Основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению.




Семинар 11. Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе.

1. Предпосылки к усвоению школьной программы.

2. Основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению.

3. Умственная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и взрослыми.

4. Адаптация к окружающей среде.

5. Влияние развития деятельности, общие интеллектуальные умения, эмоциональный фон, волевые процессы, Мировосприятие, сотрудничество со взрослыми.

6. Методы диагностики психологической готовности к школьному обучению.

7. Методы психологической подготовки детей к школе.

 

Предпосылки к усвоению школьной программы.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития детской психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства.

- Организация и темп деятельности.

Ребенок должен уметь вовремя включиться в работу, уметь переключиться с одного задания на другое. Все это формируется в специальном дошкольном учреждении в процессе обучения и воспитания.

- Наличие у ребенка с нарушениями интеллекта элементарных познавательных интересов и познавательной активности.

Формирование познавательных интересов не сводится к тому, чтобы дать детям определенные знания, умения и навыки. Речь, прежде всего, должна идти о том, чтобы воспитать у них потребность в знаниях и по возможности сформировать способы их приобретения.

Развитие интереса к окружающему, к познанию происходит, как правило, в разных видах детской деятельности. Каждый вид детской деятельности вносит свой особый вклад в развитие ребенка.

Предметная деятельность — вводит в мир вещей, созданных руками человека, знакомит его с их ролью в жизни человеческого общества.

Игровая деятельность, сначала протекает как действия с предметами. По мере своего развития игра ведет ребенка к отражению и осмыслению человеческих отношений, к развитию новых сторон мышления и воображения, к развитию знаково-символической функции. Если ребенка с нарушениями интеллекта систематически обучают игре, постепенно подводят его к использованию предметов-заместителей, то к старшему дошкольному возрасту отмечаются уже элементы знаково-символической функции, необходимой для овладения языком, элементарными математическими представлениями, географическими и другими знаниями.

Позднее на этом фундаменте строится познавательная деятельность.

Изобразительная и конструктивная деятельность — первые виды продуктивной деятельности. Задачи создания своими руками нового продукта заставляют ребенка стремиться получить правильное отражение воспринятого и тем самым способствуют дальнейшему развитию восприятия, представлений, знаний о предмете, закрепленных в речи, т.е. активизируют всю его познавательную и речевую деятельность.

Трудовая деятельность начинается при поступлении в специальное дошкольное учреждение с самообслуживания. В дальнейшем возникает хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, включающий в себя создание различных поделок. Роль труда в развитии познавательной деятельности и в подготовке ребенка с нарушениями интеллекта к школе трудно переоценить, так как в труде он сталкивается с разными предметами, с их свойствами и отношениями, ставит его перед необходимостью целенаправленного анализа практической задачи и ситуации.

Элементы учебной деятельности, которые формируются и развиваются с самого начала пребывания ребенка в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении в процессе всех занятий.

Все виды деятельности дошкольника позволяют так организовать опыт ребенка с нарушениями интеллекта, чтобы мобилизовать все его познавательные возможности. А также играют важную роль в коррекции психического развития детей с нарушениями интеллекта.

- Общие интеллектуальные умения.

Постановка и осознание цели, анализ условий и средств ее достижения, выбор способов действия и планирование последовательности выполнения, а также оценка результата.

Сформированные в детских видах деятельности общие интеллектуальные умения составляют необходимую основу школьного обучения.

Основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

 

Личностная готовность, т.е. готовность к принятию на себя новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Сюда входят определенный уровень развития мотивационной сферы, развитые познавательные интересы, способность произвольно управлять своим поведением и познавательной деятельностью, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности, достаточно высокий уровень самооценки.

Интеллектуальная готовность, где акцент делается на уровень развития интеллектуальных процессов: умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, находить взаимосвязь явлений и событий, степень овладения наглядно-образным мышлением, достаточный уровень развития речи.

Социально-психологическая готовность, включающая в себя сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, окружающими взрослыми, строить с ними взаимоотношения.

умственная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и с учителем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: