе эта тема изучается как ознакомительная, подробно изучается в старших классах, для естественнонаучного профиля.
Класс- 11
Тема: «Скорость химической реакции».
Цели:
Образовательные | показать влияние факторов на скорость химических реакций, установить закономерности протекания химических процессов |
Развивающие | развивать навыки сравнивать, обобщать и делать выводы |
Воспитательные | формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, культуры общения в процессе парного и коллективного взаимодействия |
Задачи:
Образовательные | изучить: основные факторы, влияющие на скорость химической реакции; законы, отражающие зависимость скорости от фактора |
Развивающие | развивать: навыки работы с лабораторным оборудованием; умения делать выводы по результатам работы |
Воспитательные | формирование чувства ответственности за результаты своего труда, являющиеся компонентом коллективного вида деятельности |
Методы и методические приёмы:
Практические: опыты
Наглядные: наблюдения учащихся
Словесные: объяснение, рассказ
Тип урока: усвоения нового материала
Вид урока: урок- лекция
Оборудование и реактивы для учителя:----------
Оборудование и реактивы для учащихся: соляная кислота (концентрированная, 10%, 20%), цинк, железо (порошковое, кусковое), алюминий, перекись водорода, оксид марганца (IV), уксусная кислота.
Литература для учителя:
О.С. Габриелян «Химия» 11 класс, М.: Дрофа, 2002г.
О.С. Габриелян «Химия» 11 класс Базовый уровень, М.: Дрофа, 2008г.
Я.А. Угай «Общая и неорганическая химия», М.: Высшая школа, 1997г.
https://www.chemistry.narod.ru/
Литература для учащихся:
О.С. Габриелян «Химия» 11 класс, М.: Дрофа, 2002г.
О.С. Габриелян «Химия» 11 класс Базовый уровень, М.: Дрофа, 2008г.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1. Организационный | Приветствие учащихся, контроль готовности учащихся к уроку | |||||||
2.Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала | Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Химические реакции» и познакомимся с понятием «скорость реакции». В курсе физики и математики вы сталкивались с термином «скорость», что он означал, в каких единицах измерения рассчитывался? В химии тоже есть такое понятие, но оно характеризует химические процессы. С этими процессами вы сталкивались, но, порой, не задумывались об этом: почему продукты питания портятся (многие быстро), зачем их помещают в холодильник, как быстро сгорает топливо в авто, а коррозия продолжается годы (но зимой этот процесс гораздо интенсивнее)?! Усвоив материал урока, вы сможете ответить на данные вопросы, выявите, какие факторы влияют на эти процессы. | Ответы на вопросы Высказывают предположения | ||||||
3. Этап усвоения новых знаний | Так что же такое скорость реакции?- (составление схемы с объяснением материала): - величина, характеризующая интенсивность реакции, выраженная количественно. 1. Обозначается-Vр-ии 2. Формула: а) гомогенные реакции: ∆C/∆t (моль/л∙с) б) гетерогенные реакции: ∆n/∆t∙S (моль/с∙м2) Можете ли вы на основании формул предположить, что возможно влияет на скорость реакции? Теперь попробуем экспериментально выяснить факторы, влияющие на скорость реакции. Во время выполнения работы - контролирующая и координирующая функции. После заполнения сводной таблицы организуется объяснения законов, отражающих зависимость скорости от: 1. Концентрации (закон действующих масс)- 1867 год- К.Гульдберг, П.Вааге; 1865 год- Н.И. Бекетов. «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции». N2 + 3H2 ↔ 2NH3 Vр-ии = k∙C (N2)∙ C (H2)3 S + O2 = SO2 Vр-ии = k∙C (O2) Закон действующих масс не учитывает концентрации реагирующих веществ, находящихся в твёрдом состоянии, так как они реагируют на поверхности и их концентрации обычно являются постоянными! 2. Температуры-Я.Х. Вант-Гофф «Повышение температуры на каждые 10 ∙С приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эта величина называется температурным коэффициентом)». Vt2 = Vt1∙ γt2-t1/10 | конспектирование материала
ответы на вопросы (устно)- определения гомогенных и гетерогенных реакций
работа с формулами
работа в группах (возможно парная)- каждая группа выполняет по одному опыту, показывающему зависимость скорости от определённого фактора, доводят результаты работы до всего класса. Результаты работы заносятся в таблицу:
см. Приложение 1.
Конспект, вопросы учителю. | ||||||
4. Этап закрепления знаний | 1.Теперь, зная о скорости реакции, попробуем грамотно ответить на вопросы, поставленные в начале урока. 2. Для реакции: 2NO + O2 = 2NO2 1.Записать выражение закона действующих масс. 2. Скорость этой реакции при 20∙С равна 1 моль/л∙с. Вычислить скорость этой реакции при 60∙С, если температурный коэффициент равен 3. 3. Резерв (может являться частью домашнего задания сильных учащихся): В этой системе концентрацию оксида азота (II) увеличили от 0,03 до 0,05 моль/л., а концентрацию кислорода - от 0,02 до 0,04 моль/л. Во сколько раз возросла скорость реакции? Учитель- координатор действий учащихся. | Организация беседы. Решение задач (возможна работа у доски, работа в парах). | ||||||
5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | § 15, стр. 136 №11 Знать: определение понятия скорости химической реакции, её зависимость от различных факторов. Уметь: пояснять законы, отражающие зависимость скорости от концентрации и температуры; приводить примеры практического использования полученных знаний. | Запись в дневник, вопросы учителю о выполнении домашнего задания. Оценка результатов урока и подведение итогов с использованием метода рефлексии. Оценивание учеником самого себя Оценка работы ученика учащимися группы, в которой он работал. Оценивание деятельности ученика педагогом. Итоговая оценка, на основе мнения трёх сторон. |
Самоанализ урока. Учащимися уже усвоены такие понятия как: «скорость» (в курсе физики и математики), имеются первичные знания о скорости химических реакций (химия 8 класс), условия протекания химических реакций, классификация химических реакций. Качественное усвоение материала урока готовит учащихся к следующим урокам темы «Химические реакции» (обратимость химических реакций, условия смещения химического равновесия), а также расширению знаний учащихся по химии. Данный урок относится к типу усвоения нового материала. При планировании урока учитывались реальные учебные возможности учащихся- в 11 классе около 40% учащихся хорошие учебные возможности, которые могут работать самостоятельно (поэтому именно они обязательно входили в каждую из групп при выполнении практической части урока). Остальные учащиеся работают под руководством учителя, требуют индивидуального, дифференцированного подхода. Включив этих учащихся в парную/групповую работу, решается вопрос психологического комфорта учащихся, формируется чувство ответственности за порученное задание перед одноклассниками, а не перед учителем. Для активизации внимания, актуализации знаний использован метод организации беседы, что позволило проверить уровень опорных знаний, как по химии, так и по смежным наукам (межпредметная связь). Выбранная форма позволила рационально использовать время. Данная тема имеет прикладное значение. Поэтому была проведена параллель на уроке: проблемные вопросы в начале урока, формулирование ответов - в конце, что позволило установить значимость темы для каждого из учащихся. Применены следующие методы: словесные, наглядные и практические. Данные методы способствовали развитию самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. Контроль и корректировка первичного усвоения знаний, умений и навыков осуществлялась путём проведения фронтальной беседы, решение задач. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Работа проходила в режиме сотрудничества учителя с учениками, учеников с учениками. Чередование и смена видов деятельности обеспечивало поддержание работоспособности учащихся на уроке. На уроке поддерживалась благоприятная, рабочая обстановка. Учащиеся были включены в работу на всех этапах урока, активность средняя (что является нормой для данного класса). При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности. Объём домашнего задания соответствует нормам, частично дифференцирован.