оптимальный подбор, группировка и последовательность расположения используемых языковых средств.




Для того чтобы разобрать композиционный состав книги, мы введем понятие композиция. Композиция - это схема организации и структурной упорядоченности целого текста (произведения), отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними.

Обычно понятие композиции применяется для характеристики художественного произведения в целом или его структуры. В литературе можно встретить такое определение композиции, как «построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении». Композиция отображает в себе мировоззрение, скрывает использованный художественный прием, открывает идейно-эстетические задачи поставленные автором. К художественным элементам композиции относят экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. К нехудожественным относят последовательность из трех частей речевого сообщения: вступление, главная часть и заключение. «Вступление предполагает введение в тему и содержание текста, представление материала, постановку проблемы, конкретизацию аспекта ее рассмотрения и др. Нередко (особенно в публицистических. и научно-популярных жанрах) введение преследует психологические цели, т.е. отражает стремление автора завладеть вниманием читателя, вызвать его интерес, установить психологический контакт с аудиторией. С этой целью могут использоваться яркие образы, интересные, интригующие сообщения о каких-либо фактах, парадоксальные суждения, проблемные вопросы, обращения к аудитории и др.

Главная (основная) часть содержит развитие концепции, намеченное вступлением. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения. В этой части особенно важно соотношение общих и частных вопросов, абстрактных понятий и конкретных примеров, фактических и статистических сведений и т.п. Здесь же наиболее полно реализуется тот или иной функционально -смысловой тип речи - повествование, рассуждение, описание и др. В главной части автор излагает основной материал, в отношении которого выносится суждение или оценка; анализирует (отвергает или принимает) чужие суждения или оценки, предлагает свое понимание темы. Коммуникативное намерение субъекта речи реализуется посредством констатации, доказательства, опровержения и других способов аргументации, включающих тезис - основное положение, которое доказывается в процессе речи, аргументы - положения, которые приводятся в обоснование тезиса и истинность которых является доказанной независимо от тезиса (в качестве аргументов также используются проверенные науч. положения, достоверные факты, аксиомы), демонстрацию - форму соотнесенности аргументов и тезиса. Важнейшая роль в основной части принадлежит тезису, его подтверждению или опровержению. В заключении обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечаются новые задачи и проблемы, требующие разрешения, содержатся призывы к аудитории и т.п.» [4, с. 17]

В лингвистике понятие Композиции отражает:

) взаимосвязь статического и динамического аспектов текста (первый связан с построением, архитектоникой текста, второй - с логическим развертыванием содержания, движением хода мысли);

) процесс расчленения континуума текста на сегменты, информативные блоки и объединения информации внутри каждого блока;

) внутреннюю (смысловую) сторону организации текста и его внешнюю сторону (членение на части, разделы, главы, параграфы, абзацы и и.п.)

Композиция текста так же может быть простой или сложной. «Для многих жанров (типов текстов) существуют готовые стандартные формы не только выражения мысли (на уровне предложения, абзаца), но и на уровне построения текста (документы, деловые письма, авторефераты диссертаций и др. - жанры оф.-дел. стиля, жанры науч. литературы). В связи с этим выделяется «нулевой уровень» композиции с присущим ему линейно-последовательным и объективно-нейтральным изложением. Стремление к большей выразительности требует от автора трансформации нейтрально-линейной последовательности изложения - реальной (т.е. изменение естественного течения факта, явления) либо логической (т.е. изменение отношений элементов в системе, установленной в той или иной научной области, например замена дедукции индукцией в научно-популярном тексте). Трансформированные композиционные структуры широко используются не только в худож. произведениях, но во многих нехудож. жанрах - очерках, фельетонах, науч.-популярных текстах, учебниках, в судебной речи и т.д. Выделяют пять типов усложненной композиции., определяющей развертывание нехудож. текстов: конкретизацию, трансмутацию, адаптацию, аддицию, иммутацию.»

В риторике применяется коммуникативный подход к композиции, который основывается на следующих положениях:

) речь является не только результатом деятельности, но и самой этой деятельностью, отсюда композиция речевого произведения есть не только готовая структура, но и процесс создания этой структуры;

) речевая деятельность основана на целеполагании, поэтому композиция текста - это не просто структура, а структура, наделенная коммуникативной функцией управления вниманием адресата. В соответствии с данными положениями композиция речевого произведения определяется как строение, соотношение, взаимное расположение частей (подбор, группировка и последовательность), посредством которого адресант (оратор) управляет вниманием адресата (аудитории) таким образом, что эти части воспринимаются как единое иерархическое целое, где каждому компоненту уделяется внимание, соответствующее его значимости, обусловленной коммуникативной установкой.

В риторике разработаны основные принципы композиционного построения убеждающей речи:

) оптимальный подбор главных и факультативных компонентов;

) оптимальная внутренняя структура главных компонентов, включающих описание темы и проблемы, контактоустанавливающую часть, изложение тезисов, аргументов и выводов и др.;

) оптимальное расположение и группировка факультативных компонентов (отступлений, связанных с налаживанием обратной связи с аудиторией, приемов, обеспечивающих активизацию внимания адресата, и др.);

оптимальный подбор, группировка и последовательность расположения используемых языковых средств.

В лирическом произведении же композиция имеет свой специфический характер, выраженный в ограниченном круге способов художественного изображения и делении текста.

Научный текст по составу композиции является довольно таки однотипным, хотя допускающий некоторые отклонения. Помимо деления на три основные части, упомянутые ранее, к научному тексту можно отнести закономерность процесса познавательной деятельности и формирования знания.

Таким образом, следует отметить, что композиция текста в лингвистике, риторике, литературе и пр. преследует общую цель и направление, такую как воздействие на читателя тем или иным образом, для достижения той или иной цели. И в достижении своей цели использует различные литературные, языковые, грамматические и конструктивные приемы.

 


Заключение

 

Тема работы «Чудо - имя, которому книга». Не просто так сравнили книгу с настоящим чудом. Здесь удалось увидеть книгу не только, как печатный продукт, а как источник знаний, источник вдохновения, способный не только передавать информацию, но выполнять поучительную, воспитательную, эстетическую и др. функции. Книга раскрылась нам во всей своей красе и многообразии жанров и видов. В первой части работы мы смогли увидеть, что книга является обязательным атрибутом любой культуры, что она неотъемлемо сопровождает своего читателя в течении жизни. Столько в культуре различных народов пословиц, поговорок и пр. элементов народного творчества, восхваляющих и прославляющих книгу. Огромную роль книга оказывает на формирование мировоззрения, культуры общества и культурного наследия. Различные композиционные способы и приемы используются в книге для выполнения ею своих функций и поставленных задач. Отдельно хочется отметить роль книги в формировании речевой культуры. Позволяющей передавать знания в области этикета, делового общения и культуры языка.

Книга - самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее… Книга - верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания.

 


Библиографический список

 

1. https://enc-dic.com/ozhegov/: Ожегов С.И., Словарь русского языка, 22-е издание.

2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 736 с.

3. Петровичева, Л.И. Книговедение: учебное пособие по одноименному курсу для студентов специальности 1-47 01 01 «Издательское дело» / Л.И. Петровичева, З.М. Клецкая. - Мн.: БГТУ, 2004. - 85 с.

4. Мигонь К. Наука о книге / К. Мигонь. - М, 1991. - 198 с, с.33

. Муштук О.З. Основы общей риторики, - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 256с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: