Борьба с бродячими собаками в СССР. История законодательного регулирования вопроса




Как в дореволюционной России, так и в СССР с самых ранних этапов образования советского государства отлов, усыпление собак и уничтожение бродячих собак производились прежде всего в целях борьбы с бешенством. Несмотря на то, что вакцина от этого заболевания была изобретена ещё в 1885 году, до её промышленного производства, не говоря уже об обеспечении антирабическими препаратами всех населённых пунктов огромной страны, было ещё очень и очень далеко. Именно поэтому с бродячими собаками боролись всеми доступными методами, а само заболевание так и называлось — бешенство собак.

Первым советским (а точнее, российским) нормативным актом, регулирующим вопросы борьбы с бешенством в республиканском масштабе, стало постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «О мероприятиях по борьбе с бешенством собак» от 01.10.1928 г. Это постановление является весьма примечательным, и вот по каким причинам.

Во-первых, сразу бросаются в глаза лаконичность формулировок и полнота нормативного регулирования вопроса. Эти качества вообще являются отличительной чертой советской правовой школы — недаром юридическая техника советских нормативных правовых актов пользуется заслуженным уважением и у современных профессионалов.

Во-вторых, вызывает уважение срок действия этого постановления. Оно утратило силу только в 1980 году, после принятия более глобального постановления Совмина РСФСР об упорядочивании содержания собак и кошек в городах и других населённых пунктах республики (но об этом позже). Нормативный акт, действующий более полувека, не только сам по себе является немалой редкостью — такой срок говорит о том, что функции правового регулирования этот акт выполнял с требуемыми эффективностью и полнотой.

Что же содержится в постановлении-долгожителе?

Первый же пункт бьёт наповал. Одним-единственным предложением устанавливается обязательная регистрация собак, а также определяются полномочия органов, ответственных за такую регистрацию — местных отделов коммунального хозяйства.

Разумеется, никакой единой картотеки собак в Союзе не существовало. В каждом населённом пункте были свои списки и иные документы учёта, а налогом владельческие собаки не облагались. Для чего же нужна была такая регистрация? А вот для чего. Переходим ко второму пункту.

Все незарегистрированные, а также «бродячие (бесхозяйные, бездомные) собаки» подлежали вылавливанию и истреблению. Исключение было сделано для служебных и высокопородистых собак, которых после содержания в карантине было разрешено передать государственным органам и общественным организациям либо продать. Зарегистрированная собака отличалась от незарегистрированной наличием специального номерного жетона на ошейнике.

Всё предельно просто и доходчиво. Не зарегистрировал — не обессудь. Злые дядьки с ружьями и петлями уничтожат твоего барбоса в полном соответствии с законом. Зарегистрировал и нарушаешь правила содержания (выгула) — привлекаешься к ответственности, ведь найти тебя по жетону на ошейнике проще простого. Выпустил без жетона — не обессудь.

Кроме этих вопросов, постановление обязывало местные органы власти издать обязательные нормативные акты о регистрации собак, являвшиеся, по существу, правилами их содержания. На региональные же органы власти возлагалась обязанность по созданию специализированных станций с отрядами ловцов по борьбе с бешенством собак, а также по выделению специального финансирования для функционирования таких станций.

Такой подход к разграничению полномочий и к методам решения проблемы бродячих собак сохранился до самого распада СССР. В настоящее время в призывах к власти как со стороны обывателей, так и со стороны разбирающихся в вопросе людей нередко звучат, по существу, требования о возврате к старой советской системе, простой и эффективной, но часто разбиваются о «гуманизм». Договорились писать безоценочно, высказывать свое мнение не будем.

***

Столь лаконичная законодательная база, разумеется, не могла долго существовать без вспомогательных нормативных актов. Постоянно появляются новые неурегулированные вопросы, всплывают неучтённые моменты и тонкости, связанные со смежными отраслями права.

Первым дополнением стало постановление СНК РСФСР от 10.05.1930, отдельно разрешившее регионам устанавливать местный регистрационный сбор с владельцев собак (утратило силу постановление в 1942 году с принятием новых норм о налогах и сборах).

Максимальный размер такого сбора не должен был превышать:

а) для лиц наемного труда и работающих в общих мастерских членов производственных артелей, входящих в кооперативные объединения, — 5 рублей за собаку в год;

б) для всех остальных лиц — 10 рублей за собаку в год.

От уплаты регистрационных взносов освобождались государственные органы (за принадлежащих им служебных собак), государственные и принадлежащие общественным организациям питомники охотничьих собак, владельцы кровных собак, зарегистрированных в союзе охотников, а также владельцы дворовых цепных собак.

За невзнос регистрационного сбора и невыборку номерного знака для прикрепления к ошейнику владельцы наказывались штрафом в размере, равном троекратной сумме причитающегося с них регистрационного сбора.

***

В 1940 году СНК РСФСР принял первое постановление, посвящённое усилению борьбы с бешеными собаками (так и сформулировано). В современной РФ аналогичные письма главного санитарного врача и акты Минздрава издаются практически ежегодно. Видимо, в сталинские времена дважды повторять было не принято, поскольку аналогичные постановления того же уровня за тот же период мы не нашли.

Цитата:

исполнительным комитетам советов депутатов трудящихся городов и курортных поселков издать постановления о регистрации собак и борьбе с их бешенством в соответствии со ст. 5 постановления СНК РСФСР от 1 октября 1928 г. о мероприятиях по борьбе с бешенством собак (С.У., 1928, N 126, ст. 807), особо предусмотрев в этих постановлениях обязанности владельцев собак в отношении предупредительных мер по борьбе с бешенством.

<…>

исполнительным комитетам краевых и областных советов депутатов трудящихся ввести на основании второй части ст. 1 того же постановления СНК РСФСР от 1 октября 1928 г. обязательную регистрацию собак в дачных и рабочих поселках.

<…>

Контроль за выполнением постановлений по борьбе с бешенством собак возложить на органы Рабоче-крестьянской милиции, ветеринарного надзора и Государственную санитарную инспекцию.

Заодно и контролирующие органы определили.

Как видно, в Советском Союзе с двадцатых годов прекрасно понимали, что проблему бешенства не решить без комплексного подхода. Важны и отлов бродячих собак, и достаточно жёсткое регулирование содержания собак хозяйских. И даже в те времена, понимая важность породного и служебного собаководства, заводчикам и кинологам давали серьёзные финансовые послабления, фактически освобождая их от налогообложения.

Вот такой опыт мы для вас собрали. Будем рады комментариям по теме и дополнениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: