Рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2
(2 минуты + 1 минута)
Важно при подготовке к выразительному чтению и пересказу наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты):
чтение цитаты
первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова) (определение своёго отношения к прочитанному)
второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях
(деление текста на смысловые фрагменты и выделение голосом ключевых слов, постановка партитурных знаков, логического и психологического (если есть) ударений)
обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов
Ключевые слова
в тексте-повествовании: глаголы, деепричастия и наречия;
в тексте-описании: существительные, прилагательные и причастия;
в тексте-рассуждении: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли
микротемы (простой или вопросный план)
ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п.
1.
2.
3.
выполнение задания 1 (выразительное чтение текста)
повторное чтение цитаты
чтение текста и определение места и способа включение в пересказ предложенной цитаты
выделение в тексте главной и второстепенной информации, использование приёмов свёртывания текста (исключение второстепенных деталей, обобщение единичных явлений и фактов)
последнее чтение текста
сверка с записями (микротемы, ключевые слова и т.п.)
Выполнение задания 2 (пересказ текста)
Логическое ударение
1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).
2. Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противоположных слова.
НАПРИМЕР: Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя?
3. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения.
НАПРИМЕР: Кленовый лист напоминает нам янтарь.
4. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. Определение-прилагательное как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.
НАПРИМЕР: Жёлтые листьясплошным ковром покрывают землю.
5. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила.
НАПРИМЕР: Маше нравится не петь, а танцевать. Лене нравится, а не тебе.
6. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже.
НАПРИМЕР: Это крик совы.
7. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения.
НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.
8. Частицы НЕ и НИ интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причём ударение падает на само слово.
НАПРИМЕР: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.
Партитурные знаки
1) ' знак акцента над ударной гласной;
2) логические паузы:
а) | короткая (на один счет),
б) || на два счета (раз, два),
в) на три счета (раз, два, три);
3) ударение:
§ логическое ударение - ударение, позволяющее любое слово во фразе сделать смысловым центром (— подстрочный знак);
§ ударение фразовое – интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важной синтагме (ударное слово подчеркивается --------),
§ психологическое ударение обозначается буквой [П] перед словом или предложением;
4) повышение тона (надстрочный знак);
5) понижение тона (надстрочный знак);
6) ^ перелом интонации (надстрочный знак);
7) - - - - растягивание слова либо замедление темпа произнесения какой-либо части текста (подстрочный знак);
8) → убыстрение темпа (подстрочный знак);
9) легато - надстрочный знак, позволяющий связать рядом стоящие слова, произнося их как одно целое, на одном дыхании).
Нужно помнить:законченность мысли выражается движением голоса вниз, незаконченность – движением голоса вверх
Интонационная функция знаков препинания
Точка: закончена мысль – понижение голоса;
запятая: мысль развивается, но высказана не до конца – движение голоса вверх;
точка с запятой: знак средний между точкой и запятой - понижение голоса меньше и пауза более короткая, чем на точке,
восклицательный знак: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса;
вопросительный знак: логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается;
тире: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке;
двоеточие: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал продолжения;
скобки: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается;
кавычки (при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова.