Материалы конкурса по отбору кандидатур на должность
Главы Солнечного муниципального района
Хабаровского края
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ
(авторская «дорожная карта»)
Солнечного муниципального района Хабаровского края
КОСЕНКО
Максим Александрович
Солнечный район
Хабаровский край
Год
По состоянию на 01.01.2018 года социально-экономическое положение Солнечного муниципального района продолжает оставаться сложным, при этом разработанные муниципальные программы и инвестиционные планы развития, принятые администрацией Солнечного муниципального района выполняются частично (не достигая никаких определенных результатов), либо существуют лишь номинально в разрезе «необходимости быть принятыми», но не реализованными.
Как показал анализ (сводный отчет) об оценке эффективности реализации муниципальных программ Солнечного муниципального района по итогам 2017 года практически ни одна муниципальная программа не достигла эффективных качественных и количественных показателей. Практически все муниципальные программы социальной направленности были профинансированы из средств районного (местного) бюджета частично, либо на недостаточные суммы для достижения определённых эффективных целевых показателей и практических результатов.
Большая часть муниципальных программ была разработана и принята с нарушениями Порядка разработки, формирования, согласования, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ Солнечного муниципального района, не пройдя публичного общественного обсуждения, как на этапе их принятия, так и на этапе их дальнейшей реализации.
|
Из 23 принятых и реализуемых сегодня муниципальных программ, шесть (26%) содержательно являются программами, направленными на развитие системы коммунальной инфраструктуры (ЖКХ), их финансовая составляющая от общей доли финансирования муниципальных программ из средств районного бюджета составляет более 50%.
Администрация муниципального района не принимает достаточных мер для привлечения дополнительных финансовых средств (различных источников финансирования и софинансирования) через участие муниципальных учреждений, социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, территориальных общественных самоуправлений в федеральных, краевых и фондовых конкурсах, направленных на финансовую поддержку социальных проектов и инновационных идей, создание комфортной городской среды.
Штатная численность специалистов (муниципальных и не муниципальных служащих) органов местного самоуправления Солнечного района с 2010 года возросла более чем в два раза.
Администрацией района не принимаются достаточные меры в сфере информационной открытости, общественной экспертизы, взаимодействия и плодотворного сотрудничества с общественными организациями и депутатами районного Собрания и поселковых советов. Население муниципального района находится в информационном вакууме, не принимает активного участия в публичных слушаниях, общественных обсуждениях. Коммуникационных связей между активным населением муниципального района явно недостаточно.
На сегодняшний день существенно устарел и является неэффективным формат проведения коллегий при главе муниципального района (не определен регламент и статус коллегии), формат проведения расширенных совещаний и публичных слушаний, не достаточно отработана и налажена система организации видеоконференций с отдаленными поселениями муниципального района, формально или вообще не проводится общественная экспертиза нормативно-правовых муниципальных актов и решений органов местного самоуправления.
|
В районе сложилась устойчивая динамика снижения численности постоянного населения. Основная причина снижения численности населения района – миграция граждан на постоянное место жительства за пределы района.
Численность населения района по состоянию на 01.01.2018 составила 29 926 человек. По отношению к 01.01.2017 численность населения района уменьшилась на 521 человек. Все муниципальные поселения муниципального района находятся в зоне демографического старения и риска, где подавляющей частью населения являются люди зрелого, предпенсионного или пенсионного возраста.
При этом Солнечный район обладает достаточным трудовым потенциалом, который не используется в достаточной мере:
- на объектах туристической инфраструктуры (ГЛК «Холдоми», ГЛК «Амут») работает 80% жителей г. Комсомольска-на-Амуре от общего количества их штатного расписания;
- предприятия лесной отрасли и горнорудной промышленности в основном используют иностранных рабочих, или применяют вахтовый метод работы, при котором часть рабочих завозится из других регионов страны;
|
- в районе нет эффективной (перспективной) программы привлечения молодых специалистов в учреждения и на предприятия района, после получения ими профессионального образования.
В 2017 году на 7,3% снизились поступления по налоговым и неналоговым доходам районного бюджета относительно 2016 года, что в первую очередь связано с уменьшением дополнительного норматива отчислений в бюджет района от налога на доходы физических лиц.
Солнечный район имеет большой промышленный потенциал своего экономического развития. При четком взаимодействии органов местного самоуправления с бизнес-сообществом и региональными органами власти Солнечный район (районная администрация) может принять участие в различных инновационных проектах, направленных на развитие города Комсомольска-на-Амуре (федеральная программа), как социально-экономический кластер «КАС – Комсомольск-Амурск-Солнечный». Также при формировании стратегического плана развития района, его районный центр может войти в федеральную программу развития промышленных моногородов по примеру рп. Чегдомын (Верхнебуреинский район). Необходимо в полную меру использовать ресурс «территории опережающего открытия» ГЛК «Холдоми» по созданию в районном центре и рп. Горный достаточной социальной инфраструктуры, направленной на поддержку горнолыжного спорта и туризма.
Особое внимание в сфере развития промышлености следует уделить:
- постоянному привлечению инвестиционных проектов, направленных на деревопереработку (создание новых деревоперерабатывающих предприятий), с определением квоты рабочих мест для жителей Солнечного района;
- всестороннему содействию федеральному проекту по модернизации Байкало-Амурской железной дороги (вкл. социальные программы ОАО «РЖД» по созданию дополнительных рабочих мест, по строительству жилья для работников отрасли, создание дополнительной социальной инфраструктуры и пр.);
- четкому перспективному планированию (оказанию всесторонней поддержки) деятельности ПК НРК «СикауПокто» (с. Кондон), возобновление добычи рыбы в промышленных объемах (вкл. перераспределение направления деятельности колхоза в рыбопереработку, сбор и переработку дикоросов через активное участие в федеральной и региональной программах поддержки коренных и малочисленных народов);
- перспективному развитию дорожной деятельности в рамках региональных и федеральных программ и проектов (оказание всестороннего содействия и поддержки муниципальным поселениям района в их активном участии в краевых программах по софинансированию расходов на ремонты объектов дорожного хозяйства, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования местного значения, устойчивого развития сельских территорий и развития транспортной системы Хабаровского края);
- дальнейшей поддержке малого и среднего бизнеса, направленного на развитие промышленности малой мощности.
Администрацией района (администрациями городских и сельских поселений) не проводится достаточной работы по формированию и развитию дальнейшей деятельности территориальных общественных самоуправлений (ТОС), которые созданы сегодня лишь в двух из одиннадцати поселений района. Необходимо активизировать это направление деятельности, создавать и системно развивать деятельность ТОС, направленную на участие в различных федеральных и региональных конкурсах, направленных на поддержку общественных инициатив, в том числе в региональной программе «Формирование современной городской среды».
Администрацией района (администрациями городских и сельских поселений) практически не ведется работа по поддержке деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО, НКО), которые могли бы при активом взаимодействии с органами местного самоуправления и системе грамотного аутсорсинга оказывать населению социальные услуги в сфере дополнительного образования, спорта, молодёжной политики, культуры и досуга. В Солнечном районе действует всего четыре организации (НКО), имеющие право участвовать в федеральных и региональных конкурсах, направленных на финансовую поддержку социальной деятельности и реализацию социальных проектов. До сих в Солнечном районе отсутствует ресурсный проектный центр (информационный центр), который мог бы стать двигателем взаимодействия администрации района с НКО (активными общественными деятелями и лидерами) района по привлечению дополнительных финансовых средств на реализацию качественной и эффективной социальной политики.
По состоянию на 01.01.2018 в Солнечном районе осуществляют деятельность 611 субъектов потребительского рынка, из них более 80% являются предприятиями розничной торговли. В прошлом году в районе было зарегистрировано лишь девять новых индивидуальных предпринимателей потребительского рынка (розничная торговля, общественное питание), которые создали всего 16 дополнительных рабочих мест.
По состоянию на 01.01.2018 года в районе зарегистрировано 1 127 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП). В сфере малого и среднего предпринимательства Солнечного муниципального района занято более 42,2 % от общей численности занятого населения района.
Учитывая важность развития форм предпринимательства необходимо принять дополнительные меры со стороны муниципальных органов власти в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, направленного именно на развитие производства, бытового обслуживания, предоставление социальных услуг населению.
В рамках реализации в 2017 году муниципальной программы по развитию и поддержки малого и среднего предпринимательства в Солнечном районе была оказана поддержка лишь 4 субъектам малого предпринимательства всего на 150,0 тысяч рублей из средств районного бюджета.
Недостаточными остаются меры, принимаемые администрацией района в сфере градостроительства и обеспечения жильем отдельных категорий граждан. На 01.01.2018 года в список нуждающихся в жилье молодых семей входит 90 семей (в 2017 году улучшили свои жилищные условия лишь 24 молодые семьи (21% от количества участвующих в программе). Администрацией района практически не ведется работа по переселению граждан из ветхого жилья, нет четкой и открытой базы имеющегося на сегодняшний день служебного (ведомственного) жилья, нет сформированного и утвержденного порядка выдачи служебного жилья отдельным категориям граждан и специалистам муниципальных (краевых) учреждений социальной сферы.
На сегодняшний день в отрасли ЖКХ функционирует: 14 организаций и 1 индивидуальный предприниматель, численность работающих на 01.01.2018 года в отрасли жилищно-коммунального хозяйства составляет 939 человек.
В отрасли в течении ряда лет нет четкого планирования (организационно-кадрового, планово-финансового), что приводит к постоянному банкротствам коммунальных предприятий, реформирование коммунальных служб в Солнечном районе практически не ведется.
Задолженность населения по действующим предприятиям без задолженности, нереальной к взысканию, по состоянию на 01.01.2018 года достигла суммы 126,6 млн. руб. С учетом задолженности по предприятиям банкротам задолженность населения составляет – 282,7 млн. руб.
В системе ЖКХ нет формата и принципа общественной прозрачности. Администрации района необходимо активизировать работу общественности по организации и дальнейшему развитию товариществ собственников жилья (ТСЖ). Реформирование и преобразование системы ЖКХ можно начать лишь при переходе органов местного самоуправления к принципиально новому подходу работы с квартиросъемщиками и бюджетными организациями – основными плательщиками за предоставленные коммунальные услуги.
Администрация муниципального района должна изменить подход от защиты интересов коммунальных служб на защиту интересов и прав граждан-плательщиков.
Необходимо в кратчайшие сроки проверить эффективность использования средств различных бюджетов на строительство и оснащение объектов коммунальной инфраструктуры за период с 2010 года.
При многомиллионном финансировании отрасли на протяжении ряда лет объекты коммунальной инфраструктуры поселений района не отвечают современным условиям, имеют значительный физический и моральный износ. Требуется масштабная замена изношенных коммунальных сетей для исключения значительных потерь коммунальных ресурсов, необходима модернизация коммунальных объектов.
В течение последних лет администрацией района допущены серьёзные ошибки, связанные с организацией контроля над строительством и вводом в экспликацию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (с. Эворон, п. Амгунь).
В Солнечном районе остро стоит вопрос размещения и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). В настоящее время организации, осуществляющие эксплуатацию свалок ТБО в Солнечном муниципальном районе, не могут получить лицензии в органах Росприроднадзора на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности. Необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос о строительстве полигона ТБО на территории Солнечного муниципального района.
В Солнечном районе выявлены и требуют быстрого решения проблемы техногенного характера:
- ООО «Оловянная рудная компания» не проведена рекультивация нарушенной поверхности хвостохранилища на ключе «Первый», предприятие продолжает сброс фильтрационной воды через хвостохранилище в реку Силинка;
- деревоперерабатывающими предприятиями Березовского сельского поселения не решен вопрос по утилизации и переработке отходов лесопиления, допускается сжигание древесных отходов открытым способом, в результате происходит негативное воздействие на экологическое состояние территории поселения;
- в результате высокого уровня воды в р. Амгунь летом 2017 года произошло перераспределение стока воды из основного русла реки в правобережный второстепенный рукав, непосредственно проходящий вдоль с. Тавлинка (Березовское сельское поселение), в связи с этим создается угроза размыва правого берега протоки на участке села и подтопление жилой застройки;
- в сельском поселении «Поселок Горин» регулярно осуществляется подтопление территории поселения в весенний период таяния снега и летних ливневых дождей, в зону подтопления попадает 29 частных жилых домов с приусадебными участками площадью 8,1 Га и КГУ «Горинский психоневрологический интерна».
Сегодня очень остро стоит вопрос с дальнейшим развитием деятельности Солнечного автотранспортного предприятия, осуществляющему пассажироперевозки по территории района. Необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос по привлечению инвестора в эту сферу социально-экономической деятельности Солнечного района.
Одной из основных проблем Солнечного района является нехватка собственных доходов для обеспечения реальной потребности учреждений района, а также их неэффективное использование.
При формировании бюджета района на 2018 год реальная потребность в бюджетных ассигнованиях главных распорядителей бюджетных средств была сокращена на 34 % или на 277,4 млн. руб., что приведет к возникновению кредиторской задолженности и увеличению муниципального долга.
Для обеспечения основных потребностей администрация района в течение последних лет ввело практику кредитных и бюджетных займов (кредитов): 2016 год – 85,3 миллиона рублей, 2017 год – 20 миллионов рублей.