ЧТО НУЖНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ?
Взять ответственность за своих детей.
ДА, РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТЕ ВЫ, А НЕ ОНИ
Пока мы родители, как ни крути, как не советуйся с детьми, мы и только мы делаем решающий выбор. Нет ничего хуже, когда родители пытаются в этих решениях опираться на ребёнка:
- «Мы не смогли с ним справиться, поэтому он не ходит в садик».
- «Мы развелись, потому что так было лучше детям».
- «Мы не развелись, потому что дочка мужа очень любит».
- «Я не могу его уложить спать, он не даётся».
- «Мы не можем отнять у неё планшет, это кончается слезами».
Вот как звучит нежелание родителей признать свою ответственность и нести её.
Нет, дорогие мои:
- Ваш ребёнок не ходит в садик, потому что вы так решили.
- Вы разводитесь, потому что вы так решаете поступить.
- Вы не разводитесь потому, что вы, а не дети принимают такое решение.
- Вы не можете уложить ребёнка спать, потому что чего-то не видите, не понимаете, не можете найти подход, а не потому, что ребёнок не даётся.
- Вы не отбираете у дочки планшет, потому что не знаете, как утешить её и не хотите выглядеть в её глазах плохими.
И главное, чему приходится учиться родителям, которые заботятся о самооценке ребёнка, — принимать ответственность за свои решения, даже если они «непопулярные», даже если через несколько лет дети вам их припомнят, даже если вы понимаете, что ошиблись.
Вот она — база для детской самооценки.
МИР НАДЁЖЕН.
ПОТОМУ ЧТО РОДИТЕЛИ ЗНАЮТ, ЧТО ДЕЛАТЬ.
2. Учиться интересоваться своими детьми,
А не только их успехами
Много лет назад педагог Симон Соловейчик написал книжку «Педагогика для всех». Прекрасную книжку. Очень вдохновляет, опускает на землю и приводит в чувства — тройной эффект. Интересно, что её читатели делятся ровно на две категории: те, кто книгу взахлёб читают, и те, кто через десять страниц говорит: «Одна вода, ничего конкретного». Я бы объяснила это так: первой категории читателей интересно с детьми. Даже если они иногда слишком за них переживают. Второй — дети не интересны. Даже собственные. Так бывает. Есть люди, которые интересуются цифрами, железками, музыкой, буквами. Но не людьми. И вот пусть дети подрастут, заинтересуется цифрами, музыкой, ещё чем-нибудь — тогда поговорим.
Детям, чтобы расти уверенными в себе, нужно чувствовать, что ими интересуются. Не просто переживают за них («Что у тебя болит? Ты здоров? У тебя какие оценки сегодня? Кто эта Маша из первого подъезда?»). А интересовались ими («Что ты читаешь? Что думаешь про новую серию такого-то сериала? Когда тебе грустно?»).
Нашим детям для хорошей самооценки нужно то же, что и нам самим. Если те, с кем мы живём рядом, с кем работаем, не интересуются нами, нашими мыслями, просто не болтают с нами о всяком, пусть и понемногу, мы чахнем и наша самооценка падает.
Перестать делать замечания.
Как бы ни было сложно
Про вред критики для самооценки любого человека, а ребёнка особенно, скажу вскользь. Все об этом знают, но удержаться очень трудно. Мы пропитаны критикой, мы в ней выросли. Советская культура — культура корректирующая, поправляющая. Государство точно знало, как надо. Так и пошло с тех пор: «Горбишься, улыбаешься, почему без сменной обуви, ничего сами не можете, плохо работаешь, плохо отдыхаешь, плохо ешь, совсем не ешь, слишком толстый…». Только успевай уворачиваться.
Нашим детям достаётся из-за простого правила: получил сам — передай другому. Мы, взрослые, и сами живём под этим градом критики со всех сторон. А если мы уже родители — град усиливается. Постоянная критика и замечания в адрес ребёнка быстро убивают в нём всякий интерес и вселяют страх ошибки.
![]() |
Учить ребёнка ошибаться и ценить ошибки
(а не ругать за них)
Ребёнок всё делает впервые, у него нет опыта. Он получает его, постоянно ошибаясь. Если мы хотим, чтобы он был уверен в себе и не трясся от страха перед ошибками, нужно поддерживать его тогда, когда у него не получается. Говорить: «Ты молодец, что пробуешь. Ты смелый и сильный! Давай ещё раз попробуем». Вы встаёте с ним рядом, и в разном возрасте это значит разное: для двухлетнего ребёнка — иногда достаточно просто взять его руки в свои. Для пятилетнего: спросить, хочет ли он, чтобы вы помогли. Для семилетнего — помочь понять, что именно не получается. Для 12-летнего — быть рядом, чтобы чуть что поддержать, когда позовёт.
![]() |