Схема системного анализа традиционного урока.




  Город Школа Дата
Класс Предмет Номер урока по расписанию Смена
Количество учащихся по списку, чел. Отсутствовало, чел. Опоздали, чел.
Цель посещения урока
 
Тема (раздел)
 
Тема данного урока
 

 

          I
1. Цели урока (их реализация)          
Обучающая: учитель определяет цели урока, информи­рует учащихся о путях реализации целей на уроке          
Развивающая: цели носят характер, стимулирующий познавательную деятельность учащихся на уроках          
Воспитывающая: на уроках математики воспитываю­щие цели нечётко сформулированы          
2. Тип урока (подчеркнуть):          
Урок усвоения новых знаний          
Урок усвоения навыков и умений          
Урок применения знаний и умений          
Урок обобщения и систематизации знаний          
Урок проверки, оценки, корректировки знаний, умений, навыков          
Комбинированный урок          
Фамилия, имя отчество учителя
Тарификационная категория (подчеркнуть) учитель; учитель II категории, учитель I категории; учи­тель высшей категории; заслуженный учитель; др.          
Личность учителя:          
Эрудиция          
Увлеченность          
Педагогический такт          
Этика          
Доброжелательность          
Культура речи          
Внешний вид и др.          
Организационные качества:          
Контакт с классом          
Умение организовывать работу класса, включая элемен­ты научной организации труда          
Требовательность и объективность          
Воспитание личным примером          
Личность учителя представляет интерес для школьников          
4. Учащиеся- особенности класса - сильный, сред­ний, слабый          
Уровень работоспособности учащихся (устойчивость внимания, интереса, др.)          
Владение учащимися элементами научной организации труда (умение экономно использовать время, оборудо­вание, рабочее время, использование рациональных ме­тодов работы и др.)          
Активность учащихся          
Дисциплина учащихся на уроке          
Анализ структуры урока          
1. Соответствие целям и типу урока:          
Время, потраченное на опрос, соответствовало структу­ре уроков          
Формирование понятий, умений и навыков          
Закрепление          
Подведение итогов          
Объяснение домашнего задания          
2. Организация выявления знаний          
Методы опроса (подчеркнуть):          
устные, письменные, графические, автоматизированные практические.          
Виды опроса(подчеркнуть):          
фронтальный, индивидуальный, комбинированный, др.          
Активность учащихся при опросе          
Включение всех учащихся в опрос          
Подготовка учащихся к восприятию нового материала          
3. Изучение нового материала          
Соответствие материала урока требованиям программы          
Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы          
Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся          
Самостоятельная работа на уроке (научность, идей­ность, логичность изложения, выделение главного, вы­явление причинно-следственных св.)          
Опора на образы (символические, графические, художе­ственные), ТСО          
Работа с учебником, первоисточниками, словарями, справочниками          
Использование практического опыта учащихся          
Степени формирования новых понятий, представлений, навыков и умений          
Межпредметные связи          
4. Закрепление          
Время, потраченное на повторение нового материала          
Способы закрепления (подчеркнуть): устные, письменные, графические, практические работы          
Разнообразие форм самостоятельной работы с классом, по группам, индивидуально          
Включение учащихся в практическую деятельность          
Взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка учащихся          
5. Подведение итогов урока          
Кто подводил? подводил учитель подводил учащийся не подведены          
Выделение главного, изученного на уроке          
Демонстрация уровня владения новым материалом          
Выявление типичных ошибок, пути их преодоления          
6.Задание на дом            
Целесообразн.: - слишком сложно, - нормаль­но, - упрощен­но Дозировка: - большая, - нормаль­ная, - малая По характе­ру: - трениро­вочное, - творче­ское Дифференциа­ция: - для сильных учащихся, - для слабых учащихся, - общее для всех          
Инструктирование учащихся перед выполнением до­машнего задания              
7. Дифференцированный подход к учащимся на про­тяжении всего урока          
Работа с сильными учащимися          
Работа со слабыми учащимися          
Результативность урока          
1. Реализация обучающей цели урока (степень усваиваемости материала)          
полнота знаний, умений, навыков          
осознанность и действенность знаний          
прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке          
2. Реализация развивающей цели урока          
развитие воображения - репродуктивного, творческого          
развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления          
умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абст­рагировать, конкретизировать, обобщать          
3. Реализация воспитывающей цели урока          
нравственное воздействие (правовое, эстетическое, тру­довое, политехническое и т. д.)          
профориентация, экономическое, экологическое, физи­ческое, санитарно-гигиеническое          
воспитание культуры умственного труда (элементы НОТ)          
4. Общие итоги урока          
мотивация школьников на всех этапах урока          
соблюдение дидактических принципов          
интерес учащихся к уроку          
морально-психологическая обстановка на уроке, демо­кратизация взаимоотношений между учителем и уча­щимися          
реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправления школьников на уроке          
5. Выводы и предложения          
Положительные особенности урока
Замечания, предложения, рекомендации:
                 

 

Опорная таблица к анализу урока (Конаржевский Ю.А.)

Организационный этап
1. Дидактическая задача этапа - подготовить учащихся к работе на уроке.
2. Содержание этапа: взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка под­готовленности учащихся к уроку (рабочее ме­сто, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.
3. Условия достижения положительных результа­тов: кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; органи­зация внимания всех учащихся.
4. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа: требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность (из урока в урок) ор­ганизационного воздействия; последователь­ность в предъявлении требований.
Этап проверки домашнего задания
1. Дидактическая задача этапа установить правильность и осознанность вы­полнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.
2. Содержание этапа выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаружен­ных недочетов.
3. Условия достижения положительных результатов оперативность учителя, целевая направлен­ность его деятельности; использование учите­лем системы приемов, позволяющих опреде­лить выполнение домашнего задания у боль­шинства учащихся класса.
4. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа:   возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего зада­ния актуализировать и скорректировать опор­ные понятия, ликвидировать причины обнару­женных недостатков; высокая степень выявле­ния качества знаний изученного учащимися дома.
Этап всесторонней проверки знаний
1. Дидактическая задача этапа   - глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению ра­циональными приемами учения и самообразо­вания.  
2. Содержание этапа:   проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков.  
3. Условия достижения положительных результа­тов:   использование самых различных методов про­верки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополни­тельных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.  
4. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа проверка учителем не только объема и пра­вильности знаний, но также их глубины, осоз­нанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствова­ния приемов самостоятельной работы; актив­ная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.  
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Дидактическая задача этапа организовать и направить к цели познаватель­ную деятельность учащихся.  
2. Содержание этапа: сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной пробле­мы.  
3. Условия достижения положительных результатов   предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учеб­ного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они долж­ны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различ­ных уроках.  
4. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа:   активность познавательной деятельности уча­щихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимо­сти изучаемого материала (выясняется на по­следующих этапах урока).
Этап усвоения новых знаний
1. Дидактическая задача этапа   - дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изу­чаемого вопроса, правила, принципа, закона, до­биться от учащихся восприятия, осознания пер­вичного обобщения и систематизации новых зна­ний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
2. Содержание этапа:   организация внимания; сообщение учителем но­вого материала; обеспечение восприятия, осозна­ния, систематизации и обобщения материала уча­щимися.
3. Условия достиже­ния положительных ре­зультатов использование приемов, усиливающих воспри­ятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее суще­ственных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; ис­пользование приемов мышления, анализа, синте­за, сравнения, абстрагирования, обобщения, кон­кретизации; постановка перед учащимися учеб­ной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно; актуализация личного опыта и шорных знаний учащихся; словарная работа.
4. Показатели выпол­нения дидактической задачи этапа:   при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоя­тельной работы, а также качество знаний учащих­ся на последующих этапах обучения.
Этап проверки понимания учащимися нового материала
1. Дидактическая задача этапа - установить, усвоили или нет учащиеся связи между фактами, содержание новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы.
2. Содержание этапа:   проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
3. Условия достижения положительных результатов   постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использова­нии знаний; обращение учителя к классу с тре­бованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональ­ное решение и т.д.; учет дополнительных отве­тов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового ма­териала.
4. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа: учитель опрашивает средних и слабых учени­ков, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового ма­териала; основной критерий выполнения ди­дактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.
Этап закрепления нового материала
1. Дидактическая задача этапа - закрепить у учащихся те знания и умения, ко­торые необходимы для самостоятельной рабо­ты по новому материалу.
2. Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений; за­крепление методики изучения материала; за­крепление методики предстоящего ответа уче­ника при очередной проверке знаний.
3. Условия достижения положительных результа­тов: выработка умений оперировать ранее получен­ными знаниями, решать теоретические и прак­тические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.
4. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа: умение учащихся соотносить между собой фак­ты, понятия, правила и идеи; умение воспроиз­водить основные идеи нового материала; уме­ние выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1. Дидактическая задача этапа - сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвес­ти итоги урока.
2. Содержание этапа информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как уча­щиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно ста­рался, что нового узнали школьники.
3. Условия достижения положительных результа­тов: спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала.
4. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа: правильное выполнение домашнего задан всеми учениками.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: