П. Клефато отмечает, что роскошь обладает рядом экономических функций. Каковы эти функции?




Вопрос 1

Американский социолог Л. Уорнер ввел понятие «социального класса» в противовес экономическим классам, основанным на имущественном положении. Каковы основания отнесения к тому или иному социальному классу? Как жители Янки-сити определяли, к какому социальному классу принадлежит человек? Какие социальные классы Вы можете выделить в Вашем местном сообществе (родной город, компания, в которой Вы работаете)? Приведите примеры.

В своем исследовании Л. Уорнер показывает, что разедение на классы в обществе происходит не только на основании дохода и материального положения, но также на основе дополнительных факторов, таким образом экономические классы заменяются социальной стратификацией.

К факторам относятся следующие:

- материальное положение (в социальной тсратификации все равно имеет важную роль)

- родословная

- принадлежность к клубам

- место проживания

- круг лиц, с которыми общается человек

- профессиональная деятельность/ должность

- возраст встепления в брак

- равность вступающих в брак людей

- разделение на приезжих жителей и коренных

- манеры поведения, речь

- образование

При этом материальное положение повышает социальный статус, но при этом на определение человека к какому-то классу влияет манера страты денег, поведение, родостловная, место дительства. Одним из важных критериев также является наличие власти, в нашем обществе это также важный критерий: наличие депустатства, принадлежность к партии текущей власти, участие в опозиционных партиях и движениях.

В исследовании отмечали выделение 3х классов: низкий, средний и высший. Каждый из классов имеет 2 условных уровня: высший и низший, таким образом имеет разделение на 6 классов. Принадлежность к высшему высшему и низшему высшему, например, определялась:

- как долго семья принадлежит высшему классу,

- однородность членов семьи: все из высшего класса или нет, родословная,

- стиль жизни: праздность, соблюдение манер и устоев высшего общества,

- профессия,

- досуг,

- принадлежность к клубам.

Жители Янки-сити также определяли принадлежность к классу на основани места проживания семьи по районам города. Был район Ривебрук, жители которого считались низшим классом вне зависимости от их профессии и поведения, им приписываются негативные качества. В то время как Холл-стритовцы имели принадлежность к высшему классу, но не все, а дальше они ранжировались по дополнительным факторам на высший-высший и низший-высший.

В исследовании также отмечается тенденция, что люди разного класса могут находиться в одной компании, но при этом отбор достаточно жетский и как парвило люди общаются с людьми из такого же класса.

Для сохранения социального статуса семьи необходимо, чтобы брачующиеся были из одного класса, что содействует заключению равных браков.

Высший класс в большей степени дистанцируется от остальных, так как имеет больше социальных инструментов для идентификации класса.

Важно отметить, что жители Янки-сити определяли к какому-то классу относится человек на основании перечисленных факторов, если же не было известно о том, как человек ведет себя в обществе, то его определяли в класс к тем людям, с которыми он общается или с кем в клубе он состоит.

Деньги имеют важность не только как факт наличия капитала, но также для того, чтобы вести «правильный» для определенного класса образ жизни.

Дополнительный фактор – это размер семьи и возраст вступления в брак, а также процент одиноких в классе.

В нашем обществе можно выделить классы, подобные тем, что выделены в исследовании:

- на основании места проживания:

o многофункциональные ЖК, такие как Золотые ключи, Фамильный дом Воробьево, Роял Хаус.

o загородные элитные котеджные поселки, типа Усадьба Усово, Азарово, Барвиха

- центр города

- старый жилищный фонд

- некоторые отдельные районы города: Арбат, Якиманка, Хамовники и др.

Также существует список непретижных районов. Остальные районы деляться по удаленности от центра города, а также вступает в силу факторкачества жилья.

Важным фактором является наличие высшего образования. Отсутствие расценивается как сильно понижающий статус фактор. Также для Москвы остается выделение коренных жителей и приезжих. При равном капитале коренные жители имеют больший статус.

В отдельный класс можно выделить депутатов и причастным к властным структурам людей, которые имеют невысокий статус в обществе, но при этом высокий капитал и допонительные привилегии.

Вопрос 2

Сравните концепции моды Г. Зиммеля и Г. Блуммера. Как возникает и распространяется мода? Каким образом мода способствует статусной дифференциации? Приведите примеры модного поведения в сфере IT технологий.

 

Концепция Зиммеля

Мода – классовая дифференциация, мода рассматривалась, как попытка элитарных классов выделять себя в открытом классовом обществе. Данные знаки отличия постепенно перенимаются более «низшими» классами, образуя пирамиду, а данный цикл повторяется, как только знаки утрачивают свою различительную силу.

Достоинства:

· Мода требует для своего появления определенный тип общества

· Подчеркивание важности престижа в функционировании моды

Недостатки:

· Ограниченная трактовка. Подход хорошо приспособлен к моде на одежду в Европе XVII, XVIII и XIX столетий с ее особой классовой структурой, но не приложим к функционированию моды в нашу нынешнюю эпоху с ее многообразием областей и акцентом на современности.

Концепция Блуммера

Мода – не классовая дифференциация, а коллективный отбор из множества конкурирующих образцов.

Предпосылки:

Рассматривается пример с открытием новой коллекции дома моды.

· Установление моды проходит через интенсивный процесс отбора

· Люди, независимо друг от друга, делают одинаковый выбор

· Модельеры делали вещи, похожие друг на друга, несмотря на то, что конкурировали между собой

Таким образом, не престиж элиты делает модель модной; напротив, пригодность или потенциальная модность модели позволяет престижу элиты к ней прикрепиться. Люди из других классов, сознательно следующие моде, поступают так потому, что это мода, а не в силу особого престижа элитарной группы. Мода умирает не потому, что она отбрасывается элитарной группой, а потому, что она уступает дорогу новому образцу, более созвучному развивающемуся вкусу. Механизм моды появляется не в ответ на потребность в классовой дифференциации и классовом подражании, а в ответ на желание быть в моде, быть на высоте того, что числится хорошим, выражать новые вкусы, рождающиеся в меняющемся мире.

Доказательства:

· Члены элитарных классов сами заинтересованы в том, чтобы быть в моде

· Выбор из конкурирующих образцов обычно не зависит от престижа производителя данного образца.

· Приводится пример неудачной попытки управление модой, несмотря на эффективное управление источниками престижа (моду на короткие юбки в начале 20х не удалось обратить, несмотря на мощную рекламную кампанию государства и модных домов против них)

Механизм моды

Движение моды – выискивание новых образцов, которые будут соответствовать пока еще не проясненным и не сформировавшимся более новым вкусам. При этом мода обладает исторической преемственностью, инноваторам моды всегда приходится принимать во внимание уже существующую моду, если не по какой-то другой причине, то хотя бы для того, чтобы отойти от нее или ее развить. При этом мода всегда современна, она выражает современные тенденции.

Таким образом, мода возникает как проявление коллективного вкуса на основании предыдущей моды и современных достижений, развивается посредством коллективного отбора и постепенно перенимается разными статусными группами.

Сам же коллективный вкус является продуктом опыта и формируется как результат социального взаимодействия людей (люди, долгое время находящиеся в одной социальной среде приобретают похожие вкусы).

Для того, чтобы какая-либо область была подвержена влиянию моды, она должна быть вовлечена в изменение, люди в ней готовы пересмотреть свои существующие взгляды. Эта область должна быть открыта к периодическому представлению образцов или социальных форм. В-третьих, должна иметься возможность выбора между данными образцами. Ценность данных образцов не должна быть проверяема с помощью ясного и четкого критерия. Пятым условием является наличие престижных фигур, поддерживающих тот или иной из конкурирующих образцов. И наконец, область должна быть открыта для возникновения новых интересов.

Вопрос 3

П. Клефато отмечает, что роскошь обладает рядом экономических функций. Каковы эти функции? В чем отличие между модой и элегантностью? Какие ценности являются определяющими для понятия «роскошь» и почему эти ценности являются характерными скорее для низших социальных слоев, чем для элит?

П. Клефато отмечает, что роскошь обладает рядом экономических функций. Каковы эти функции?

В узко экономическом смысле роскошь рассматривалась как элемент, чья базовая функция, социальная или культурная, состоит в поддержке капиталистического способа производства, начиная с фазы первоначального накопления. По крайней мере так утверждает Вернер Зомбарт, Он показал нарочито мотовской дух капитализма, в отличие от Макса Вебера, который, наоборот, отмечал кальвинистскую суровость этого способа производства. По мысли Зомбарта, функция роскоши в капитализме реализовывается с помощью многообразных трансформаций образов, как аристократов, так и буржуа.

В «Теории праздного класса» Торстейн Веблен (Veblen 1899) вводит понятие «демонстративное потребление». Под праздным классом он понимал в основном верхушку буржуазии своего времени, в которой, однако, он обнаружил черты, вкусы и привычки, уходящие корнями в предыдущие эпохи. Веблен указывает, что одежда и, если быть более точным, мода — одна из главных форм, в которых выражается демонстративное потребление.

Роскошь является движущим механизмом, который с одной стороны толкает вперед развитие некоторых секторов экономики, позволяет осуществлять большие вливания денежных средств, очищает денежно-кредитную систему, развивает банковский сектор. С другой она позволяет создавать систему образов, стремление к которым заставляет людей формировать свои потребности в несколько искаженном виде, лишать их рационального поведения, тем самым убирая лишние денежные средства из сбережений, возвращая их в обращение. Такой способ позволяет не только привести к социальному равновесию с экономической точки зрения, когда разница в денежных сбережениях людей начинает сокращаться, но также не дает развиться инфляции во время стабильного периода экономики.

Однако нельзя анализировать роскошь в рамках только экономики, тогда как ее суть лежит в противоречии социума и личности, стремлении быть как все, при этом выделяясь среди толпы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: