Дисциплина «Психология семьи»
Специальность «Информатика. Математика», 5 курс
Планы семинарских занятий
Семинар 1. Социальный институт семьи и брака
Вопросы для теоретического изучения и обсуждения на семинаре.
1.Возникновение и исторические типы семьи.
2.Современные тенденции в развитии семьи.
3.Этнические и конфессиональные особенности семьи.
4.Семья как малая группа.
Вопросы для повторения и контроля:
1.Понятия «брак», «семья», «супружество».
2.Психологический подход в понимании семьи: семья как пространство жизнедеятельности.
3.Функции семьи.
Примечание: список основной и дополнительной литературы – см. ниже.
Семинар 2. Проблемы молодой семьи.
Вопросы для теоретического изучения и обсуждения на семинаре.
1. Психология добрачных отношений.
2. Этапы развития молодой семьи: брачно-семейная адаптация.
3. Новые родственники (теща/тесть – свекровь/свекор): новые проблемы?
4. Рождение первого ребенка в семье.
Вопросы для повторения и контроля:
1.Психологическая характеристика семьи: структура, жизненный цикл семьи.
2.Социально-психологические типы семей.
Примечание: список основной и дополнительной литературы – см. ниж
Семинар 3. Психология проблемной семьи
Вопросы для теоретического изучения и обсуждения на семинаре.
- Супружеские конфликты: причины, типология, профилактика, преодоление.
- Ревность и супружеские измены.
- Проблемы, причины и следствия разводов.
- Проблемы неполной семьи.
- Проблемы повторного брака.
Вопросы для повторения и контроля:
1.Проблема стабильности брака. Удовлетворенность супругов браком.
2.Супружеская совместимость.
Примечание: список основной и дополнительной литературы – см. ниже.
Семинар 4. Семья и социализация личности: ребенок в семье.
Вопросы для теоретического изучения и обсуждения на семинаре
1.Социализация в семье. Типы семейного воспитания. Родительские директивы.
2.Роль отца в семейной социализации.
3.Роль матери в семейной социализации. Материнская депривация.
4.Роль бабушек и дедушек в социализации ребенка в семье.
5.Роль братьев и сестер (сиблингов) в социализации ребенка в семье.
6.Психологические особенности социализации единственного ребенка в семье.
Примечание: список основной и дополнительной литературы – см. ниже.
Самостоятельная работа студентов по курсу «Психология семьи»
Форма выполнения заданий: портфолио (авторская подборка материалов по теме); практическое исследование проблемы (case study); тематическая мультимедийная презентация; критический обзор новых публикаций по теме (журнальные статьи, книги, интернет материала).
Темы для самостоятельной творческой работы:
a. Особенности семейных отношений в разных этнокультурах.
b. Отношение к детям в семьях разных этнокультур
c. Семейные конфликты: виды, источники, следствия.
d. Психолого-педагогическая помощь семье в конфликтных ситуациях.
e. Стратегии поведения в конфликте и способы выхода их него.
f. Мифы о семье и семейных ролях.
g. Стереотипы сознания, влияющие на поведение супругов при повторном браке.
h. Конструктивное поведение супругов при повторном браке, обеспечивающее оптимальное воспитание и социализацию детей.
i. Психологические типы любви.
j. Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.
k. Зависимость психического развития ребенка от его роли в семье.
l. Психологические особенности неполной семьи.
m. Родительский стиль и сценарий жизни ребенка.
n. Прародительство как возрастная задача развития средней и поздней взрослости.
o. Мотивы вступления в брак у современной молодежи.
p. Жизненные ценности студенческой семьи.
q. Особенности социального познания в семье.
r. Психология межличностных отношений в разных типах семей.
s. Межличностная аттракция в семье.
t. Образ матери в представлениях современных школьников.
u. Образ отца в представлениях современных школьников.
v. Отношения к семье и браку у современной молодежи.
w. Психологические барьеры взаимопонимания в семье.
x. Маскулинность, фемининность и поведение в семье.
y. Семейные и профессиональные роли современной женщины.
z. Психология женщины в мире бизнеса.
aa. Женщина и профессиональная карьера.
bb. Гендерные отношения в семье.
cc. Роль отца в семейном воспитании.
dd. Психология повторного брака.
ee. Роль бабушки в семейных отношениях.
ff. Отношение детей к родителям в семьях группы риска.
gg. Психология предбрачного ухаживания.
hh. Психология семьи, ожидающей ребенка.
ii. Психология беременной женщины.
jj. Перинатальные аспекты психологии семейных отношений.
kk. Проблема материнства и ее изучение в психологии.
ll. Психическое развитие ребенка, функции матери.
mm. Психическое развитие ребенка, функции отца.
nn. Психология позднего /раннего материнства
oo. Психологическая помощь матери и ребенку.
pp. Проблема отцовства в современной семье.
qq. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье).
rr. Психологические проблемы усыновления приемных детей.
ss. Конфликты в семье.
tt. Развод и консультирование по данному поводу.
uu. Повторный брак.
vv. Взаимоотношения поколений в семье.
ww. Насилие в семье. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие.
xx. Насилие в семье. Психологическое сопровождение женщин, переживших насилие.
yy. Сценарий жизни и его роль в семейных отношениях.
zz. Гендерные особенности коммуникации в семье.
aaa. Эмоциональная близость в семье.
bbb. Формирование брачной пары.
ccc. Проблемы мачехи и отчима.
ddd. Роль бабушки и дедушки в семейных отношениях.
eee. Психология одиночества
fff. Брак в древности.
ggg. Европейский брак в средневековье.
hhh. Христианская модель семьи.
iii. Гражданский брак
jjj. Сексуальная индивидуальность и сексуальные ценности.
i. Семья как источник психической травмы.
ii. Психологическая помощь семье
iii. Родители и взрослые дети
iv. Психология прощения
v. Правила любви
vi. Индивидуально-психологические качества личности и способность любить
vii. Психология раннего брака
viii. Психология позднего брака
ix. Психология «неравного» брака
x. Ценностность семьи в общественном сознании
xi. Психологический кризис разводящихся супругов
xii. Психологический климат в семье: причины и следствия
xiii. Психология родительского программирования
xiv. Психология дисфункциональной семьи
Основная литература:
1. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие для вузов / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2007. – 319 с.
2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Е. И. Артамонова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. – изд. 3 - е, стереотип. – М.: Академия, 2005. – 190 с.
3. Андреева, Татьяна Владимировна. Семейная психология: учебное
a. пособие/ Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 243 с.
4. Дружинин, В. И. Психология семьи / В. И. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006.
5. Диагностика семьи: методики и тесты; ред. – сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М, 2004. – 735 с.
6. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – Изд. 3 - е. – М. [и др.]: Академический Проспект [и др.], 2007. – 734 с.
7. Овчарова, Раиса Викторовна. Психология родительства: учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.
8. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 2 – е изд., расшир. и доп. – СПб.: Питер, 2000. – 652 с
Дополнительная литература:
1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психо-
терапии. – СПб., 2001.
2. Ключников, Сергей Юрьевич. Семейные конфликты: Практика решения / С. Ю. Ключников. – СПб.: Питер, 2002. – 176 с.
3. Лосева, В. К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений: Психологическая помощь и консультирование / В. К. Лосева; РАО и др. – М.: Ассоциация профессиональное образование, 1995. – 36 с.
4. Подросток и семья: Хрестоматия; ред. – сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах – М, 2002. – 654 с.
5. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно – методическое пособие / Л. С. Алексеева [и др.]; под ред. Л. С. Алексеевой; Министерство труда и социального развития РФ и др. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 158 с.
6. Психолого – педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов /И. Ю. Левченко [и др.]; под ред.: И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – Изд. 3 - е, стереотип. – М.: Академия, 2006. – 318 с.
7. Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара: БАХРАХ-М, 2002.
8. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М., 2002. – 190 с.
9. Социально – психологическая и консультативная работа с семьей: хрестоматия: учебно – методическое пособие: в 2 - х частях; сост. Л. Б. Шнейдер. – М. [и др.]: МПСИ. – (Библиотека психолога). – 2004. – 725 с.
10. Сысенко, Виктор Алексеевич. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. – М.: Мысль, 1989. – 173 с.
11. Торохтий, В. С. Психология социальной работы с семьей: учебно – методическое пособие для вузов / В. С. Торохтий. – М.: Центр социальной педагогики РАО, 1996. – 218 с.
12. Философия любви: сборник: в 2 ч.; сост. А. А. Ивин; под общ. ред. Д. П. Горского. – М.: Политиздат. – 1990. – 603 с.
13. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 270 с.
14. Шнейдер, Л. Б. Психология семьи и семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. – М., 2000. – 498 с.
15. Хамитов Н. Философия и психология пола. – К.: Ника-Центр, 2001.
16. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – М., 2003.
17. Я и моя семья: Психологическая совместимость: Коррекция семейных отношений: Дети и родители; авт. – сост. Э. Флерковский. – Ростов - на — Дону: Феникс, 2003. – 314 с.