Теория внешних эффектов. Особенности гос регулиров внешних эффектов в Р.Б




Внешними эффект - прямые, неопосредован рынком воздействия одного экономич агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятн, в этом случае их называют положит внешними эффект (выгодами), и неблагопр, тогда их назыв отрицат внешн эффектами (затратами).

Внешн эффекты могут возникать между потребителями, между производ-ми, а также между теми и другими. Примером отрицат внешн эффекта может быть сброс отходов производства в реку, использ для водозабора и (или) для рыбной ловли и купания. Примером полож внеш эффекта (отделка здания, благоприятно сказыв на полезности, извлекаемой из окружающ среды окрестными жителями и прохожими.

Отрицател внешние эффекты связаны с издержками для третьих лиц (рис. 70). Они возникают в случае, если деятельн одного экономич агента вызывает издержки у других.

Выделяют следующ виды издержек:1. Предельн частные издерж (MPC) – это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.2. Предельн внешние издер (МЕС) – это дополнит издер, связанные c производ каждой дополнител единицы продукции, которые не оплачиваются производит, а перекладываются на третьих лиц.3. Предел обществен издержки (MSC) – это сумма предел частных и предел внешних издержек: MSC = МРС + МЕС.

4. Совокупн внешние издержки (ТЕС) – это совокупн ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличен производства совокупные внешние издержки увеличив.

 

А
В
Р
Р 2
Q
МЕС
Р 1
 
Q 2 Q 1
МSC
МSB
МPC
Предельная общественная полезность

 

 


Рис. 70. Отрицательный внешний эффект

При существовании отрицательного внешн эффекта общее условие достижения эффектив может быть выражено следующим образом:

MPC + MEC = MSC = MSB.

 

Если предприятие, выпуская продукцию, инициирует отрицател внешний эффект, но МЕС не включает в свои предел издержки, то оно будет реализовывать продукцию в количестве Q 1 по цене Р 1. Однако такое производство порождает предельн внешн издержки (МЕС), что ведет к росту MSC, т. е. общество платит косвенным образом за вред, наносимый данным предприятием. Если бы предприятие увеличило свои затраты по снижение отрицат внешнего эффекта, то оно продавало бы меньше продукции (в количестве Q 2) по более высокой цене (Р 2). Равновесие установилось бы в точке В. При этом уменьшилось бы отрицат воздейст на третьих лиц. В противном случае общий ущерб оценивается как площадь заштрихованного треугольника. Положител внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономич агента приносит выгоды другим (рис. 71).

 

А
В
Р
Р 2
Q
МРВ
Р 1
 
Q 1
МSC
МSB
Q 2

 

 


Рис. 71. Положительный внешний эффект

Предельные частн выгоды (индивидуальная полезность товара) (МРВ) – предел полезность, получаемая лицом, купившим дополнит единицу блага.

Предельн внешние выгоды (внешняя полезность товара) (МЕВ) – это предел выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцом, ни покупателем блага. Предельные обществен выгоды (обществен полезность)(MSB) – это сумма предельных частных и предельн внешних выгод: MSB = МРВ + МЕВ.

Совокупная внешн полезность (ТЕВ) – это произвед полезности единицы товара на количество потребленных единиц.

При положит внешнем эффекте предел обществ полезность превышает предел частн полезн.

Равнов находится в точке А, так как участники сделки не учитывают, что третьи лица получают положит внешний эффект и не платят за него. Поэтому благо продается в меньшем количестве (Q 1) по более низкой цене (Р 1), в то время как с учетом внешнего эффекта благо можно было бы реализовать в большем количестве (Q 2) и по более высокой цене (Р 2). Это сродни безнаказанному проезду в общественном транспорте без билета.

 

43. Рынок земли. Земельная рента как цена за использован земли. Особенностью земли как экономич ресурса является ее ограничен. В отличие от капитала земля неподвижна. На уровне народ хозяйства в большинстве стран предлож земли стабильно: возможн расширения с/х площадей незначит. Более того, вследствие развития городов и инфрастуктуры в развитых госуд-ах наблюдается тенденция сокращения этого вида земель. Предлож земли ограничено как на макро-, так и на микроуровне. Основн факторами влияния на предложение земли являются плодородие и положение. Плодородие, в свою очередь, зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и опыта работающих на земле и т. д. Фиксиров характер предложения земли определ конфигурацию кривой S земли, ее абсолютную неэластич (рис. 63). Это означает, что S земли не может быть увеличено при росте цен на землю, т. е. S земли при установл цен на землю играет пассив роль. Совокуп спрос на землю (Dсов), складываю из с/х (D 1) и не с/х спроса (D 2), достаточно активен в формиров цен на землю, выражая убывающую функцию (рис. 64).   Рис. 63. Предложение земли Рис. 64. Спрос на землю С/х спрос на землю (D 1) производен от спроса на продовольств, учитывает уровень плодородия земли и местонахожд. Спрос на продукты питания неэластич, поэтому даже незначител снижение привычн объемов предложения может резко повысить цены на продовольствие. На D 1 влияет и фактор снижения доли продовол (затрат на питание) в бюджете потребителя – типичного для большинства стран явления. Не с/х спрос на землю (D 2), в отличие от D 1, имеет устойчивую тенденцию к росту. Он состоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, из промышле спроса. На D 2 влияет инфляция: в условиях роста цен обесцениваются денежные средства и возрастает спрос на недвижимость, в том числе на землю. На D 2 влияет местополож участков, особенно в крупных городах. Плодородие земли, наоборот, не оказывает влияние на не с/х спрос. Земел рента – это плата за использов земли или других природн ресурсов, характериз абсолютно неэластичн по цене предлож. Различают 2 вида земельн ренты: · чист экономич;· дифференциал. Рассмотрим 1 вид ренты, которую получают все собственники земли независимо от ее качества. Для определения ее величины исходим из следующих предпосылок: · все земли арендуются на совершенно конкурентном рынке, что означает отделение земли как объекта хозяйства от земли как объекта собствен-ти;· все земли имеют одинак уровень качества и производ-ти;· все земли используются для производства основного вида продукта питания (картофеля – в Р Б, риса – в Китае); · все земли подчинены рыночн аграрному производству (не испол собственником земли в производств целях).   Рис. 65. Равновесие на рынке земли: изменение уровня земельной ренты (абсолютной) графич модель рынка земли, определяющ величину земельной (чистой, абсолютной) ренты через равновесие спроса и предложения в точке Е 0: (D 0 = S) Þ (R 0, Q 0). Функция спроса D 0 – убывающая ввиду действия закона уменьшающегося плодородия. Функция предложения S выражена вертикалью вследствие абсолютной неэластичност (S = Q 0 = const). Пересечение D 0 и S определяет равновесие на рынке земли и уровень ежемесячной ренты за один акр земли (R 0). Совокупная рента за всю землю Q 0 составляет площадь S 0 R 0 E 0 Q = P 0. Q 0. Возможны ситуации сдвигов D 0 при измен спроса на основной продукт питания, получаемый с земли: ­ Dпрод. пит. Þ (D 0 ® D 1, E 0 ® E 1) Þ (­ R до R 1) Þ ­ Rсов. до S 0 R 1 E 1 Q 0; ¯ Dпрод. пит. Þ (D 0 ® D 2, E 0 ® E 2) Þ (¯ R до R 2) Þ ¯ Rсов. до S 0 R 2 E 0 Q 0. Предлож модель равновесия на рынке земли (см. рис. 65) показывает активн роль спроса: в условиях неэластич предложения цена земли и абсолют рента всецело зависят от изменения спроса. При определении чистой экономич ренты было введено допущение об одинаков уровне качества, местоп-ия земли.  

K
L
MR
РAC
Р
Q
 
D
Q 0
Р 0
MC
F
ATC
AVC
MR
Р
Q
 
D
Q 0
Р 0
MC
ATC
AVC
Денежный капитал
Капитал
Физический капитал
Средства производства
Функционирующий технологический комплекс
Предметы труда (оборотный капитал)
Средства труда (основной капитал)
I
MC
AC
K
Р
Q
 
MR
D
Q 0
Р 0
Р 1
M
L
22. Определение цены и объема произ-ва в условиях чистой монополии в краткосрочн и долгоср периодах. Монополист является ценоустановителем, а не ценополучателем, как это было в условиях чистой конкуренции. Он функционирует на рынке один, поэтому кривая спроса фирмы и отрасли совпадает. Для монополиста кривой предложения не существует, поскольку нет соответствия между ценой и предельным доходом при движении по линии спроса. Из набора возможных цен монополист ищет наиболее выгодную для себя цену, приносящую ему максимум дохода. Чтобы повысить объем продаж, монополист вынужден понизить цену. Это и является причиной того, что предельный доход (MR) становится меньше цены Р для каждого уровня выпуска товара, кроме первого. Монополист ищет на линии спроса точку, которой соответствует объем производимой продукции, максимизирующий прибыль фирмы. Он руководствуется правилом предложения MR = MC, которое и определяет оптимум производимой продукции Q 0. Цена Р 0, которую устанавливает фирма на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса, а не высотой МR в точке оптимального выпуска К равновесия Курно (рис. 35).

 

 

Рис. 35. Монопольная фирма максимизирует прибыль

Правило максимизации прибыли для “чистого” монополиста можно представить следующим образом:

Р > (MR = MC) Þ Pr max.

Максимальную эконом прибыль (МР 0 LI) фирма-монополист получает тогда, когда выпуск продукции Q 0 имеет такой объем, что MR = MC, а цена (Р 0) равна высоте кривой спроса (DD). Прибыльная фирма максимизирует прибыль и в долгом, и в котором периоде времени. Если же цена (Р 0), при условии MR = MC в коротком периоде времени станет ниже средних издержек Р 0 < АТС, то фирма-монополист будет нести убытки (рис. 36).

 

 

Рис. 36. Потери фирмы-монополиста в коротком периоде (минимизация убытков)

 

Если же кривая спроса (DD) сдвинется еще ниже и фирма не сможет компенсировать средние переменные издержки (AVC), произойдет закрытие фирмы (рис. 37).

 

 

Рис. 37. Закрытие фирмы

В долгоср периоде благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист сохраняет экономич прибыль.

 

41.Рынок капитала и его структура. Дисконтированная стоимость и ставка процента. Особен функц рынка капитала в Р.Б Капитал – это ресурс, обладающ следующ способ-ми: · воспроизводство (по Марксу капитал – самовозрастающая стоимость);· создан больш количества благ (при условии вложения в производство). Различают две основн формы капитала: физическую и денежную (рис. 61).     Рис. 61. Структура капитала (формы Ссудный % – это цена, уплачив собств-ку капитала за использование его средств втечение определен периода времени. Для создан и увеличен капитала необход вложения ден средств – инвестиции (I). Процесс инвестиров означает пополн запаса капитала или приток нового капитала в данном году. Различают три взаимосвязан формы инвестиций: Замещающие инвестиции – это средства, израсходов на закупку физическ капитала с целью замены изношен основ капитала (источником является амортиз фонд). Чистые инвест связаны с дополнит закупкой нового оборудов с целью наращивания производствен потенциала. Валовые инвест – общий расход денежных средств предприятия, направл на покупку инвестиц товаров. Соотнош видов инвестиций выражается следующими формулами: I валов = I замещ + I чист; I чист = I валов – I замещ. Анализ долгосроч инвестиций (в основной капитал) более сложен в сравнен с краткосроч. Для анализа долгосроч инвестиций и расчета прибыли от их вложений необходимо выполнить следующее:· определить полезн срок службы основн капитала;· рассчитать ежегодн прирост дохода от эксплуатации инвестиций, вложенных в основные фонды;· оценить будущие доходы при принятии решения по инвестированию посредством определен чистой дисконтированной стоимости и ее соотношения с величиной долгосроч инвестиций. Полезный срок службы основного капитала – период, в течение которого вложенные в расширенное производство инвестиции (капитальные активы) приносят доход. Имея данные предельн стоимости инвестиций (I), предельного вклада I в рост дохода в j -й год службы (Rj), внутренней нормы окупаемости (r), можно определить предельную окупаемость вложенных инвестиций по каждому году по формуле I. (1 + r) = R. К примеру, предельный вклад в рост дохода первого года (при I = 100 млн усл. ед.; r = 30%) составит 130 млн усл. ед. (I. (1 + r) = 100. (1 + 0,3)). Чистая окупаемость вложений (при ставке ссудного процента i = 10%) составит 20% (ri = 30 – 10 = 20%). Для второго года I. (1 + r)2 = R 2. Стоимость двухлетней I следующая: Для n -го года производим расчет инвестиции по следующей формуле: I. (1 + r) n = Rn. Стоимость n -летней инвестиции будет произведена следующим образом: Стоимость приобретенного капитала для n лет следующая: Сложность анализа долгосрочных инвестиций заключается в необходимости сопоставления двух потоков – затрат и будущих доходов. Полезность будущих доходов считается меньше сегодняшних: на текущие доходы к будущему можно получить проценты. Поэтому будущие поступления следует пересчитать через дисконтирование – метод приведения затрат с учетом ставки дисконта. Ставка дисконта может быть учетной ставкой процента, под которую центральный банк выдает ссуды банкам, либо иной ставкой. Это зависит от того, какие альтернативные способы использования капитала доступны. Текущая дисконтированная приведенная стоимость (PDV)) – это нынешняя стоимость 1 усл. ед., выплаченная через определе период (от одного года до n лет): По сути, PDV является дисконтирующим множителем, коэффициентом, переводящим деньги будущего периода к текущему (при дисконтной ставке i). Текущая дисконтированная стоимость зависит от ставки процента i: чем выше i, тем ниже PDV. Чтобы ответить на вопрос, будут ли долгосрочные капиталовложения на осуществление проекта рентабельными, следует подсчитать дисконтированную ценность (стоимость) будущих доходов, ожидаемых от инвестиций, и сравнить ее с размером первоначальных инвестиций. Этот показатель является критерием чистой приведенной дисконтированной стоимости (NPV)): Поскольку разница между доходами и издержками равна прибыли (П = RC), формула NPV приобретает следующий вид: где I – первоначальные инвестиции; П – прибыль: n – срок осуществления проекта:   34. Рыночн власть, ее источн. Монополизм. Показатели монопол власти. Индекс Лерненра. Монополия – это особый тип рыноч структуры, в которой один продавец является поставщиком на рынок определенного продукта, не имеющего близких субститутов. Мерой монопольной власти является так называемый индекс монопол власти Лернера (Lr), который был предложен в 1934 г. Абба Лернером. Этот индекс определяет величину превыш цены (Р) монопольной фирмы, максимизирующей прибыль, над предел издержками (МС): (1)Как мы уже знаем, Р = f (Q), следоват-но Преобразовав данное уравнение, получим следующую формулу: Выражение есть выражение обратное эластичности по цене, поэтому можно сделать следующую запись: При максимизац прибыли MR = МС, или MR = МС После преобразов формула приобретает следующий вид: На основании этого можно выразить Lr через ценовую эластичность спроса следующим образом:   Данная формула представ собой правило “большого пальца” для ценообразования. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС, а Lr = 0. При монополии показывает превышение цены над МС как процент от цены. Преобразовав уравнение (1), мы снова можем выразить цену через предельные издержки:   Причем индекс Лернера должен быть 0 < Lr < 1. Чем больше Lr, тем больше монопольная власть.  
MRCL
B
A
M
Wm
е
DL = MRPL
Le
We
Lm
SL = AC
L
 
W
21. Монополия как рыночная структура: основн черты, факторы монополизации и виды монополий.

Монополия – это особый тип рыноч структуры, в которой один продавец является поставщиком на рынок определ продукта, не имеющего близких субститутов.

Факторы возникнов моноп:

· нововведения и новации;

· экономия от масштаба;

· исключител собственность на продукт и способы его производства;· государ политика.

Чистая моноп представ собой отрасль, состоящую из одной фирмы, которая является единствен продавцом товара, не имеющего заменителей.

Чистая моноп отличается от чистой конкуренции следующим:

· в отрасли существует один продавец;· товар не имеет заменителей;· вступление в отрасль заблокировано. виды монополий:

1. Закрытая моноп представ собой фирму, которая защищена юридическими запретами (институт авторских прав).

2. Естественная монопол – это такая фирма, у которой экономия позволяет ей одной удовлетворять весь рыночн спрос на данный продукт. В результате на рынке данного продукта не может быть больше одного эффективн производителя. Естествен монополиям государство представляет исключительные привилегии (электрические и газовые компании).

3. Открытая монопол является единствен поставщиком данного (нового) продукта на некоторое время и не обладает никакой защитой от конкурентов.

Фактически все моноп могут считаться открытыми, классификация монополий на три категории достаточно условна в силу многих причин.

 

38.Рынок труда. Функциониров конкурентного рынка труда. Составной частью рынка экон ресурсов выступает рынок труда.Совокупн товар-денеж отнош по поводу спроса и предлож рабочей силы, ее найма и получения соответств денежного вознаграж представ собой рынок труда. Основными функциями рынка труда: 1. Ценообразующая. Установл цены труда PL = W, согласов эконом интересов субъектов трудовых отношений, формиров национал уровня оплаты труда и денежн доходов. 2. Регулирующая. Поддержка динамичного равновесия между DL и SL, обеспечение пропорций распределения L с учетом потребностей общества. 3. Распределительная. Формиров оптимальной структуры и резерва L. 4. Стимулирующая. Обеспечен рационал занятости населения. 5. Информационная. Предоставл информации о соотношении DL и SL, уровня оплаты L и т. д. Структура рынка труда включает компоненты:· субъекты (домашние хозяйства, фирмы) и объекты (труд, рабочая сила);· рыночн механизм формирования DL и SL и равновесных W, QL;· правовые нормы функционирования рынка труда;· резервы труда; · инфраструктура (службы занятости и миграции, страхование безработицы и т. д.). В рыноч экономике работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. На рынке труда, как и на прочих рынках, имеется спрос (DL), предложение (SL) и цена (PL) в форме заработной платы (W).   39. Рынок труда в услов несовершен конкур. Модель монопсонии. Монопсония присутствует в условиях несовершенной конкуренции как единственный потребитель рабочей силы в ситуации нахождения крупной фирмы в небольшом населенном пункте, при отсутствии альтернативных предприятий. Монопсоническое положение компании и высокая конкуренция между наемными работниками за рабочие места на этом предприятии приводит к снижению как W, так и L (рис. 59).   ис. 59. Монопсония на рынке труда В случае совершенной конкуренции равновесие находится в точке Е (, Le). Для ситуации монопсонии характерно следующее: · оплата, равная за каждую единицу L, поэтому SL = АС; · привлечение дополнительных работников означало бы прирост затрат и W > We, поэтому MRCL выше и левее SL = АС; · точка А (MRCL = MRPL) определяет занятость Lm > Le; · снижая L до L m, монопсония снижает We до Wm. Таким образом, результат монопсонической власти следующий: ¯ L, ¯ W, ­ ТПm = SWmBAM.    

DL = MRPL
SL 2
SL = MRC
SL 1
E 2
E
L 1 Le L 2
W 1     We     W 2
E 1
W
L
Чай
 
0 р
 
Сигареты
А
C
D
E
E
Сигареты
Контрактная кривая
W
DL = S(MRPL) i
SL = S(MRCL) i
W
DL
E
E
We
We
We
SL = MRC =
L
 
Le
Совокупные издержки на зарплату
L
S Lei
 
44.Общее равновес и обществ благосост. Ящик Эджуорна. Общее равновесие –равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках.

Набор альтернатив при взаимовыгодном обмене можно представить на диаграмме “коробки Эджуорта”. Такой подход к анализу процесса обмена предложил в своей книге “Математическая психология. Эссе о применении математики к моральным наукам” (1881 г.) английский экономист Фрэнсис Эджуорт (1845–1926 гг.). Стороны этой коробки изображают запасы индивидов.

В нашем примере длина “коробки” представляет 200 сигарет, а высота – 30 пачек чая. Доля Филиппа в общем объеме измеряется, начиная от левого нижнего угла, а доля Жака измеряется от правого верхнего угла. Любая точка в коробке представляет собой особый вариант распределения благ между двумя потребителями. То, что не потребляет Филипп, остается Жаку, и наоборот. К примеру, точка Е, расположенная в самом центре коробки, обозначает равное разделение двух благ между двумя индивидами и соответствует первоначальным запасам каждого.

Предпочтения Филиппа определяются множеством кривых безразличия, отмеряемым от нижнего левого угла, а предпочтения Жака – от правого верхнего. Исходя из первоначальных запасов, любое перераспределение благ в заштрихованной линзообразной зоне улучшают благосостояние Филиппа и Жака. Следовательно, каждый из них склонен к обмену. У Жака большие предпочтения к чаю, а у Филиппа – к сигаретам. Поэтому Жак пожелает обменять часть своих сигарет на чай, а Филипп, напротив, часть своего чая на сигареты.

 

 

Рис. 68. “Коробка Эджуорта”

 

35. Монопольн власть. Индекс Герфиндаля-Хиршмана. Монополия – это особый тип рыноч структуры, в которой один продавец является поставщиком на рынок определенного продукта, не имеющего близких субститутов. Степень власти над ценой и концентрацию рынка можно измерить также с помощью индекса Герфиндаля-Хиршмана (Н). Для этого необходимо знать процентную долю продаж фирмы (S) в общем объеме продаж отрасли, количество фирм в отрасли (от 1 до n). Просуммировав и возведя S каждой фирмы в квадрат, получим следующее: В случае “чистой” монополии n = 1; S = 100%; H = S 2 = 1002 = 10000. Индекс Н чаще применяют при анализе олигополистического рынка.     40.Зараб плата. Номинальн и реал зараб плата. Особенности функционир рынка труда в Р.Б. З/плата – это цена, выплачив за использов труда наемного работника; денеж вознагражд за выполн определен задания, объема работ. Номинал з/п – сумма денег, получаемая наемным работником (выражена в денежной форме). Реальная з/п – совокупн товаров и услуг, которые можно приобрести на номин зараб плату с учетом покупательной способности денег. В зависимости от метода оценки трудовых затрат используют различные формы оплаты труда, среди которых наиболее известны повременная (почасовая, дневная, недельная, месячная) и сдельная, а также их системы, стимулирующие эффективность, отдачу, качество работ. Оплата за количество проработанного времени с учетом квалификации работника именуется повременной. При сдельной форме оплаты труда сумма заработка работника находится в зависимости от количества и качества выработанной им продукции. При этом устанавливается норма выработки и расценки за единицу продукции. Факторы влияния на уровень з/п: 1. Эффективн использов труд ресурсов, измеряемая производительностью труда. 2. Эффектив использ других ресурсов, измеряемая фондо - и материалоотдачей (косвенное влияние на уровень зарплаты). 3. Качество труда.4. Уровень образования, профессионализм и производственный опыт работника. 5. Условия приложения труда (физические, социально-психологические и т. д.). В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма не влияет на формирование цен, определяемых на отраслевом рынке, т. е. для фирмы цена труда – это заданная величина, поэтому предложение труда (SL = MRC = ) абсолютно эластично (рис. 51а). Для отрасли SL = S(MRC) i, DL = S(MRPL) i, где i – количество фирм в отрасли (рис. 51б).     а б Рис. 51. Зарплата как равновесная цена труда в условиях совершенной конкуренции: а – фирма; б – отрасль Фирме выгодно нанимать работников до тех пор, пока предельный продукт MRPL не сравняется с предельными издержками MRC = Wе: MRPL = MRCL = Wе. Совокупные издержки на зарплату равны Wе. Lе, или S0WeELe. При изменении заработной платы меняется спрос на труд (рис. 52).     Рис. 52. Взаимосвязь спроса на труд и заработной платы При росте зарплаты от We до W 1 численность нанятых работников снижается от Le до L 1; при снижении We до W 2 происходит рост Le до L 2. Количество занятых обратно пропорционально уровню средней зарплаты.  
45/46. Фиаско рынка и необходим микроэконом регулиров. Установление правительством нижней границы цены. Фиаско (провалы) рынка – это случаи, когда рынок оказыв не в состоянии обеспечить эффект использов ресурсов. Наличие фиаско рынка чаще всего объясн следующ причинами: 1. Наличие рыночн власти у производителя или продавца ресурсов (чаще всего в форме монополии). Это приводит к тому, что одних товаров выпускае с избытком, других – с недостатком. Произв-ли применяют цены, отличающиеся от цен покупателей. Государство стремится осуществлять в данном случае антимоноп политику, поощрять конкуренцию и либерализ рынков. 2. Наличие неполной (ассиметричной) информац о рыноч ценах или о качестве продуктов. Не имея достоверной информации, производители и потребит допускают ошибки при принятии экономич решений. На одних рынках может сформиров избыток товаров при одновремен дефиците на других рынках. 3. Наличие внешн эффектов. Они образуются в том случае, когда та или иная деятельн, связанная с производством или потреблением, оказывает косвен воздействие на другие виды деятельн, но при этом косвенное воздействие не отражается в рыночн ценах производ благ. Государство должно ограничивать производство товаров с отрицател внешним эффектом. 4. Рынки не способны предложить общественные блага, полезные многим потребителям, несмотря на большую значимость этих благ для общества (например, освещение улиц). Государство берет на себя производство обществ благ.   36. Монопольное законодател и антимоноп регулиров: миров опыт и особенности в Р.Б. Монопо́лия - фирма действующая в условиях отсутств значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монопол создавались сверху санкциями госуд-ва, когда одной фирме давалось привилегиров право торговли тем или иным товаром. Монополия контролир занимаемый ею сектор рынка полност или в значител степени. Антимонопол законодат многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматр для таких фирм различные санкции — регулиров цен, принудител раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без моноп нельзя - естествен монопол практически незаменимы, т.к. особенности используемых ими факторов произв-ва не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Но даже в этом случае отсутствие конкуренции душит развитие на длинном промежутке времени. Хотя и конкурентный, и монополистический рынок обладают недостатками, как правило, конкурент рынок добивается более высоких результ в развитии соответствующ отрасли в долгосрочн перспективе.Монополия приводит к неэффективности, когда вместо производства на минимально возможном уровне предельных издержек, из-за отсутствия стимулов монополия начинает действовать хуже, чем могла бы действовать конкурентная фирма. Антимонопол законодат – совокупность норматив актов, направл на ограничение свободы предпринимател деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или друг


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: