Министерство образования и науки Челябинской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Миасская средняя общеобразовательная школа №16»
Тема: «Песни в солдатской шинели»
Тип проекта: информационно – познавательный
Автор проекта: Волокитина Виктория Александровна,
обучающаяся 7 вкласса МАОУ «МСОШ №16»
Наставник проекта: Пашнина Олеся Валерьевна
учитель музыки МАОУ «МСОШ №16»
Миасс
Содержание
Аннотация наставника
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть……………………………………………………….5
1.1. Значение песни в годы Великой Отечественной войны…………..5
1.2. Песни Великой Отечественной войны
II. Практическая часть……………………………………………………….9
2.1. Интервью с ветераном Великой Отечественной войны………….9
2.2. Создание проектного продукта - Буклет продукт «И песня с нами воевала».…………………………………………………………………...9
Заключение ………………………………………………………………………10
Используемая литература ……………………………………………………....11
Аннотация наставника
В своей работе автор подробно рассказывает о песнях Великой Отечественной войны и их значении на фронте и в тылу. Систематизирована информация об истории создания песен военных лет. В практической части автор приводит результаты исследования среди учащихся 7 классов, чтобы выяснить знает ли современное поколение песни военных лет и какие из них популярны среди современной молодёжи. Также дано описание интервью с ветераном Великой Отечественной войны Накаряковым Иваном Григорьевичем.
Проектный продукт: Информационный буклет. Он может быть интересен учителям МХК, музыки и классным руководителям.
|
Введение
Песня во все времена раскрывала чувства, мысли, характер человека. Поющие песни выражают через нее самые глубинные черты своего характера. В годы Великой Отечественной войны песня имела очень важное значение, ее исполняли и в тылу, и на фронте. История песен военных лет — это часть истории нашей родины, которую мы должны знать.
Чтобы выяснить насколько тема актуальна для современной молодежи мы провели социологический опрос. Результаты проведенного нами анкетирования показали, что учащиеся 7 класса знакомы с песнями Великой Отечественной войны, но количество их небольшое. Среди известных песен они указали «Катюша – 60%», «День победы- 25%», «Священная война-14%», 1% учащихся не смогли назвать ни одной песне о войне. Таким образом данные показали необходимость исследования песен Великой Отечественной войны. Информацией планирую поделиться с одноклассниками, а также материал может быть использован на уроках музыки, МХК и при проведении классного часа.
Цель проекта: исследовать песни Великой Отечественной войны, историю их создания и значение в жизни солдат.
Задачи проекта: 1. Изучить литературу и интернет ресурсы по данной теме;
2. Провести анкетирование с целью выявления актуальности данного проекта;
3. Подобрать музыкальный материал (песни ВОВ);
4. Изучить и описать историю создания песен военных лет;
5.Выяснить значение песни в годы ВОВ, взяв интервью у ветерана;
6. Создание проектного продукта – информационный буклет «И песня с нами воевала».
|
I. Теоретическая часть.
Значение песни в годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война - одна из самых героических страниц нашей истории. Мужество людей, их стремление защитить свою Родину не знало границ. Вместе с людьми в солдатский строй встала песня. С первых дней войны песни помогали народу выстоять и победить, они стали оружием, которое подавляет врага.
Многие исследователи отмечают подъем песенного творчества в годы Великой Отечественной войны. В этот период были созданы тысячи песен, которые вдохновляли бойцов на подвиг, вселяли в них мужество. Уже в первую неделю войны советскими композиторами и поэтами были написаны около двухсот новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт».
Песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности.
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.
|
И такие новые песни, походные, строевые выразившие, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экранав боевых киносборниках: песни-лозунги, песни-призывы, чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.
Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.
Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.
Эти песни живут до сих пор. Хорошо, когда современные дети, знающие о войне из книг, кинофильмов, рассказов, поют фронтовые песни. Прошли годы, но песни военных лет звучат и сегодня, трогая сердца наших современников. У каждой песни есть своя судьба, своя история. Каждая из них раскрывает нам отдельную страницу тех незабываемых событий.