Город | Школа | Дата | |
Класс | Предмет | Номер урока по расписанию | Смена |
Количество учащихся по списку, чел. | Отсутствовало, чел. | Опоздали, чел. | |
Цель посещения урока | |||
Тема (раздел) | |||
Тема данного урока | |||
I | ||||||||
1. Цели урока (их реализация) | ||||||||
Обучающая: учитель определяет цели урока, информирует учащихся о путях реализации целей на уроке | ||||||||
Развивающая: цели носят характер, стимулирующий познавательную деятельность учащихся на уроках | ||||||||
Воспитывающая: на уроках математики воспитывающие цели нечётко сформулированы | ||||||||
2. Тип урока (подчеркнуть): | ||||||||
Урок усвоения новых знаний | ||||||||
Урок усвоения навыков и умений | ||||||||
Урок применения знаний и умений | ||||||||
Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||
Урок проверки, оценки, корректировки знаний, умений, навыков | ||||||||
Комбинированный урок | ||||||||
Фамилия, имя отчество учителя | ||||||||
Тарификационная категория (подчеркнуть) учитель; учитель II категории, учитель I категории; учитель высшей категории; заслуженный учитель; др. | ||||||||
Личность учителя: | ||||||||
Эрудиция | ||||||||
Увлеченность | ||||||||
Педагогический такт | ||||||||
Этика | ||||||||
Доброжелательность | ||||||||
Культура речи | ||||||||
Внешний вид и др. | ||||||||
Организационные качества: | ||||||||
Контакт с классом | ||||||||
Умение организовывать работу класса, включая элементы научной организации труда | ||||||||
Требовательность и объективность | ||||||||
Воспитание личным примером | ||||||||
Личность учителя представляет интерес для школьников | ||||||||
4. Учащиеся- особенности класса - сильный, средний, слабый | ||||||||
Уровень работоспособности учащихся (устойчивость внимания, интереса, др.) | ||||||||
Владение учащимися элементами научной организации труда (умение экономно использовать время, оборудование, рабочее время, использование рациональных методов работы и др.) | ||||||||
Активность учащихся | ||||||||
Дисциплина учащихся на уроке | ||||||||
Анализ структуры урока | ||||||||
1. Соответствие целям и типу урока: | ||||||||
Время, потраченное на опрос, соответствовало структуре уроков | ||||||||
Формирование понятий, умений и навыков | ||||||||
Закрепление | ||||||||
Подведение итогов | ||||||||
Объяснение домашнего задания | ||||||||
2. Организация выявления знаний | ||||||||
Методы опроса (подчеркнуть): | ||||||||
устные, письменные, графические, автоматизированные практические. | ||||||||
Виды опроса(подчеркнуть): | ||||||||
фронтальный, индивидуальный, комбинированный, др. | ||||||||
Активность учащихся при опросе | ||||||||
Включение всех учащихся в опрос | ||||||||
Подготовка учащихся к восприятию нового материала | ||||||||
3. Изучение нового материала | ||||||||
Соответствие материала урока требованиям программы | ||||||||
Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы | ||||||||
Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся | ||||||||
Самостоятельная работа на уроке (научность, идейность, логичность изложения, выделение главного, выявление причинно-следственных св.) | ||||||||
Опора на образы (символические, графические, художественные), ТСО | ||||||||
Работа с учебником, первоисточниками, словарями, справочниками | ||||||||
Использование практического опыта учащихся | ||||||||
Степени формирования новых понятий, представлений, навыков и умений | ||||||||
Межпредметные связи | ||||||||
4. Закрепление | ||||||||
Время, потраченное на повторение нового материала | ||||||||
Способы закрепления (подчеркнуть): устные, письменные, графические, практические работы | ||||||||
Разнообразие форм самостоятельной работы с классом, по группам, индивидуально | ||||||||
Включение учащихся в практическую деятельность | ||||||||
Взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка учащихся | ||||||||
5. Подведение итогов урока | ||||||||
Кто подводил? подводил учитель подводил учащийся не подведены | ||||||||
Выделение главного, изученного на уроке | ||||||||
Демонстрация уровня владения новым материалом | ||||||||
Выявление типичных ошибок, пути их преодоления | ||||||||
6.Задание на дом | ||||||||
Целесообразн.: - слишком сложно, - нормально, - упрощенно | Дозировка: - большая, - нормальная, - малая | По характеру: - тренировочное, - творческое | Дифференциация: - для сильных учащихся, - для слабых учащихся, - общее для всех | |||||
Инструктирование учащихся перед выполнением домашнего задания | ||||||||
7. Дифференцированный подход к учащимся на протяжении всего урока | ||||||||
Работа с сильными учащимися | ||||||||
Работа со слабыми учащимися | ||||||||
Результативность урока | ||||||||
1. Реализация обучающей цели урока (степень усваиваемости материала) | ||||||||
полнота знаний, умений, навыков | ||||||||
осознанность и действенность знаний | ||||||||
прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке | ||||||||
2. Реализация развивающей цели урока | ||||||||
развитие воображения - репродуктивного, творческого | ||||||||
развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления | ||||||||
умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать | ||||||||
3. Реализация воспитывающей цели урока | ||||||||
нравственное воздействие (правовое, эстетическое, трудовое, политехническое и т. д.) | ||||||||
профориентация, экономическое, экологическое, физическое, санитарно-гигиеническое | ||||||||
воспитание культуры умственного труда (элементы НОТ) | ||||||||
4. Общие итоги урока | ||||||||
мотивация школьников на всех этапах урока | ||||||||
соблюдение дидактических принципов | ||||||||
интерес учащихся к уроку | ||||||||
морально-психологическая обстановка на уроке, демократизация взаимоотношений между учителем и учащимися | ||||||||
реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправления школьников на уроке | ||||||||
5. Выводы и предложения | ||||||||
Положительные особенности урока | ||||||||
Замечания, предложения, рекомендации: | ||||||||
Опорная таблица к анализу урока (Конаржевский Ю.А.)
Организационный этап | |
1. Дидактическая задача этапа | - подготовить учащихся к работе на уроке. |
2. Содержание этапа: | взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания. |
3. Условия достижения положительных результатов: | кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность (из урока в урок) организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. |
Этап проверки домашнего задания | |
1. Дидактическая задача этапа | установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки. |
2. Содержание этапа | выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недочетов. |
3. Условия достижения положительных результатов | оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний изученного учащимися дома. |
Этап всесторонней проверки знаний | |
1. Дидактическая задача этапа | - глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. |
2. Содержание этапа: | проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков. |
3. Условия достижения положительных результатов: | использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа | проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | |
1. Дидактическая задача этапа | организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
2. Содержание этапа: | сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы. |
3. Условия достижения положительных результатов | предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока). |
Этап усвоения новых знаний | |
1. Дидактическая задача этапа | - дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. |
2. Содержание этапа: | организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися. |
3. Условия достижения положительных результатов | использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно; актуализация личного опыта и шорных знаний учащихся; словарная работа. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения. |
Этап проверки понимания учащимися нового материала | |
1. Дидактическая задача этапа | - установить, усвоили или нет учащиеся связи между фактами, содержание новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы. |
2. Содержание этапа: | проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. |
3. Условия достижения положительных результатов | постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников. |
Этап закрепления нового материала | |
1. Дидактическая задача этапа | - закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
2. Содержание этапа: | закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. |
3. Условия достижения положительных результатов: | выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся. |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | |
1. Дидактическая задача этапа | - сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. |
2. Содержание этапа | информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. |
3. Условия достижения положительных результатов: | спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | правильное выполнение домашнего задан всеми учениками. |