Сдвинув свои морщинистые брови

Уральские маршруты

СЕМЬ ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ ДОРОГАМИ СИБИРИ

Какой везде простор и какая мощь!

Это ты, заколдованный, угрюмый,

Царственный Алтай!..

Это ты окутался туманами,

Которые, как мысли, бегут с твоего

Могучего чела в неведомые страны…

Это ты, богатырь, дремлешь веками,

Сдвинув свои морщинистые брови

И думаешь свои заветные, добрые думы…

Г.И. Чорос-Гуркин,
потомок теленгетского хана Коная,
художник, ученик И.Шишкина

И вот наконец-то наступил этот долгожданный день. Мы загрузили машину так, что не осталось просвета в багажнике. Взяли резиновые сапоги, дождевики, надувной матрас, спальники и другие вещи, которые могут понадобиться в длительном путешествии. Ночью, восторженные, в тесноте, но не в обиде, двинулись в далёкий путь.
Продолжая наши путешествия по России, на этот раз мы выбрали Сибирь, Горный Алтай. Я много о нём слышала раньше, ведь это – малая родина самого Василия Макаровича Шукшина. Сюда едут и стар и млад, те, кто читал книги и видел Шукшина в фильмах и кто знакомится с ним впервые и, конечно, полюбоваться на сибирские красоты и понять, что же это за земля и её обитатели, воспетые писателем.

НАЧАЛО ПУТИ
Богатый лесной магазин. Иртыш – это вам не Миасс. Встречай нас, Чемал.
Сувенирный развал. Латифундисты-капиталисты. Река и тракт по Шукшину.

Ехать мы решили через Курганскую область, на Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Сростки (родина Шукшина), Горноалтайск, Чемал. Мой муж Юра, он же водитель, настроился на трудный и длительный путь. Представлю наш экипаж: мои родители Ольга Петровна и Анатолий Николаевич Токаревы, Юра, я, пятилетний сын Ваня. В Новосибирске к нам присоединится моя сестра Виктория Елпанова и племянница Анечка.

Курганская область нас встретила дикой зрелой вишней (начало августа), костяникой, груздями и подберёзовиками, пшеничными полями. Как проедешь мимо лесного «магазина». Поэтому стоянку для первого ночлега, запланированную после Омска искали уже ночью. Наконец на берегу Иртыша поставили палатки и улеглись спать. А утром во всей красе увидели могучую сибирскую реку Иртыш с обрывистыми, глинистыми берегами с густой растительностью и огромным количеством рыбаков на её берегу.
Но времени на любование и рыбалку в обрез. Торопимся в Новосибирск, где должный встретить сестру. Для экономии времени перекусывали на ходу. Мама делает бутерброды, подкармливает дополнительно водителя и внука.
Но всё же экономия времени не помогла: от Омска до Новосибирска, трасса нас тормозила раза три-четыре. Ремонт, пробки. Но нам ещё везло: мы всегда оказывались во главе вереницы из фур. Остановились поздно вечером недалеко от Новосибирска на берегу Оби. Я вышла из машины. Свет фар выхватывал из темноты ярко- оранжевые кусты дикой облепихи. А утром оказалось, что весь берег зарос ею, тут же поселилась и черёмуха. Над всем этим великолепием барражировали стайки стрекоз, блестя на солнце прозрачными крыльями.
Кроме всего, место оказалось грибным и рыбным. Завтрак был обеспечен. Однако рассиживаться некогда. Поезд с сестрой и племянницей на подходе к Новосибирску. За полчаса доезжаем до вокзала. Ура! Наш экипаж воссоединился.
И вот теперь вперёд. Наша первая цель - Чемал. Почему мы выбрали эти места, расположенные в северной части Республики Алтай в его горно-степной зоне? Здесь система малых горных рек, притоки Катуни охватывают части хребтов Иолго и Семинского. Кроме того, здесь тепло, и мы не оставляем надежду позагорать: Южный Урал в этом году не оправдал своего солнечного названия.
Проехали Барнаул, Бийск, посёлок Сростки, который посетим на обратном пути. И вот холмы стали перерастать в горы. Водный путь - река - оказалось, течёт параллельно нашему пути сухопутному. Как то враз в машине запахло хвойным лесом - пихтой, елью, сосной. С непривычки от упоительного аромата кружится голова. Но не только от воздуха, но и от открывавшимися перед нами видами. Какая красота! Суровые, древние горы окружают трассу. Не выпускаю фотоаппарат из рук, пытаюсь фотографировать на ходу. Рядом ребятишки спорят, у кого вид из окна красивей. Над рекой, на фоне тёмных зелёно-чёрных, вечерних, покрытых лесом гор, висит туманное облако и простирается далеко над рекой, будто раскидал над водой свои седые космы древний старик.
Всюду видны палаточные городки. Вдоль дороги указатели проезда к разным достопримечательностям - водопадам, озёрам, пещерам. Сувенирные рынки пестрят разнообразием товаров. Мы не удержались, остановились у прилавков. Глаза разбежались, не знаем, что себе выбрать. Здесь алтайский мёд и в сотах, и с кедровыми орехами, лечебная настойка на пантах алтайского марала, медовуха, сборы алтайских трав.
Ваня у деда выпросил себе кулон – настоящий волчий клык. И дед не удержался – купил себе такой же. Я никак не могла определиться с выбором сумочки ручной работы вышитой нитками мулине. Муж с трудом увёл меня от прилавка, но, разумеется, с сумочкой. Юра же приобрёл себе местный музыкальный инструмент варган. Сказал, что поздней ночью в палатке будет играть нам на варгане и представлять себя «белым» алтайским шаманом, который умеет видеть духов, отправляет свою душу в путешествие в другие миры, понимает язык животных, укрощает огонь, лечит лекарственными травами. И хорошо. Все эти способности нам пригодятся в путешествии.
Оказалось, что Ваня выпросил маракас, сделанный из кожи и дерева, чтоб ночной концерт стал ритмичнее и громче. Не хватало нам только бубна и барабана, подумала я. Но свои мысли оставила при себе.
Пока путешественники ходили меж торговых рядов, я разговорилась с хозяином торговой точки. Его прилавок меня привлёк висевшей там, огромной головой медведя с оскаленной пастью. Я стала расспрашивать, о том спускаются ли медведи к деревням, к одиноким палаткам на берегу реки. «В этом году медведей развелось много, если подняться в горы высоко, их можно встретить без труда, а так же они спускаются в низину, привлекают их неизвестные запахи. Их никто не трогает, и они никого. Можно спокойно фотографировать. А этот экземпляр,- показал он мне на предмет моего интереса, - задирал жеребят, таким образом, и попал на прилавок», - поведал мне продавец, кстати, охотник.
По телу пробежался холодок, я представила наши две беззащитные палатки ночью у реки и орудующего в них медведя в поисках чего-нибудь вкусненького. Стало страшновато. Мысль встретить в лесу ну хоть одного медведя, понаблюдать за ним, поснимать улетучилась.
С тем и покинули сувенирный рынок и двинулись дальше, чтобы засветло приехать в Чемал, где запланировали ночёвку. Но не успели поставить палатки, положить детей спать, как подъехали к нам два мотоциклиста. Оказалось, что это частная территория, за стоянку машины и место для двух палаток надо платить. Мы пытались поспорить с новоявленными латифундистами, но переспорить их не удалось, и мы отдали 500 рублей, гарантировав, таким образом, себе спокойный отдых. Правда, настроение было подпорчено. Позже мы узнали, что есть на нашем пути и бесплатные места для стоянок. Кто решит, как и мы отправиться в подобное путешествие пусть свяжется с автором материала: расскажу, где они находятся.
Ночью, выйдя из палатки, я увидела алтайское небо, оно было совсем близко и усыпано звёздами. Казалось, сейчас протяну руку и достану звезду, да не одну. Насобираю их целую корзинку! Россыпь тысячи сверкающих серебряных искр! Восхитительно! Как в сказке! Такого неба я ещё не видела.

И вновь чудесное утро. По бурлящей реке сплавляются любители активного отдыха. На берегу Аня и Ваня кричат в восторге, пытаются пускать «блинчики» по воде, строят вместе с Юрой башенки из плоских, гладких камней, плотины, прокладывают ручьям русла. Словом, наслаждаются, друг другом и свободой, не замечая взрослых и не докучая им. Не расстаюсь с фотоаппаратом. Даже Ваня бегает со своей «мыльницей». Красота ни взрослых, ни детей не оставляет равнодушными..
Так и Григорий Иванович Чорос-Гуркин – художник, слова которого я привела в начале моего рассказа, писал маслом алтайские громады голубых гор, стремительную Катунь. Он говорил, «…быть изобразителем красоты твоей, великий Хан-Алтай - наслаждение».
Я забралась на вершину горы. Ясное небо, весёлые облака, синие очертания гор, редкий сосновый лес, каменные островки и молочная река- песочные берега. Воздух богат ароматами разнотравья, внизу Чемальский тракт, лентой вьющийся рядом с рекой. Вспомнились слова Василия Шукшина, о тракте и реке: «И вот несутся они в горах рядом - река и тракт. Когда глядишь на них, думается почему-то, что это брат и сестра, или что это влюбленные, или что это, наоборот, ненавидящие друг друга Он и Она, но за какие-то грехи тяжкие заколдованные злой силой быть вечно вместе... Хочется очеловечить и дорогу, и реку. Местные поэты так и делают. Но нельзя превозмочь красоту земную словами».
Всё это запало мне в душу. А фотокамера как бы проиллюстрировала мои мысли.
***

Это был первый день и первые впечатления об Алтае. Ещё нам предстоит не раз поменять стоянки, объехать много разных мест, увидеть много интересного, испытать на себе разные погодные условия, проявить выдержку и терпение, узнать много нового, посетить святые места. Но об этом уже в следующем номере «Московского комсомольца».