Опишите методич-е приемы использования моделей молекул орг-х соед-й при изучении УВ в основной школе.




В основной школе рассматриваются первоначальное представление углеводородов. Используется наглядный метод, для того чтобы ознакомить учащихся с атомом углерода на уровне представлений.

Под моделью понимают отображение фактов, вещей и отношений определенной области знаний в виде более простой, более наглядной материальной структуры этой или другой области.

Моделирование - это метод познания изучаемых качеств объекта через модели: действия с моделями, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны или свойства объекта или прототипа.

Особенное значение имеет применение моделей при изучении процессов, которые невозможно наблюдать из-за большой разницы временных или пространственных масштабов. Модель оказывается единственным объектом, который является носителем информации о процессе или явлении. В такой ситуации большое значение отводится модельному эксперименту. Модельный эксперимент - это особая форма эксперимента, для которой характерно использование действующих материальных моделей в качестве специальных средств экспериментального исследования. К модельному эксперименту, в котором вместо самого объекта изучается замещающая его модель, прибегают в случаях, когда объект исследования недоступен наглядному созерцанию, как объект микромира. Поэтому проблема моделирования особенно актуальна в естественных науках.

Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.

2. Тактильную наглядность - непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.

3. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; показ игрушек, картинок, костюмов и т. д., относящихся к данному музыкальному произведению.

Наибольший объем информации человек получает с помощью зрения, поэтому в первую очередь должны быть представлены «очевидные» модели. Предпочтительнее, чтобы они были ещё и осязаемые, то есть материальные. Опыт многолетнего применения моделей в процессе обучения химии показал их большую роль в процессе обучения, эффективность воздействия с их помощью учителя на ученика. Необходимость использования наглядных моделей, продолжающееся их совершенствование и появление новых моделей обусловлены развитием химии как науки и продолжающимся развитием методики технологий обучения.

Изготовление моделей углеводородов

Цель работы состоит в изготовлении моделей молекул важнейших углеводородов.

Описание работы. При выполнении работы учащиеся знакомятся с химическим и пространственным строением углеводородов, рассматривают гомологию и изомерию алканов.

Тема программы. Эта работа при изучении конкретных углеводородов дополняет реальные лабораторные опыты. Может предшествовать им или использоваться при закреплении умений и на уроках обобщающего повторения.

7.Предложите вариант организации практического занятия «Приготовление раствора заданной молярной концентрации» в классах биолого-химического профиля.

Молярная концентрация С – это отношение количества растворенного вещества v (в молях) к объему раствора V в литрах.

Единица молярной концентрации – моль/л. Зная число молей вещества в 1 л раствора, легко отмерить нужное количество молей для реакции с помощью подходящей мерной посуды.

В качестве примера рассмотрим получение нерастворимого в воде хлорида серебра (AgCl) с помощью реакции обмена:

AgNO3 + NaCl = AgCl (осадок) + NaNO3

Кстати, не нужно запоминать, какие соли растворимы, а какие нерастворимы в воде. Для этого существует таблица растворимости (теперь она есть и в меню левого окна).

Допустим, в лаборатории имеется раствор AgNO3, концентрация которого 1 моль/л. Это означает, что в 1 л такого раствора содержится 1 моль нитрата серебра.

По уравнению реакции на 1 моль AgNO3 нужен 1 моль NaCl. Следовательно, если мы смешаем одинаковые объемы растворов AgNO3 и NaCl одинаковой концентрации 1 моль/л, то реакция пройдет до конца и в реакционной колбе окажется только раствор нитрата натрия (NaNO3) в воде, а на дно сосуда выпадет осадок хлорида серебра AgCl. При этом исходных соединений в сосуде не останется.

Но как приготовить для реакции нужный раствор NaCl? Для этого существуют специальные мерные колбы (рис. 7-4).

Рис. 7-4. Последовательность приготовления молярного раствора хлорида натрия (1моль/л NaCl): а) берут мерную колбу емкостью 1 л; б) помещают в колбу навеску кристаллического NaCl. в) в колбу добавляют немного дистиллированной воды, растворяют кристаллы и доливают раствор водой до метки 1 л, после чего тщательно перемешивают.

Мерная колба представляет собой сосуд с тонкой шейкой, на которой по стеклу нанесена кольцеобразная метка. Если заполнить мерную колбу жидкостью до метки, то ее объем составит ровно 1 л. Возьмем такую колбу и приступим к приготовлению нужного нам раствора NaCl.

Молекулярный вес NaCl составляет (23 + 35,5) = 58,5. Следовательно, молярная масса NaCl (масса 1 моль) равна 58,5 г. Взвесим это количество NaCl на весах и поместим кристаллы в мерную колбу. Затем добавим немного воды и растворим кристаллы, покачивая колбу. Когда вся соль растворится, дольем раствор водой до метки. Мерные колбы делают таким образом, что объем раствора достигает точно 1 л, когда водный мениск (уровень воды, слегка изогнутый силами поверхностного натяжения) касается метки своей нижней частью. После этого раствор аккуратно перемешаем.

** Молярную концентрацию (или МОЛЯРНОСТЬ растворов) принято обозначать буквой М. Например, раствор концентрации 1 М содержит 1 моль вещества на литр раствора. Такой раствор называют МОЛЯРНЫМ. Раствор концентрации 0,1М содержит 0,1 моль вещества на литр раствора и называется ДЕЦИМОЛЯРНЫМ. Растворы концентрации 0,01 М (или 0,01 моль на литр) иногда называют САНТИМОЛЯРНЫМИ.

Итак, мы приготовили раствор NaCl, концентрация которого составляет 1 моль/л, то есть одномолярный или просто молярный раствор.

Молярные концентрации в общем виде иногда обозначают следующим образом:

CNaCl = 1 моль/л

При смешивании любых равных объемов молярных растворов AgNO3 и NaCl всегда будет получаться только раствор NaNO3 в воде и осадок AgCl, не содержащие примеси ни одного из исходных реагентов. Отфильтровав осадок и промыв его водой, мы получим чистую соль AgCl (она в воде практически не растворяется). Упарив отфильтрованный раствор, мы получим только чистый нитрат натрия NaNO3. Это не удивительно, потому что смешивая равные объемы растворов, мы берем одинаковое количество молей (или частей моля) реагирующих веществ. В них содержится одинаковое количество молекул AgNO3 и NaCl, которые реагируют между собой без остатка.

 

19.Выделите образовательные, развивающие и воспитательные задачи при изучении темы «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева».

Периодический закон – научно теоретическая основа школьного курса химии.

Цель изучения данного раздела – формирование понятия о периодическом характере изменения свойств элементов, привитие учащимся знаний о качественных и количественных характеристиках атомов, которые обеспечивали бы глубокое понимание природы химической связи и структуры веществ, закономерностей протекания химических процессов.

В процессе изучения ПЗ Д.И.Менделеева особенно четко проявляются три важнейших его аспекта, на которых базируется обучение, – образовательный, воспитывающий и развивающий, находящиеся в единстве.

1.Образовательный:
Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева: 1)это не только один из основных законов природы, это и методическая основа изучения курса химии. 2)это, с одной стороны цель, с другой – средство обучения химии.

На основе периодического закона который впервые был отражен в учебнике Менделеева «Основы химии» соответствует систематический курс химии.

В связи с этим важно учитывать обе функции ПЗ: цель и средство обучения, которые должны нах-ся во взаимной связи и в определенной зависимости.

В программе по химии приводятся требования к знаниям, относящиеся к образовательной стороне обучения. Приступая к изучению темы, учитель прежде всего актуализирует предшествующие знания учащся, полученные в 8 классе, т.к. тема «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева» носит обобщающий характер.

1)Понятие о хим.элементе.Понятие об атоме хим элемента, его относит атомной массе, валентности;

2)Понятие о простом и сложном веществе;

3)Понятие о кислороде как хим.элементе и его валентности;

4)Понятие о водороде как хим.элементе и его валентности;

5)Обобщение представлений о металлических и неме-х свойствах;

6)Понятие об оксидах(осн и кисл);

7)Понятие о гидроксидах(основаниях и кислородных кислотах);

8)Понимание о генетической связи м/у металлами, осн оксидами и основаниями,а также м/у неметаллами, кисл оксидами, кислотами.

 

Все содержание темы «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева» состоит как бы из двух тесно переплетающихся крупных блоков инф-ции, связанных м/у собой четко выраженными причинно-следственными связями. Вскрытие причинно-следственных связями м/у этими блоками, зависимости первого блока от второго- в этом заключается главная образовательная задача изучения темы.

Историко-логический подход:

1)создает условия для организации поисковой деятельности учащся, активизирует учебный процесс;

2)способстует усилению воспитательного аспекта, раскрывая значение научного подвига Д.И.Менделеева.

2.Воспитательный:

Изучая химию, учащся должны понимать значение ПЗ и ПСХЭ Д.И.Мендеелева для развития науки и производства; понимать идею материального единства хим элементов и веществ, переход количественных изменений в качественные, внутреннюю противоречивость в строении атомов элементов, значение этих противоречий для химических превращений вещв (=)диалектико-материалистическое мировоззрение).

Необходимо остановиться на проритете Менделеева и обрисовать обстановку, в которой произошло открытие, его личность как великого ученого.(учителю исп-ть литературу по философии и воспоминания о Менделееве соврем-в).

3.Развивающая

Само содержание темы, его дидактическое решение способствуют развитию важнейших хим понятий в сознании учащся. Используется проблемный подход, этот подход доминирует на всех этапах.

1.Подстановка химического эксперимента для доказательства относительности элементов на металлов и неметаллов. Для доказательства амфотерных свойств некоторых элементов.

2.обнаружения явления периодической повторяемости и поэтому выявляется анализ причин нарушения последовательности, возрастание атомных масс на примере аргон-калий.

3. проблемные ситуации возникают при изучении групп и подгрупп химических элементов, т.е. ответ на вопрос почему имеются малые и большие периоды, почему первый период имеет только 2 элемента, будет ли он в дальнейшем пополнятся, почему в больших периодах не одинаковое число элементов.

4.Раскрывают возможности и перспективы развития учения о периодичности.

Таким образом данная тема теоретическая носит обобщающий характер и поэтому можно использовать кинофильмы, слайды и презентации.

Конкретная методика изучения условно делит на 3 этапа:

1эт.Подготовительный этап – подготовка эмпирического базиса на основе организации самостоятельной работы учащихся связанным с классификацией химических элементов.

2эт.Включает этап открытия периодического закона и системы химических элементов. На этом этапе выявляется общая зависимость атомной массы и свойств элементов.

В связи с этим учащиеся знакомятся со строением периодической системы и работой закона в группах ее периодах. Также на этом этапе выявляется преимущество системы Менделеева с предшествующими классификациями.

3эт.Изучение периодического закона это по существу развитие знания о периодическом законе и системе элементов где показывается относительность научного знания (на примере уточнения формулировок) учащиеся подводятся к электронному обоснованию закона; на конкретных примерах показывается подтверждений предсказаний Менделеева, открытие инертных газов и сложного строения атома.

 

 

1.Опишите организацию самостоятельной работы учащихся в основной школе темы «Кислород, физические и химические свойства, получение и применение».

Основная часть урока 9 класса элем основы НХ. Согласно программе основная школа включает в себя из лаб работ: «получение, собирание и распознование, кислорода-П».

Цель урока: ознакомление с лабораторным методом получения кислорода методом разложения перманганата калия и изучения его свойств.

Задачи:

Образовательная: ознакомит учащся с одним из лабораторных способов получения кислорода.

Развивающая: развивать наблюдательность, смекалку, умение применять теоретические знания для решения практических задач.

Воспитательная: раскрыть практическую направленность науки химии в данной теме.

1 этап. Наводящие вопросы, что из себя предств кислород итд, итп.

2 этап. Сама практическая работа: «Получение, собирание и распознование кислорода» (демонстр опыт,15 мин).

Реактивы и оборудование: перманганат калия, спиртовка, спички, ватный тампон, лучинка, пробирка с газоотводной трубкой, стакан.

ТБ: Работа с нагревательными приборами!!!

Спиртовка:

-Не переносите горящую спиртовку с места на место.

-Гасите спиртовку только с помощью колпачка.

-При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки.

-Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени. Дно пробирки не должно касаться фитиля.

Работа со стеклом:

-Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке.

-Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть.

Ход работы: Пробирку с перманганатом калия закрепляем наклонно. Разложение начинается уже при 240С, т.к. при нагревании пермаганата калия сильно распыляется и летит вместе с кислородом, то полезно верхней части положить ватный тампон. Вата не должна соприкасаться со всей массой перм К, иначе при нагревании она вспыхивает. 10г перм К дает 0,7г кислорода.

2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ↑

Выполнение работы:

1. Проверьте прибор на герметичность. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, опустите конец трубки в стакан с водой. Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.

2. Выньте пробку из пробирки.

3. Насыпьте в пробирку перманганат калия. Твердого вещества должно быть 1-1,5 см по высоте пробирки.

4. Около отверстия пробирки поместите очень рыхлый комочек ваты и закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

5. Закрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы газоотводная трубка была направлена вниз.

6. Опустите газоотводную трубку в стакан до самого дна.

7. Прогрейте пробирку.

8. Нагревайте перманганат калия.

9. Подожгите лучинку, дождитесь появления на конце красного уголька и тут же погасите.

10. Поднесите тлеющую лучинку к краю стакана. Если лучинка вспыхнет, прекратите нагревание перманганата калия, но не гасите спиртовку.

11. Выньте газоотводную трубку из стакана. Стакан закройте стеклянной пластинкой.

12. Положите уголек в ложку для сжигания веществ.

13. Раскалите уголек в пламени спиртовки.

14. Погасите спиртовку.

15. Сдвиньте стекло и опустите в стакан ложку с раскаленным углем.

НЕ КАСАЙТЕСЬ ДНА ИЛИ СТЕНОК СТАКАНА!

16. После того, как уголь сгорит, прилейте в стакан известковую воду.

3 этап. Получили кислород.

Физ свойства. При нормальных условиях кислород — это газ без цвета, вкуса и запаха. Немного тяжелее воздуха. Слабо растворяется в воде и Хорошо растворяется в расплавленном серебре. Является парамагнетиком.

Химические свойства. Сильный окислитель, взаимодействует практически со всеми элементами, образуя оксиды. Степень окисления −2. Как правило, реакция окисления протекает с выделением тепла и ускоряется при повышении температуры. Пример реакций, протекающих при комнатной температуре. Окисляет соединения, которые содержат элементы с не максимальной степенью окисления. Окисляет большинство органических соединений. При определённых условиях происходит мягкое окисление органического соединения. Кислород реагирует непосредственно (при нормальных условиях, при нагревании и/или в присутствии катализаторов) со всеми простыми веществами, кроме Au и инертных газов (He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn); реакции с галогенами происходят под воздействием электрического разряда или ультрафиолета. Косвенным путём получены оксиды золота и тяжёлых инертных газов (Xe, Rn). Во всех двухэлементных соединениях кислорода с другими элементами кислород играет роль окислителя, кроме соединений со фтором (см. ниже #фториды кислорода).Кислород образует пероксиды со степенью окисления атома кислорода, формально равной −1.

Получение: в природе (при фотосинтезе в зеленых растениях), в промышленности (из жидкого воздуха), в лаборатории (при разложении кислородсодерж вещв: перм К, перекись Н).

Применение: Широкое промышленное применение кислорода началось в середине XX века, после изобретения турбодетандеров — устройств для сжижения и разделения жидкого воздуха.

1)В металлургии. Конвертерный способ производства стали или переработки штейнов связан с применением кислорода. Во многих металлургических агрегатах для более эффективного сжигания топлива вместо воздуха в горелках используют кислородно-воздушную смесь.

2)Сварка и резка металлов.Кислород в баллонах широко используется для газопламенной резки и сварки металлов.

3)Ракетное топливо. В качестве окислителя для ракетного топлива применяется жидкий кислород, пероксид водорода, азотная кислота и другие богатые кислородом соединения. Смесь жидкого кислорода и жидкого озона — один из самых мощных окислителей ракетного топлива (удельный импульс смеси водород — озон превышает удельный импульс для пары водород-фтор и водород-фторид кислорода).

4)В медицине. Кислород используется для обогащения дыхательных газовых смесей при нарушении дыхания, для лечения астмы, декомпрессионной болезни, профилактики гипоксии в виде кислородных коктейлей, кислородных подушек.

5)В пищевой промышленности. В пищевой промышленности кислород зарегистрирован в качестве пищевой добавки E948[6], как пропеллент и упаковочный газ.

6)В химической промышленности. В химической промышленности кислород используют как реактив-окислитель в многочисленных синтезах, например, — окисления углеводородов в кислородсодержащие соединения (cпирты, альдегиды, кислоты), аммиака в окислы азота в производстве азотной кислоты. Вследствие высоких температур, развивающихся при окислении, последние часто проводят в режиме горение.

7)В сельском хозяйстве. В тепличном хозяйстве, для изготовления кислородных коктейлей, для прибавки в весе у животных, для обогащения кислородом водной среды в рыбоводстве.

 

13.Составьте план-конспект урока «Электролитическая диссоциация сильных и слабых электролитов» для естественнонаучного профиля.

Цель урока: электролитической диссоциации сильных и слабых электролитов.

Образовательная: актуализовать знания учащихся об основных положениях теории электролитической диссоциации, раскрыть сущность процесса электролитической диссоциации, обобщить сведения об ионах;

Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать и делать выводы;

Воспитательная: формировать стремление к самостоятельности, внимательности, глубокому усвоению знаний.

Метод обучения: словесно-наглядный.

Тип урока: репродуктивный

Форма обучения: традиционный урок

Средства обучения: учебник Рудзитис, Фельдман, Химия 9 класс, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

 

План урока

1. Организационный момент (2 мин)

2. Объяснение нового материала.(41 мин)

3. Домашнее задание (2мин)

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент(1 мин)   - Здравствуйте! Садитесь. Открываем тетради, пишем сегодняшнее число и тему нашего урока. Провести перекличку учащихся по журналу. Здравствуйте! Готовятся к уроку. В тетрадях пишут число, тему.
Изучение новой темы (40 мин)     Закреление   ) Сегодня мы пройдем новую тему, которая называется «Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации». До сих пор мы рассматривали электролиты, которые в водных растворах полностью распадаются на ионы. Возникает вопрос: все ли электролиты в одинаковой степени распадаются на ионы? Какова доля диссоциированных молекул у различных электролитов? При каких условиях процесс диссоциации смещается влево, а при каких влево? Если опустить в конц раствор хлорида натрия электроды прибора для определения электрич провод-ти лампочка в нем засветится ярко, а в конц-м рре уксусной к-ты –неярко. При добавлении воды к рру уксусной кты лампочка начинает светиться все ярче. Разбавление же рра хлорида натрия почти не влияет на яркость свечения лампочки. Т.к. электрич провод-сть зависит от числа ионов в рре, то след-но, хлорид натрия даже в конц-х ррах почти не диссоц-т. при разбавлении рра уксусной кты число диссоц-х молекул увел-ся. На этом основании след.выводы: 1.Некоторые электролиты независимо от их концентрации в водных ррах полностью диссоц-т на ионы (хлорид натрия). 2.Известны электролиты, которые диссоц-т частично (смещение равновесия). 3.Отношение числа диссоц-х молекул к общему числу молекул, нах-ся в рре, называют степенью диссоциации (альфа). Сильные и слабые электролиты В зависимости от степени диссоциации различают электролиты сильные и слабые. Электролиты со степенью диссоциации больше 30% обычно называют сильными (полностью распад на ионы), со степенью диссоциации от 3 до 30% — средними, менее 3% — слабыми электролитами (незначительно диссоц-т).     Ученики записывают в своих тетрадях.          
Домашнее задание (2 мин 1.Используя понятие «степень дисс», объясните смысл понятий «сильная кта» и «слабая кта». 2.приведите примеры сильных и слабых электролитов. Где на практике необходимо учитывать силу электролитов. Упраж и задачи. Записывают домашнее задание.

 

 

11.Программа учебного предмета химии как документ, регламентирующий учебно-воспитательный процесс. Нормативная, содержательная, информационно-методическая части программы, ее назначение.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:

– перечень тем изучаемого материала;

– рекомендации по количеству времени на каждую тему;

– распределение их по годам обучения;

– время, отводимое для изучения всего курса.

Выделяют несколько видов учебных программ:

– типовые программы;

– рабочие школьные программы;

– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

 

Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.

 

На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

 

Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

 

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

 

объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;

 

содержательная часть, включающая перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

 

методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

 

 

Структура программы включает в себя такие части, как:

 

I. Основными структурными элементами текста объяснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.

 

II. Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей (содержательной) является текст программы, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания конкретного предмета

 

При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в объяснительной записке к программе.

 

Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и ноты творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.

 

Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т.д, где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.

 

Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах, практических работах, экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам., увязаны с конкретным материалом.

 

Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:

 

определяет собственно содержание учебного материала

 

определяет объем содержания разделов

 

определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания.

III. Программа не только раскрывает содержание учебного предмета, но и регулирует процесс обучения и его результаты. К нормативной части программы относится время, выделяемое на изучение отдельных тем, и выделенные в специальную рубрику «Требования к знаниям, умениям и навыкам»

Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) понимается описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и представляют собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:

- детализированное описание учебного предмета, раскрывающее, как, какими путями, в каких объектах содержания конкретизируются цели обучения

- деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты проявляются в соответствующей деятельности учащихся

- деятельностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся, возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности их.

Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются традиционные термины: знать, уметь

Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:

-основные понятия и термины

-факты, законы науки

-теории, идеи

-знания о способах деятельности

-методологические знания

-оценочные знания

Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования как способ описания учебной деятельности, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:

-специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета

-умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т.п.)

-интеллектуальные умения, переставляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогии и т.п.)

-для полноценной характеристики требований к ЗУН существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью.

Основной нормативный документ школьного химического образования – ГОС образовательной области «Химия» цель, задачи, функции, компоненты.

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерации;

Региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;

Компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

В настоящем документе представлен федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

 

 

Цели.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и по отдельным учебным предметам.

Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.

 

См. Сборник нормативных документов. Примерные программы.

 

 

16.Контроль результатов обучения химии. Цель и задачи, формы и виды контроля.

Контроль результатов обучения – важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить какой мере достигнуты цели обучения. Контроль – обучающий характер.

Контроль результатов выполняют все три функции: образ, воспит и развив.

Обучающее: корректировка знаний и умений учащся.

Воспитательное: отчитываться перед классом за приобретенные знания и умения; вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов.

Схема.Соотнесение целей контроля с целями обучения


 

 

Функции контроля:

1)проверочная: усвоение учащся материала, умений, навыков, уровень умственного развития.

2)обучающая: ЗУН, их обобщения, систематизация;

3)развивающая: развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: