Цель урока: сформировать понятие об ОВР, научить учащихся уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.
Задачи: 1. Образовательные – умение определять степени элементов.
2. Развивающие – развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать).
3. Воспитательные – акцентировать внимание на свойствах веществ
Тип урока:
Форма работы:
План урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
III. Задание на дом.
Ход урока:
1.Орг момент
Здравствуйте!
Вопрос: Что такое окислительно-восстановительные реакции?
Ответ: Это реакции, идущие с изменением степени окисления элементов.
Вопрос: Что такое степень окисления?
Ответ: Степень окисления – количество электронов, смещенных от атома данного элемента к атому другого элемента.
Определяется зарядом ионов в ионных соединениях или условным зарядом атомов в ковалентных полярных соединениях.
2. Изучение новой темы
Рции, в рез-те которых происходит перенос электронов от одних атомов к другим, наз-ся ОВ. Так как электронный перенос сопровождается изменением степени окисления, можно рассматривать ОВР как процессы, сопровождающиеся изменением степеней окисления некоторых атомов. Атом или ион, теряющий электроны, наз-т восстановителем, а процесс потери электронов - окислителем. Атом или ион, приобретающий электроны, наз-т окислителем, а процесс присоединения атомом или ионом электронов -восстановлением. В рез-те рции окислитель восстанавливается, а восстановитель окисляется. Этот материал можно изложить в виде табл
окислитель __ Восстановитель
принимает Отдает
электроны, электроны,
понижает, повышает
ст окисл ст окисл
|
, восст-ся окисляется
1 В качестве пр-ра ОВР рассмотрим взаимодействие оксида меди II с аммиаком: CuO+NH3=Cu+N2+H20 Расставив степени окисления всех эл-тов, находим, что в рез-те рции степени окисл меняются только у меди и азота: Cu2+ + 2е = Си0 3 восст-ие, окислитель 2N3" + 6е= N2H 1 окисление, восст-ль 3 Cu2+ + 2N3 = Cu° +2N3" = ЗСи°+ N2° 3CuO+2NH3=3Cu+N2+3H20 Далее следует рассмотреть еше несколько примеров ОВ процессов.
2 При работе в специализированных классах учитель может ввести термины -внутримолекулярное окисление -восстановление, диспропорционирование и сопропорционирование.
3 Руководясь ПС следует обсудить с учащимися наиболее типичные окислители (НеМе с высокой ЭО - галогены, кислород, а также такие соед эл-тов в высших степенях окисления) и восстановители (Me, соединения в низких степенях окисления, некоторые НеМе - водород, углерод, кремний).
Демонстрации. ОВР (по выбору учителя: взаимодействие алюминия с иодом, горение магния, взаимодействие цинка с серой и т.д.).
Домашнее задание:
Используя различные источники информации, найти и записать в тетрадь примеры окислительно-восстановительных реакций, используемых в жизни человека.
10. Предложите вариант контрольной работы по теме «Классы неорганических соединений» в курсе химии 8 класса основной школы. Контрольная работа 4хвариантна оксиды, кислоты, основания, соли. Исходя из требований, эта тема изучается в 8 классе, в разделе неорганическая химия (13 часов), из них 2 часа эти темы: классификация неорганических соединений, химические свойства основных классов неорганических соединений. В результате этой темы ученик должен знать и понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, уметь называть изученные вещества, характеризовать основные классы неорганических соединений, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.
|
Контрольная работа № 2 по теме
«Классы химических соединений. Решение задач»
Демонстрационный вариант
Задание 1
Из перечня формул выберите отдельно формулы оксидов, оснований, солей и дайте им названия:
1-й уровень ─ Ca(OH)2, Na2O, Al2(SO4)3, H2SO4, Al2O3
2-й уровень ─ NaOH, H3PO4, Na2CO3, CaCO3, SO2, Fe(NO3)3, H2CO3
Задание 2
1-й уровень. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов, формулы которых: H3PO4 и Al(OH)3 Запишите соответствующие им оксиды.
2-й уровень. Укажите заряды ионов и степени окисления элементов, формулы которых: HNO3 и Fe(OH)2, Ca(NO3)2
Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите соответствующие им оксиды, для соли – формулу гидроксида.
Задание 3
1-й уровень В 200 г раствора содержится 4 г соли. Вычислите массовую долю соли в растворе.
2-й уровень. Сколько граммов сульфата меди и сколько граммов воды надо взять, чтобы приготовить 250 г 25% раствора его?
Задание 4. Составьте цепочку превращений: Ca – CaO – Ca(OH)2 – CaCl2 – CaSO4.
16. Составьте план семинарского занятия для классов биолого-химического направления по теме «Причины многообразия веществ – изомерия, гомология, аллотропия, изотопия». Семинарское занятие – подготовка большая. На занятие приходят подготовленные ученики. На семинаре можно использовать презентации, слайды. Учитель заранее раздает эти темы, проводит консультацию ученикам по этим темам. Очень важную роль в семинарском занятии играет учитель, как он себя покажет на примере учеников. Очень большая организационная деятельность учителя. Выступают минимум 4 ученика.
|
Многообразие веществ в окружающем мире. В настоящее время известно более 100 химических элементов. Они образуют более 400 простых веществ и несколько миллионов самых разнообразных сложных химических соединений. Изомерия – это существование нескольких веществ с одинаковым качественным и количественным составом, но с различным строением и разными свойствами. Это объясняется способностью атома углерода к образованию четырех ковалентных связей, в том числе с другими атомами водорода. Изомеры делятся на 2 изомера: 1.структурные: подразделяется на много групп; 2.пространственные:геометрические; оптические. Структурные изомеры имеют различный порядок соединения атомов. Среди них выделяют следующие группы. 1.изомерия углеродного скелета:
Бутан и изобутан (структурно пишите)
2.изомерия положения кратной связи: бутен-1 и бутен-2, бутин-1 и бутин-2. 3.изомерия положения функциональной группы или заместителей: пропанол-1 и пропанол-2, молекулярной формуле С3Н7Сl соответствуют два вещества: 1-хлорпропан и 2-хлорпропан. 4.изомерия взаимного положения функциональных групп: Данный вид изомерии характерен для бифункциональных соединений: аминокислоте состава С3Н7О2N соответствует два изомера: NН2-СН2-СН2-СООН(3-аминопропановая кислота) и СН3-СНNН2-СООН(2-аминопропановая кислота). Такой вид изомерии встречается в молекулах с бензольным кольцом, содержащих два заместителя (одинаковых или разных). Н-р, ароматические углеводороды, имеющие молекулярную формулу С8Н10 имеют 4 структурных формулы: этилбензол, 1,2-диметилбензол (о-ксилол), 1,3-диметилбензол (м-ксилол), 1,4-диметилбензол (п-ксилол). 5.изомерия между классами органических соединений, то есть между разными гомологическими рядами: а) этиленовые углеводороды изомерны циклоалканам бутен-1 и циклобутан, б) ацетиленовые углеводороды изомерны диеновым: бутин-1 и бутадиен-1,3, в) одноатомные спирты изомерны простым эфирам: этанол и СН3-О-СН3 диметиловый эфир, г) альдегиды изомерны кетонам: пропаналь и ацетон, д) одноосновные карбоновые кислоты изомерны сложным эфирам: пропановая кислота и СН3-С=О-ОСН3 (от С связь идет) метиловый эфир уксусной кислоты.
Пространственная изомерия. 1.транс-бутен-2 и цис-бутен-2. Из-за отсутствия вращения вокруг двойной связи метильные группы – СН3 могут располагаться в двух разных положениях: цис-изомер – по одну сторону плоскости π-связи. Геометрические изомеры отличаются своими физическими и химическими св-вами.
2.Оптическими изомерами называют молекулы, зеркальные изображения которых несовместимы друг с другом. Таким свойством обладают молекулы, имеющие ассиметрический центр – атом углерода, связанный с 4 различнымизаместителями – н-р, СН3-СН(ОН)-СООН – молекула молочной кислоты. Динамическая изомерия (таутомерия) характерна для моносахаридов. Глюкоза С6Н12О6 – представляет собой пятиатомный альдегидоспирт. В растворе глюкоза существует также в виде циклических изомеров: Равновесие между разными формами существования глюкозы подвижное: α-форма через открытую форму легко переходит в β-форму и наоборот. Из-за такого подвижного равновесия этот вид пространственной изомерии назван динамическим.
Изотопия элементов и их соединений. Изотопы – разновидность атомов одного и того же химического элемента, отличающиеся друг от друга только своей массой. Например, у атома водорода три изотопа: 11Н – протий, 12Н (D) – дейтерий и 13 Н (Т) – тритий. Они с кислородом образуют сложное вещество – воду различного состава: обычная природная вода – Н2О, тяжёлая вода – D2O (содержится в природной воде в соотношении Н: D = 6900: 1).
Изобары, атомы различных химических элементов с одинаковым массовым числом А. Ядра Изобары (в химии) содержат равное число нуклонов, но различные числа протонов Z и нейтронов N. Например, атомы 4 10Be, 5 10B, 6 10C представляют собой три Изобары (в химии) с A = 10. Аллотропия. Аллотропия – явление существования химического элемента в виде нескольких простых веществ (аллотропных видоизменений или аллотропных модификаций). Например, атом кислорода встречается в виде кислорода и озона. Гомология. Гомологи – вещества с одинаковым химическим строением и свойствами, но отличающиеся по составу на одну или несколько групп (– СН2).